Невербальное общение и его роль в коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:05, реферат

Краткое описание

Человек ведет социальный образ жизни, т.е. его невозможно представить вне общества. Для каждого важно наладить контакт с собеседником, ведь назначение любого акта коммуникации состоит в достижении какой-либо цели. Общение это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….... 3
Сущность невербального общения…………………………………… 5
Элементы невербального общения…………………………………… 7
Кинесика…………………………………………………………….8
Тактильное поведение …………………………………………...11
Сенсорика………………………………………………………… 13
2.4 Проксемика ……………………………………………………….14
2.5 Хронемика ………………………………………………………...16
Заключение ……………………………………………………………….17
Литература……………………………………………………………….. 18

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 30.14 Кб (Скачать)

Последним элементом кинесики является манера одеваться, которая целиком обусловлена спецификой той или иной культуры.

2.2 Тактильное  поведение

 

Сравнительное сопоставление поведения  представителей различных культур  позволило установить, что при  общении люди разных культур используют разнообразные виды прикосновений  к своим собеседникам. К такого рода прикосновениям ученые относят, прежде всего, рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания, объятия и т. п. Как  показали наблюдения и исследования, с помощью разного рода прикосновений  процесс коммуникации может приобретать  различный характер и протекать  с различной эффективностью. Ученые, изучающие тактильное поведение  людей, считают, что в зависимости  от цели и характера прикосновения  можно разделить на следующие  типы: 1) профессиональные - они носят  безличный характер, человек при этом воспринимается только как объект общения (осмотр врача); 2) ритуальные - рукопожатия, дипломатические поцелуи; 3) дружеские; 4) любовные.

Прикосновения необходимы человеку, чтобы усиливать или ослаблять  процесс общения. Но поведение с  использованием прикосновений зависит  от целого ряда факторов, среди которых  наиболее важными являются культура, принадлежность к женскому или мужскому полу, возраст, статус человека и тип  личности.

Непременным атрибутом любой встречи  и общения является рукопожатие. В коммуникации оно может быть очень информативным, особенно его  интенсивность и продолжительность. Исторически сложилось несколько  видов рукопожатий, каждое из которых  имеет свое символическое значение. Рассмотрим их: 1) Ладонь, повернутая вверх  под ладонью партера, означает готовность подчиниться, бессознательный сигнал тому, чье доминирование признается; 2) Ладонь, повернутая вниз на ладони партнера, выражает стремление к доминированию, попытку взять ситуацию под свой контроль; 3) Ладонь ребром вниз фиксирует  положение равенства собеседников; 4) Рукопожатие «перчатка» подчеркивает стремление к искренности, дружелюбию, доверительности.

 

2.3 Сенсорика

 

Сенсорика - тип невербальной коммуникации, основывающийся на чувственном восприятии представителей других культур. Наряду со всеми другими сторонами невербальной коммуникации отношение к партнеру формируется на основе ощущений органов чувств человека.

Особенно большое значение в  общении имеют запахи. Это, прежде всего, запахи тела и используемой человеком косметики. Мы можем отказаться от общения с человеком, если сочтем, что от него плохо пахнет. Те же сложности возникают и в межкультурной коммуникации. Запахи, привычные в одной культуре, могут казаться отвратительными в другой.

Особенности национальной кухни также  сильно различаются у разных народов. Ароматы традиционной кухни, которые  иностранец воспринимает как необычные  или отталкивающие, представителям данной культуры могут казаться вполне приемлемыми и привычными.

Цветовые сочетания, используемые в разных культурах, также сильно варьируются. Нам могут не нравиться  эти сочетания, узоры, они могут  казаться слишком яркими или чересчур блеклыми.

Слуховые предпочтения также зависят  от конкретной культуры. Именно поэтому  так сильно отличается музыка у разных народов. Чужая музыка нередко кажется  странной, непонятной и некрасивой.

Все сенсорные факторы действуют совместно и в результате создают сенсорную картину той или иной культуры. Оценка, которую мы даем этой культуре, зависит от соотношения числа приятных и неприятных сенсорных ощущений. Если приятных ощущений больше, мы оцениваем культуру положительно. Если больше негативных ощущений, культура нам не нравится.

 

2.4 Проксемика

 

Проксемика - это использование пространственных отношений при коммуникации. Данный термин был введен американским психологом Э. Холлом. Общение людей всегда происходит на определенном расстоянии друг от друга, и это расстояние является важным показателем типа, характера и широты отношений между людьми. Каждый человек подсознательно устанавливает границы своего личного пространства. Эти границы зависят от культуры данного народа и от отношения к конкретному собеседнику.

