Невербалье средства общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:00, реферат

Краткое описание

Невербальные средства общения: визуальный контакт, рукопожатие, дистанция, пространственная ориентация. Их характеристика и правила использования. Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Файлы: 1 файл

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

     Если рука подается твердо, но в рукопожатии есть что-то застывшее, и нам приходиться как бы приспосабливать свою руку, чтобы не чувствовать в пальцах кусок дерева - с нами здоровается жесткий человек, знающий, чего он хочет, в критических ситуациях требующий приспособления лишь от других.

     Когда партнер подает руку твердо, но в том, как он берет и держит нашу, есть что-то собственническое и нам приходиться слегка дернуть свою руку, чтобы освободиться от захвата, можно предположить, что этот человек хочет легкой добычи, и то, что «попало в его руки», не выпустит.

     С помощью различного разворота ладони можно придать этому жесту различные значения. Когда ваша рука захватывает руку другого человека так, что та оказывается повернутой вниз своей ладонью - это властное рукопожатие. Оно свидетельствует о том, что вы хотите главенствовать в процессе общения с вашим партнером. В том случае, если перед вами женщина, которая так же подает ладонью вниз, то это, наоборот, означает ожидание поддержки или является провоцирующим намеком на поцелуй руки и своего рода кокетством.

     Когда вы протягиваете руку, развернув ее ладонью вверх, - это покорное рукопожатие. Оно бывает необходимой в ситуациях, когда нужно отдать инициативу другому человеку или позволить ему чувствовать себя хозяином положения.

     Пожатие прямой, несогнутой рукой, как и властное рукопожатие, является признаком неуважения. Его главное назначение в том, чтобы сохранить дистанцию и напомнить о неравенстве.

     Пожатие кончиками пальцев напоминает пожатие прямой, несогнутой рукой: вместо руки в ладонь заключаются только пальцы. Цель инициатора этого рукопожатия заключается в том, что бы держать партнера по общению на удобном для себя расстоянии. Более мягкий вариант такого рукопожатия заключается в том, что партнер подает руку, кисть которой отклонена вниз от линии прямой руки.

     При рукопожатии следует обратить внимание на положении корпуса здоровающихся людей. Если партнер, протягивая вам руку, подается корпусом вперед, это свидетельствует о его заинтересованности в общении с вами, расположенности к вам. Если же при поданной руке его корпус остается прямым и даже несколько отклоняется назад, а голова слегка приподнята (подбородок задран вверх), то можно предположить несколько высокомерное отношение с его стороны.

     Рукопожатие с использованием обеих рук (иногда его называют «перчаткой») встречается довольно часто. Смысл заключается в демонстрации того, что его инициатор честен и ему можно доверять. При таком рукопожатии вы берете руку партнера правой рукой и дополнительно охватываете ее левой. Другая форма этого жеста: пожимая руку партнера своей правой, похлопываете еще и левой. Для передачи переполненности чувств используется левая рука, которая сверху кладется на правую руку. Степень глубины чувств зависит от того, на какое место кладется рука. Если рука кладется на локоть партнера, то это выражает больше чувства, чем при захватывании запястья. Если рука кладется на плечо, то это означает больше чувства, чем когда она находиться на предплечье.

     Рукопожатие с использованием обоих рук применимо только по отношению к близким друзьям и хорошим знакомым людям. Применять этот жест к клиентам и партнерам не следует, ибо они в подобной ситуации чувствуют себя крайне неудобно. Тем не менее, многие политические деятели упорствуют в его использовании. Достаточно вспомнить телерепортажи о встречах политиков и руководителей нашего недалекого прошлого, да и настоящего.

     Существует также несколько рукопожатий неформального общения. Прежде всего, это жест, когда рука подается сбоку широким движением. Если он характерен ля данного человека, то это говорит о стремлении к навязыванию себя или о простоватости характера. Если такой жест в целом не типичен для данного человека, то это показатель (иногда демонстративный) близости отношений.

     Жест, когда в качестве рукопожатия делается быстрый взаимный хлопок, по кончикам пальцев, используется обычно в ознаменование успешного результата тесного взаимного сотрудничества в важном для обоих собеседников деле. В некоторых случаях такое «рукопожатие» носит характер установившейся традиции. Но чаще всего оно является своего рода игрой в молодежных коллективах.

