Коммуникация как основа общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 12:08, контрольная работа

Краткое описание

Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации.
Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Работу над устной речью можно начать с расширения словарного запаса.

Оглавление

1. КОММУНИКАТИВНОСТЬ. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ……………………………………………………………….3
2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КОНФЛИКТОВ. ПУТИ И ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ……………………………………………………
Библиографический список……………………

Файлы: 1 файл

КОНТР.Этика дел.общения.docx

— 67.34 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. ИМПЕРАТОРА ПЕТРА I»

 

Кафедра управления и маркетинга в апк

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»

НА ТЕМУ: «КОММУНИКАЦИЯ КАК ОСНОВА ОБЩЕНИЯ»

ВАРИАНТ №2

 

 

 Выполнил: студент факультета

экономики и менеджмента,

заочного отделения,

2-е высшее, 3 курс, группа 2а

Специальность «Экономика и

 управление на предприятиях  АПК»

 

 

Проверил:

руководитель: САБЕТОВА Т.В.

 

 

Воронеж 2013

СОДЕРЖАНИЕ

1. КОММУНИКАТИВНОСТЬ.  ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ……………………………………………………………….3

2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ  КОНФЛИКТОВ. ПУТИ И ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ  КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ……………………………………………………

Библиографический список…………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КОММУНИКАТИВНОСТЬ. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ.
    1. Вербальные коммуникации.

Совершенствование навыков вербального общения.

Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации.

Чтобы вас поняли, мало иметь  хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме  того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить  перед большой аудиторией, он формулирует  для себя тезисы или как-то иначе  готовится к докладу. Но в обыденной  жизни устная коммуникация требует  спонтанности, и это может вызвать  у человека тревогу, неуверенность  и даже страх. Работу над устной речью  можно начать с расширения словарного запаса.

Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей. Если, выступая с докладом, вы будете смотреть кому-либо из слушателей прямо  в глаза, то его ответное внимание вам будет гарантировано. И наоборот, если вы будете излагать свои мысли  монотонным голосом, уткнувшись в заранее  подготовленную бумажку, то очень скоро  обнаружите, что аудитория не слушает  вас. Визуальный контакт с аудиторией полезен еще и потому, что позволяет  докладчику оценить реакцию слушателей. Самым эффективным, как правило, бывает личное общение, то есть коммуникация, в которой участвуют два человека. Так, в политике давно известен факт, что личное общение с избирателями повышает шансы кандидата на успех  в избирательной кампании.

 

 

 

Совершенствование навыков письменной речи.

Люди пользуются письменной коммуникацией реже, чем устной. Но с приходом электронной почты  важность письменного общения сильно возросла.

Работодатели при отборе кандидатов на вакантные места все  большее внимание обращают на их умение грамотно излагать свои мысли на бумаге. Если при поступлении на работу вам  предлагается заполнить анкету, то это может означать, что работодатель таким образом предполагает проверить  ваши знания грамматики и орфографии.

Любое письменное сообщение  имеет одно несомненное преимущество перед устным. Составляя его, вы имеете возможность подумать, привести в  порядок свои мысли и в случае необходимости даже переписать набело. Однако нужно отметить и два недостатка письменной коммуникации. Во-первых, письменное сообщение не может передать интонации  вашего голоса и жестикуляцию (часто, но не всегда: смайлики - большое достижение человечества), а во-вторых, вы лишены мгновенной обратной связи с читателем. Чтобы устранить первый недостаток, имеет смысл привнести в ваше послание эмоциональную нотку. Здесь, как и в устной коммуникации, хорошую  службу вам может сослужить богатый  словарный запас. Вторая проблема легко  решается, если вам известны образовательный  уровень, интересы и словарный запас  людей, к которым вы обращаетесь. Короткое сообщение, написанное простым  языком, как правило, более понятно  людям.

Денотаты и  коннотации.

Денотатом называют предметное значение слова или, говоря иначе, его  словарное определение. Например, толковый словарь определяет понятие "отец" как "родитель мужского пола". Это  определение и является денотатом  данного слова. Понятие "коммунизм" определяется как "общественный строй  с общественной собственностью на средства производства".

Но, кроме этого, оба названных  нами слова, "отец" и "коммунизм", имеют эмоциональную окраску, то есть несут в себе особый смысл, которого словарное определение не может  раскрыть полностью. При определении  денотативного и коннотативного значения слова вы можете столкнуться  с некоторыми проблемами. Многие слова  имеют не одно, а несколько значений, другие в обиходном употреблении приобретают новые значения. Зачастую только контекст помогает понять, что  обозначало то или иное употребленное  в разговоре слово. Например, вам  говорят: "У меня есть отличная трава!" Чтобы не попасть впросак, вам  нужно точно знать, о какой "траве" идет речь. Если человек, воскликнувший  это, похож на коммивояжера фирмы "Цветы  и семена", можно надеяться, что  вам предлагают траву для газона перед вашим домом. Однако если у  вашего собеседника бегающие глаза, странные движения и неровная речь, то можно предполагать и некоторое  иное значение этого невинного слова.

