Контрольная работа по "Этике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:10, контрольная работа

Краткое описание

Этика является одной из древнейших философских дисциплин, объектом изучения которой служат мораль, нравственность. С трехсотых годов до н.э., когда этику впервые обозначили как особую область исследования, до сегодняшних дней интерес к ее осмыслению не ослабевает. В разное время к проблемам этики обращались такие философы, как Аристотель, Спиноза, Кант, Маркс и др. Термин «этика» происходит от греческого «этос» (нрав, характер). Аристотель вводит понятие «этика» для обозначения отрасли философии, являющейся учением о нравственной деятельности и добродетелях. Термин «мораль» появился в IV в. н. э. в латинском языке, как прямой аналог греческого термина “этика”. Первоначально эти термины в основном совпадают. Позже, с развитием культуры, за ними закрепилось различное содержание. Под моралью стали пониматься реальные явления (нравы общества, определенные нормы поведения людей, их представления о добре и зле и т. д.). В таком же значении употребляется и термин «нравственность». Этика же стала наукой, изучающей мораль (нравственность).

Оглавление

1.Введение
2.Моральная философия И. Канта
3.Категорический императив
4.Этическая система Г. Ф. В. Гегеля
5.Проблема свободы в этике Гегеля
6.Вывод
7.Список литературы

Файлы: 1 файл

контвольная по этике.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

Принцип “уважения к моральному закону”  является сердцевиной кантовской этики, поскольку в нем открывается  измерение гуманного поведения. Только личность, согласно Канту, может  выражать это уважение, которое является априорным чувством; осознание этого уважения идентично осознанию законообразного долга и имеет характер необходимой всеобщности. Уважение к закону есть единственная движущая сила морального долга. Человек, по Канту, не просто разумное существо, он призван побуждаться разумом к моральному поведению, что выражается в почитании морального закона. Казалось бы, здесь нет речи о личном стремлении к счастью. Но противоречие долга и стремления к счастью -лишь кажущееся. Кант преодолевает его, утверждая, что счастье отдельного человека и блаженство всего человечества достижимо лишь тогда, когда их поведение подчиняется моральному закону. Смысл жизни - в связи добродетели и блаженства. Только такой долг, который способствует счастью человека и человечества, имеет этическую ценность. Учение Канта о долге, таким образом, есть забота о достоинстве человека и о счастье человечества. Долг - “мост” между личным счастьем и общественным благом, точка оптимального их соединения.

3.Категорический императив

Нравственный закон — принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления — императива.

Гипотетические  императивы (относительные или условные императивы) — поступки хороши в особых случаях, для достижения определенных целей (советы врача человеку, заботящемуся о своем здоровье).

Категорический  императив — предписывает поступки, которые хороши сами по себе, независимо от последствий (например, требование честности).

"поступай  только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом".

"поступай  так, чтобы ты  всегда относился  к человеку и  в своем лице, и  в лице всякого  другого также  как к цели и  никогда не относился бы к нему как к средству". 

"принцип  воли каждого человека  как воли, всеми  своими максимами  устанавливающей  всеобщие законы".

Это три  разных способа представлять один и  тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других. Для проверки соответствия конкретного поступка нравственному закону Кант предложил использовать мысленный эксперимент. 
 

4.Этическая  система Г. Ф.  В. Гегеля

  Принцип историзма, последовательно проводимый Г.В.Ф.Гегелем (1770-1831), позволил осуществить  поворот от этики внутренней убежденности к социально "озабоченной" теории морали. В отличие от Канта, Гегель ориентирован не на выявление автономии морали, a на установление ее значения в системе общественных отношений. В соответствии с этим, в философии абсолютного идеализма Гегеля этика занимает достаточно скромное место. Этические воззрения немецкого философа наиболее полно и систематизировано изложены в его трудах "Философия права", "Феноменология духа". 
     Принципиальным для Гегеля было различение понятий "мораль" и "нравственность", которое зафиксировало создавшуюся в европейской этической рефлексии ситуацию противостояния двух подходов к морали: мораль как область духа, представленная исключительно личностными смыслами; мораль как сфера социально детерминированного поведения. Подчеркнув своеобразие личностного и социального бытия морали, Гегель попытался синтезировать обе традиции. 
     Нужно заметить, что этика Гегеля явилась результатом сложной творческой эволюции, в процессе которой, постепенно преодолевался пафос ранних работ, связанный с идеями моральной суверенности личности. В итоге личность как бы приносится в жертву философии абсолютного идеализма, настроенной на созидание социальной гармонии
.