     Чтобы получить более исчерпывающую информацию о человеке по его рукопожатию, нужно также учитывать его интенсивность и длительность. Слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук может свидетельствовать о безразличии. Наоборот, длительное рукопожатие и слишком влажные руки свидетельствуют о сильном волнении. Чуть-чуть удлиненное по времени рукопожатие наряду с улыбкой и теплым взглядом демонстрируют дружелюбие. Однако задерживать руку партнера в своей руке не стоит: у него может возникнуть чувство раздражения- он как будто попал в капкан.

     Следует учитывать разницу во взглядах на рукопожатия у иностранцах. Например, при встрече с бизнесменами из Азии не надо сжимать им ладонь слишком сильно и долго. Наоборот, западноевропейские и американские предприниматели терпеть не могут вялых рукопожатий, поскольку у них очень ценятся атлетизм и энергия. Им следует пожимать руку энергично и сильно. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. - 6 изд., перераб. и доп. - М.: Ось - 89, 2002. - с. 45 - 47. 
 
 
 

 

Дистанция

     Расположение лицом к лицу - это наиболее часто практикуемая, хотя и не единственная возможность расположения консультанта и клиента друг  к  другу.

     Позиция лицом к лицу, которая задаётся расположением кресел  консультанта  и клиента в пространстве кабинета - это приглашение к диалогу.  “Я  расположен к вам, я с вами  прямо  сейчас”  -  вот  то  послание,  которое  консультант стремится передать  клиенту.  Такая  позиция  свидетельствует  о  готовности консультанта к контакту, сообщает о его вовлечённости в беседу и  приглашает клиента к открытому самопредъявлению. Однако иногда готовность  консультанта к прямой встрече воспринимается клиентом  как  угроза.  Эта  проблема  может быть разрешена, если изменить положение кресел и увеличить  дистанции  между консультантом и клиентом. Располагая кресла под некоторым  углом  и  изменяя дистанцию, можно регулировать  степень  открытости  и  участия  в  контакте.

     Изначальное расположение кресел под определённым  углом  и  на  определённой дистанции  задаёт  последующие  возможности  регуляции  контактной   границы обоими участниками, поэтому обычно кресла  ставят  на  расстоянии  1.5  -  2 метра под небольшим углом.

     В разговоре труднее с теми, кто откидывается назад или разваливается в кресле. Наклон консультанта  вперед  передаёт  сообщение  “Я  с  тобой,  мне интересен ты и  то,  что  ты  хочешь  сказать”.  А  отклонение  назад  часто сообщает - “Я не совсем с тобой”  или “Мне  скучно”.  Наклон  вперёд  может переживаться клиентом, погруженным в болезненные чувства, как  поддержка  со стороны консультанта, и, наоборот, отклонение  назад  -  как  отстранение  и

нежелание иметь дело с его  чувствами.  Слишком  быстрый,  внезапный  наклон сокращает дистанцию между  консультантом  и  клиентом, что может нарушить контакт и восприниматься  как  вызов.  Так,  например,  консультант  может сказать : “Итак, я выслушал ваши жалобы, а теперь я хотел бы узнать,  в чём вы видите причины всех этих трудностей?”,  при этом,  как бы  нависая над клиентом, резко наклониться вперед.  Такое невербальное  поведение может придать нежелательный смысл вполне  уместному вопросу консультанта.   И наоборот, если  консультант резко отклонится  назад после данной  фразы, клиент  может воспринять  это как   нежелание   слушать   его   жалобы   и пренебрежение к объяснениям их причин.

     Хороший консультант с уважением относится к  психологическим  границам другого человеческого существа, он внимателен к расстоянию, комфортному для клиента,  и использует  реакции   клиента   в   качестве   обратной   связи относительно оптимальной физической дистанции и психологической близости. 
 

Пространственная  ориентация

     Та или иная дистанция в контактах между личностями определяется социальным положением общающихся, их национальными признаками, возрастом, полом, а также характером взаимоотношений партнеров. И это также является одной их форм невербального общения, которые полезно знать. Кстати, эти знания о пространственной ориентации согласно конкретной ситуации, активно используются психологами, социологами, политологами.

