Корпоративная этика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 04:35, реферат

Краткое описание

Понятие корпоративной этики прочно входит в нашу жизнь. Для этого в обществе сложились все предпосылки.
Однако вопрос какие этические принципы закладывать в корпоративную этику многих руководителей ставит в тупик, но без ответа на него нельзя начинать столь важного дела. Таким образом, изучение законодательной и морально – этической базы корпоративной этики является как никогда актуальным.

Файлы: 1 файл

амииинне.docx

— 24.20 Кб (Скачать)

Введение

 

Понятие корпоративной этики  прочно входит в нашу жизнь. Для этого  в обществе сложились все предпосылки.

Однако вопрос какие этические принципы закладывать в корпоративную этику многих руководителей ставит в тупик, но без ответа на него нельзя начинать столь важного дела. Таким образом, изучение законодательной и морально – этической базы корпоративной этики является как никогда актуальным.

 

 

1. Понятие корпоративной  этики

 

Корпоративная этика –  это система ценностей, регулирующая этические отношения в данной организации. В отличие от универсальной  корпоративная этика обусловлена  особенностями деятельности и целями данной организации, а также сложившимися стереотипами поведения в данной организации. Корпоративная этика  является ключевым элементом, объединяющим людей - участников производственного  процесса на предприятии - в единый социальный организм (человеческое сообщество)1.

Под воздействием корпоративной  этики деятельность работников организуется не столько на основе приказов или  компромиссов, сколько за счет внутренней согласованности ориентиров и стремлений сотрудников. Организация, построенная на единстве мировоззрения и ценностных установок ее членов становится наиболее гармоничной и динамичной формой производственного сообщества.

В основу современной корпоративной  этики, по мнению большинства ученых, должны быть положены три важнейшие положения:

- создание материальных  ценностей во всем многообразии  форм рассматривается как изначально  важный процесс; 

- прибыль и другие доходы  производства рассматриваются как  результат достижения различных  общественно значимых целей; 

- приоритет в разрешении  проблем, возникающих в деловом  мире, должен отдаваться интересам  межличностных отношений, а не производству продукции.

3. Морально –  этическая база корпоративной  этики

Нет сомнения в том, что  нормальный бизнес может развиваться  только в правовом государстве, на основе развитого законодательства.

Этика включает в себя систему  нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Естественно, что многие нормы взаимоотношений в деловой обстановке справедливы для повседневной жизни, и, наоборот, практически все правила межличностных взаимоотношений находят свое отражение в служебной этике.

Отношение окружающих к конкретному  человеку в процессе профессиональной деятельности является продолжением отношений, складывающихся в общественной жизни  в целом. Желательные проявления отношения других к себе в повседневной жизни мы естественным образом переносим  и в сферу деловых отношений. Соответственно, окружающие люди ждут от нас знания правил поведения и  умения воплощать их на практике.

Практически все направления  корпоративной этики имеют правила, соответствующие морально – этическим  нормам поведения в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики. К  ним можно отнести уважение чувства  собственного достоинства и личного  статуса другого человека, понимание  интересов и мотивов поведения  окружающих, социальную ответственность  за их психологическую защищенность и т.п.

В своей каждодневной деятельности руководитель любого уровня или наемный  работник принимают решение не только исходя из правовых норм, но и руководствуясь принятой в данной организации системой ценностей и норм поведения. 

Кроме того, никакие правовые нормы не в состоянии определить степень доверия и уважения руководителя к своим подчиненным, признание  за ними права на человеческое достоинство, собственное мнение по тому или иному  вопросу.

Следует обратить внимание и на тот факт, что значение закона и морали как регуляторов человеческого  поведения различаются от общества к обществу. Так одной из характерных черт российского менталитета является приоритет духовного начала, своего рода «внутреннего закона» над нормами официального права. В этой связи формирование правового государства в российских условиях должно обязательно дополняться морально-этическими нормами.

 Принципы этики корпоративных  отношений - обобщенное выражение  нравственных требований, выработанных  в моральном сознании общества, которые указывают на нормы  поведения участников деловых  отношений.

В основу современной корпоративной  этики, по мнению большинства ученых, должны быть положены три важнейшие положения:

- создание материальных  ценностей во всем многообразии  форм рассматривается как изначально  важный процесс; 

- прибыль и другие доходы  производства рассматриваются как  результат достижения различных  общественно значимых целей; 

- приоритет в разрешении  проблем, возникающих в деловом  мире, должен отдаваться интересам  межличностных отношений, а не  производству продукции. 

В работе американского социолога  Л. Хосмера сформулированы современные этические принципы корпоративной этики, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой. Таких принципов и соответственно аксиом десять2:

- Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных  интересах или интересах твоей  компании (принцип основан на  учении древнегреческих философов  (в частности Демокрита) о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными).

- Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать,  что это действительно честное,  открытое и истинное, о котором  можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях — честности, открытости, умеренности и т.п.).