   Учение о свободе воли предваряет исследование Гегелем природы морали и нравственности полагая свободу "необходимым условием и основой нравственности", философ раскрывает диалектический характер связи свободы и необходимости. На этом основании предлагается концепция развития свободной воли, в процессе которого воля проходит три стадии (природная воля, произвол, разумная воля), интерпретирующиеся впоследствии в учении как об абстрактном праве, о морали, о нравственности. 
     В учении о морали, которая представляет собой сферу личностных убеждений, Гегель диалектически анализирует такие категории, как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, высказывая немало чрезвычайно продуктивных идей. Так, например, подчеркивая, что "ряд поступков субъекта, это и есть он", Гегель ставит проблему обязательной реализации внутренней моральной убежденности в действиях, поскольку "лавры одного лишь хотения есть сухие листья, которые никогда не зеленели. Разумеется, нужно помнить, что активная деятельность ограничивается у Гегеля сферой духа, но сама постановка данной проблемы не может не вызывать положительного отклика, как и совет ставить перед собой великие идеи ("хотеть чего-то великого") при определении своих намерений. 
     Интересно понимание Гегелем морального долга субъекта, состоящего в том, чтобы "иметь понимание добра, сделать его своим намерением и осуществлять в деятельности". Здесь, по существу, описывается механизм реализации морали, ставится проблема интериоризации моральной необходимости. Множество ценных идей можно найти и в гегелевской диалектике добра и зла. 
     Учение о нравственности. Нравственность, по мнению Гегеля, это как бы вторая (общественная) природа человека, возвышающаяся над первой (индивидуальной). Тремя последовательными формами ее развития являются семья, гражданское общество, государство. Процесс становления нравственности есть, в принципе, подчинение индивидуальности государственным интересам, т.к. "вся ценность человека, вся его духовная действительность существует благодаря государству". Принцип историзма позволил Гегелю выявить многие реалии исторического развития нравственности, проанализировать сущностные антагонизмы буржуазного общества показать связь морали с другими сторонами общественной жизни, т.е. вписать мораль в социальный контекст. Однако предложенная им модель гармонизации личного и общественного блага оказалась несостоятельной. Философия "объективного духа", которая "разглядела" многие черты морали, противостоит действительности, возвышается над ней и не в состоянии оказать на нее сколько-нибудь существенное влияние. Гегель предлагал "считать недействительной всю дисгармоничную, разлаженную, полную конфликтов и себялюбивого хаоса действительность, т. е. живую жизнь, которой живут живые индивиды, а видеть лежащую в основе бытия гармонию логических связей, скрытый за исторической эмпирией разум, т.е. открываемую философией и в самой только философии существующую разумную действительность".

  5.Проблема  свободы в этике  Гегеля.

Гегель  разграничивает понятия "свобода" и "произвол".

Произвол - свобода действий, противоречащая нравственности.

Свобода - это:

* соединение разума и воли;

* познанная  необходимость;

* замена  эгоистических интересов всеобщими.

Гегель  в философии истории осмыслил развитие человека через ступени  развития мирового разума. В философии  духа Гегель осмыслил проблемы права, нравственности, государства. Красной нитью через философию истории проходит идея свободы, поэтическое рассматривается как царство реализованной свободы. Легальность и моральность соединяются в образ нравственности, формы ее появления: семья, гражданское общество и государство. 
 
Гегель отдавал приоритет общественного над частным, родового над индивидуальным, поэтическое развитие индивида происходит аналогично развитию рода. Сознание по сути социально и исторично.

Если  право - внешняя действительность, то нравственность - внутренняя действительность. Сущность государства можно понять только на фоне мировой истории, все отдельные государства - как реки вливаются в море мировой истории, в котором главенствует разум. Мировой разум - хитер и изобретателен “Крот истории роет ходы невидимые для нас”

Разумный  человек способен посмотреть на мир  и самого себя через призму определенного  состояния мировой истории. Народы существую исторически и неисторически. Исторически - это инструменты в  руках мирового разума, а не исторически - это сырье, материал.

Гегель  выделял 4 этапа развития мировой  истории:

1)восточный 
2Греческий 
3)Римский (иногда объединялся с греческим в античный) 
4) Германский (Христианский)

В восточном  период свободы нет, деспотичный  режим (Вавилон, Китай), потому что люди еще не осознают необходимость в свободе.

В греческом  периоде - много свободы так как  осознают необходимость в ней. 
В Римском периоде человек создает право и становится носителем правового сознания. 
В Германском периоде свободны все, так как все осознают необходимость. 
Гегель принимал Спинозу: Свобода - это осознанная необходимость”. Это идеалистическая трактовка свободы.

Свобода выступает в двух ипостасях: позитивной и негативной.

1)Свобода от  (негативная) 
2) Свобода для (позитивная)

Свобода от - может  перерастать в произвол, настоящая свобода всегда нуждается в ограничении. 
Прусская монархия - идеальный тип государства, а абсолютное государство - это шествие Бога по земле. Идеальное государство было для него античное. Развитие истории является воплощением идей мирового разума, и при этом в новых исторических формах всегда сохраняется часть старых, но они репродуцируются на более высоком уровне.
 

6. Философия  Нового времени утвердила права  разума на познание и развитие  науки, отстояла права человека  на свободу слова, свободу вероисповедания, на равенство людей перед законом против произвола властей, утвердила многие гуманистические ценности. Всё это не утратило своего значения и для нашего времени.  Философские системы Нового времени будут и сегодня отличаться своей верой в торжество разума и в возможность познания мира, в общественный прогресс и более совершенное общество. Постановка Кантом проблемы автономности этики, рассмотрение этического идеала, размышления о практическом характере нравственности и т. д. признаются неоценимым вкладом в философию.

Список  литературы.

1. Кант  И. Трактаты и письма, М.: Наука, 2004 -- 709 с.

2. Кант  И. Сочинения в шести томах,  М.: 2003 - 2006 г., т.1, 2, 3, 4, 6.

3.Т.  Б. Длугач “И. Кант: от ранних  произведений к “Критике чистого разума”, М.: Наука, 2002 -- 136 с.

4.И.  С. Андреев, Б. Т. Григорьян  “Философия Канта и современный  идеализм”, М.: Наука, 2007 -- 272 с.

5. О.  Г. Дробницкий “Понятие морали”,  М.: Наука, 2004 -- 388 с.

6. “Кант  и философия в России”, М.: Наука, 2004 -- 271 с.

7.Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998

8.Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика, Мн., 1994 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Контрольная работа по "Этике"