     По расположению двух людей за столом можно судить о характере их общения.

     Позиция углового расположения - наиболее благоприятна для общения ученика с учителем, руководителя с подчиненными, так как у обоих есть достаточный простор для обмена взглядами, жестикулирования. Угол стола служит успокоительным барьером, защищающим от неожиданных выпадов. Взгляды их не перекрещиваются и когда затрагиваются трудные моменты обсуждения, всегда можно направить глаза на неподвижный объект и сосредоточиться на формулировке ответа.

     Конкурирующе-оборонительная позиция - применяется в острых обсуждениях, спорах, дискуссиях. Собеседники сидят напротив друг друга, что позволяет хорошо обозревать выражения лица, совершаемые жесты, которые могут ежесекундно меняться в зависимости от остроты обсуждаемых вопросов. Барьер в виде стола между ними дает шанс относительной безопасности в случае, если мирное обсуждение вдруг перейдет в фазу размахивания руками и желания схватить противника за грудки. В этом случае положение напротив друг друга помогает не упустить невербальные сигналы собеседника и вовремя на них реагировать.

     Независимая позиция - говорит о нежелании общаться. Собеседники сидят по разным углам стола, что отрицательно влияет на процесс коммуникации. Если попытаться изменить положение, сесть поближе, другой человек может демонстративно встать и покинуть помещение. Это самая негативная форма общения за столом и форма невербального общения в целом.

     Позиция направленного сотрудничества - между участниками разговора нет никаких физических барьеров, они сидят рядом. Общение носит доверительно-интимный характер. В такой позиции можно обсудить чуть ли не все вопросы и темы, поскольку собеседники полностью принимают друг друга.

     По положению двух беседующих людей, их степени приближенности друг к другу выделяют виды личных пространств:

          - общественное (расстояние между ними более 3,5 метров);

          - социальное (от 3,5 до 1,5 метров);

          - личное (от 1,5 метра до 40 см);

          - интимное и сверхинтимное (от 40 см и ближе).

     Если малознакомый человек попытается переступить границу вашей личной дистанции, вы инстинктивно отступите назад или вытянете руки, чтобы не допустить вторжение в ваше личное пространство. Вы можете почувствовать гнев, учащение пульса, выброс адреналина. Если вы попали в ситуацию, когда вторжение неизбежно (лифт, переполненный транспорт), рекомендуем постараться сохранить спокойствие, не разговаривать с ним, лучше отказаться даже невербального контакта с ним (не смотрите человеку в глаза).

     По поводу сохранения своего территориального пространства был проведен интересный эксперимент. Девушку после инструктажа просили сесть рядом с занимающимся человеком за столом в библиотеке. Она незаметно старалась подсесть как можно ближе, и с каждой ее попыткой сосед инстинктивно отодвигался к краю. Каждый из вас испытывал подобное желание в такой ситуации сохранить свою территорию с помощью различных невербальных жестов, например, отодвигания локтя, отгораживания плечом от назойливого соседа, втягивании головы.

     Сохранение личной дистанции можно увидеть и в транспорте. Замечено, что в пустой транспорт люди садятся по одиночке на парные места. Если их нет, занимают место рядом с достойным доверия соседом, отворачиваясь в другую сторону.

     Еще один пример невербального общения. В парке люди любят занимать все пространство на скамейках. Если же к одиноко сидящему подойдет другой и попросит разрешения сесть, как правило, тот получает согласие. Но очень скоро первый уходит, выискивая себе свободную лавочку.

     В сельской местности понятие личного пространства намного шире, чем в городе. Собеседники могут переговариваться на расстоянии 2-5 метров, и это не является проблемой или неудобством. В городе же, где довольно высокая плотность населения, личное территориальное пространство сужается до минимума и опять же это не мешает свободному общению. Наибольший дискомфорт испытывает сельский житель при нахождении в городе. Он буквально физически будет ощущать нехватку воздуха и места. Есть данные, как много проблем адаптации возникало у них при переезде в город, как испытывали мучительную тоску по просторам полей и лугам, тишине и свежести воздуха, насыщенным своеобразными ароматами земли, травы. Что и говорить о психологических страданиях в общении с большим количеством абсолютно равнодушных людей, вечно спешащих по важным делам.

Информация о работе Невербалье средства общения