Э.Холл в результате своих наблюдений выделил 4 зоны коммуникации: 1) интимную - разделяющую достаточно близких  людей, не желающих посвящать в свою жизнь третьих лиц; 2) личную - расстояние, которое поддерживает индивид при общении между собой и всеми другими людьми; 3) социальную - дистанция между людьми при формальном и светском общении; 4) публичную - дистанция общения на публичных мероприятиях.

Интимная зона коммуникации располагается  наиболее близко к телу человека, и  в ней он чувствует себя в безопасности. Практически во всех культурах мира вторгаться в чужую интимную зону вообще не принято.

Однако для процесса коммуникации наиболее важным является личное пространство, непосредственно окружающее тело человека. Эта зона равняется 45—120 см, и в  ней происходит большая часть  всех контактов человека: разговор, беседа с друзьями и хорошими знакомыми.

Социальная зона - это то расстояние, на котором мы держимся при общении  с незнакомыми людьми или при  общении с малой группой людей. Социальная зона располагается в  промежутке от 120 до 260 см. Она удобна для формального общения: при деловой встрече, совещании, дискуссии.

Публичная зона - это расстояние, при  коммуникации с большой группой  людей, с массовой аудиторией: собрания, презентации, лекции, доклады и речи. Эта зона начинается с расстояния от 3,5 метров и может простираться до бесконечности, но в пределах сохранения коммуникационного контакта. Поэтому публичную зону называют открытой.

 

2.5 Хронемика

 

Хронемика - это использование времени в невербальном коммуникационном процессе. Для общения время является не менее важным фактором, чем слова, жесты, позы и дистанции. Восприятие и использование времени является частью невербального общения и весьма существенно отличается в разных культурах. Исследования хронемики различных культур позволяют выделить две основные модели использования времени: монохронную и полихронную. При монохронной модели время представляется в виде дороги или длинной ленты, разделенной на сегменты. Это разделение времени на части приводит к тому, что человек в данной культуре предпочитает одновременно заниматься только одним делом, а также разделяет время для дела и для эмоциональных контактов. В полихронной модели нет такого строгого расписания, человек там может заниматься несколькими делами сразу. Время здесь воспринимается в виде пересекающихся спиральных траекторий или в виде круга. Крайним случаем являются культуры, в языках которых вообще нет слов, относящихся ко времени (например, у североамериканских индейцев).

Хронемика также изучает ритм, движение и расчет времени в культуре.

Разные культуры используют формальные и неформальные виды времени. Неформальное время связано с неопределенным отсчетом: «через некоторое время», «позже», «во второй половине дня» и  т.д. Формальное время, напротив, отсчитывает  время очень точно: «к двум часам», «завтра в 15.30» и т.д. Одной из наиболее частых помех в межкультурной  коммуникации является ситуация, когда  один собеседник оперирует формальным временем, а его оппонент, принадлежащий  к другой культуре, - неформальным. Первый приходит на встречу к двум часам  дня, а другой - примерно во второй половине дня, если приходит вообще.

 

 

Заключение

 

Невербальное общение, более  известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения  человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим  условием эффективного общения. Невербальные сигналы так важны в общении  по нескольким причинам:

• около 70% информации человек  воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

• невербальные сигналы  позволяют понять истинные чувства  и мысли собеседника;

• отношение к собеседнику  нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в  свою очередь, является результатом  воздействия невербальных факторов - походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и  т.д.

Особенно ценны невербальные сигналы  потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.

В этой контрольной работе еще раз  доказали, что залогом успешного  общения между людьми, особенно разных национальностей и разных культур  является не только их речь.

Умение читать и применять самому знаки невербальной системы общения  помогут преуспеть не только в  деловой сфере, но и в повседневной жизни. В заключение хотелось бы предложить, чтобы в нашей организации организовали собрание, на котором опытный психолог в ходе диалога смог определить по мимике, жестам и другим элементам невербальной коммуникации все ли устраивает людей, работающих в нашей организации. Тогда возможно удалось бы организовать лучшие коммуникационные связи.

Поэтому, коммуникация – это искусство  быть понятым! А для этого нужно  владеть 4 основными навыками: внимательно  слушать, убедительно говорить, корректно  писать и вдумчиво читать.

Литература

 

  1. Кнапп М.Л., Невербальные коммуникации. – М.: «Наука», 1999 – 308 с.
  2. Конецкая В.П., Социология коммуникации. – М.: МУБУ, 1997. – 164 с.
  3. Красовский Ю.Д., Организационное поведение. – М.: ЮНИТИ, 1999.
  4. Лабунская В.А., Невербальное поведение - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1988. – 246 с.

Мильнер Б. З. Теория Организации  – М.: ИНФРА-


Информация о работе Невербальное общение и его роль в коммуникации