- Никогда не делай того, что не способствует формированию  чувства локтя, так как все  мы работаем на одну общую  цель (принцип основан на заповедях  всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию).

- Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в  законе представлены основные  моральные нормы общества (принцип  основан на учении Т. Гоббса  и Дж. Локка о роли государства  как арбитра в конкуренции  между людьми за благо).

- Никогда не делай того, что не ведет к благу, а  не вреду для общества, в котором  ты живешь (принцип основан на  этике утилитаризма (практической  пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и  Дж.С. Миллом).

- Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать  делать другим, оказавшимся в  похожей ситуации (принцип основан  на категорическом императиве  И. Канта, в котором декларируется  знаменитое правило об универсальной,  всеобщей норме).

- Никогда не делай того, что ущемляет установленные права  других (принцип основан на взглядах  Ж.-Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности).

- Всегда поступай так,  чтобы максимизировать прибыль  в рамках закона, требований рынка  и с полным учетом затрат. Ибо  максимальная прибыль при соблюдении  этих условий свидетельствует  о наибольшей эффективности производства (принцип основан на экономической  теории А. Смита и учении  В. Парето об оптимальной сделке).

- Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим  в обществе (принцип основан на  правиле распределительной справедливости  К. Родса).

- Никогда не делай того, что препятствовало бы праву  другого человека на саморазвитие  и самореализацию (принцип основан  на теории А. Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).

Корпоративная этика опирается  на нравственные нормы, которые позволяют  каждому ощущать себя личностью. В первую очередь они связаны  с базовыми (материальными) потребностями  наемного работника:

-оплата квалифицированного труда должна быть не ниже доходов средних слоев населения;

-корпорация берет на себя ответственность за определенную стабильность занятости, а в случае вынужденного увольнения – выплаты соответствующей компенсации;

-недопущение неоправданного разрыва уровней доходов собственников, менеджеров и рядовых работников.

Отношение работника с  корпорацией во многом определяется этическими нормами более высокого порядка и не в последнюю очередь  такими, как:

- уважение человеческого достоинства независимо от социального статуса, занимаемого в иерархической лестнице предприятия;

- гарантии повышения квалификации и профессионального продвижения;

свободное высказывание суждений о деятельности корпорации;

- сопричастность в подготовке и принятии решений, затрагивающих интересы работников;

- резкое осуждение таких явлений в системе трудовых отношений, как доносительство, противопоставление одних групп работников другим;

- прозрачность финансовой деятельности корпорации, исключающая любые формы теневых операций.

Конечно, и в корпоративной  этике определенная общность корпоративных  интересов не может ликвидировать  специфических интересов различных групп людей. Конфликты на предприятии могут возникать. Однако корпоративная этика позволяет управлять конфликтной ситуацией, придавать ей не разрушительный, а функциональный характер, т.е. использовать ее как первый сигнал появления проблемы, которую необходимо решать в рамках системы социального партнерства.

Корпоративная этика признает и право наемных работников в определенных случаях прибегать к забастовкам. Но надо различать возможность такой акции и ее реальное использование. Как крайняя форма решения конфликта – это проявление социальной демократии, но ее применение – свидетельство того, что в корпоративной этике допущены грубейшие ошибки, ставящие под угрозу нормальное функционирование всей системы корпоративных отношений предприятия.

В целом осознание общих  корпоративных интересов, на которые  опирается корпоративная этика, никоим образом нельзя сводить к  узкому и весьма опасному корпоративизму. Лозунг «что выгодно корпорации, то выгодно стране» чаще всего используется тогда, когда интересы корпорации находятся  в явном противоречии с национальными  интересами. Корпоративный же интерес  широкого социального плана и  взаимодействия в наибольшей мере совпадает  с общенациональными направлениями  предпринимательской деятельности.

Указанные принципы в той  или иной степени присутствуют и  признаются справедливыми в различных  деловых культурах. Идеальной, хотя и весьма отдаленной целью мирового делового сообщества становится тип  отношений, основанный на торжестве  морально-этических принципов.

 

Заключение

 

Подведем итоги обобщив все вышеизложенное в виде тезисов.

Понятие корпоративной этики  прочно входит в нашу жизнь. 

Корпоративная этика –  это система ценностей, регулирующая этические отношения в данной организации.

Корпоративная этика является ключевым элементом, объединяющим людей - участников производственного процесса на предприятии - в единый социальный организм (человеческое сообщество).

Принципы этики корпоративных  отношений - обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном  сознании общества, которые указывают  на нормы поведения участников деловых  отношений.

1 Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений : учебник / Д.К. Захаров,В.Г. Коновалова ; под ред. А.Я. Кибанова ; М. : ИНФРА-М, 2002.

2 Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений : учебник / Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова ; под ред. А.Я. Кибанова ; М. : ИНФРА-М, 2002.


Информация о работе Корпоративная этика