Работодателям хорошо известно различие между денотативным и коннотативным  значениями слов. Так, просто изменив  название той или иной рабочей  должности, можно сделать ее более  привлекательной, несмотря на то, что  ее содержание останется прежним.

Не только работодатели уделяют  большое внимание коннотативным  значениям слов. Очень важны коннотации и для работников рекламного бизнеса. Для грамотной рекламы необходимы слова с мощным эмоциональным  звучанием, как позитивным, так и  негативным. Такие слова, как "грязь", "бактерии", "пятно", "ржавчина", "боль", "усталость", которые  мы ежедневно слышим в рекламных  роликах, пробуждают у нас негативные чувства. Затем, как правило, рекламодатель  предлагает продукт, который "очищает", "облегчает", "успокаивает" или "стимулирует", то есть рекламодатель  употребляет слова с мощным позитивным звучанием.

 

 

Ассертивность.

Ассертивностью называют способность человека отстаивать свои права. Имеется "тройственный принцип", который заключается в следующем: оказываясь в конфликтной ситуации, будьте тверды, честны и дружелюбны. Ваша твердость не позволит оппоненту  манипулировать вами или запугивать вас. Ваша честность не позволит вам  оказаться втянутым в аморальную ситуацию, даже если вас будут провоцировать  на это. Ваше дружелюбие даст понять вашим  оппонентам, что вы готовы к сотрудничеству.

Агрессивная, обвинительная  тактика не приводит к разрешению конфликта, наоборот, она заставляет людей защищаться и упорствовать в своем мнении. Рекомендуется  в таких случаях использовать "я - утверждения" вместо "ты - утверждений", то есть говорить о своих переживаниях, а не о личных качествах оппонента. Например, мать может сказать своему ребенку: "Меня огорчает, что ты не хочешь делиться игрушками с братом". Это будет лучше, чем заявить: "Жадный мальчишка, почему ты никогда  не даешь свои игрушки брату?" После того как вы поделитесь чувствами, которые вызывает у вас данная ситуация, можно предложить возможный  способ ее разрешения.

Структура речевой  коммуникации.

Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’ сообщение, созданное с помощью любой  другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет переводится как  ‘проезд закрыт’, ‘остановитесь’; поднятый вверх палец, прикрытый  ладонью другой руки, как ‘прошу дополнительную минуту перерыва’ в  спортивных состязаниях и т.п.

Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает  в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный  и литературный язык, диалекты и  социолекты и т.п.). Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации.

Остановимся на самых общих  коммуникативных характеристиках  речи. С точки зрения теории коммуникации, речь включается в единый коммуникативный  акт и проявляет следующие  свойства:

- речь является частью  коммуникативной культуры и культуры  вообще,

- речь способствует формированию  общественной роли (social identity) коммуниканта,

- с помощью речи осуществляется  взаимное общественное признание  коммуникантов,

- в речевой коммуникации  создаются социальные значения.

То, как мы говорим, дает представление  другому коммуниканту, о том, кем  мы являемся. Можно переформулировать  известную поговорку: Скажи мне, и я скажу, кто ты. Это в особенности  очевидно, когда коммуникант исполняет  определенную социальную роль.

Используя речь, мы можем  признавать социальный статус собеседника, либо не признавать его. Мы обращаемся Ваше величество к действующему монарху: Ваше величество, но после революции  сторонники прежней монархической  власти продолжают употреблять словесный  знак статуса собеседника, подчеркивая  свою верность ему и противодействуя  этими словами изменившейся реальности. Статусная функция речи видна  и в обращении к старшему по званию в армии: Yes, sir! говорят даже при обращении к женщине-военному. Сравните разную статусность слов: Привет! и Здравствуйте! Статус воспитывается: разговор с детьми (сюсюканье или  ‘как со взрослым’) способствует формированию тех или иных черт у развивающейся  личности.

Выбор словесных средств, также как и сопровождающих их невербальных, способствует формированию и пониманию определенных социальных ситуаций. Комплимент женщине не всегда действительно говорит о том, что она хорошо выглядит. Этот ‘коммуникативный ход’, скорее, устанавливает различные социальные статусы коммуникантов. Разговоры в женской и мужской компании ведутся с разным набором допустимых лексических единиц; в смешанной компании также не допускается употребление грубой или ругательной лексики, хотя последнее в наше время справедливо только для определенной возрастной и социокультурной группы.

2.1. Невербальные коммуникации.

Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов.

Невербальное общение, более  известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения  человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим  условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны  в общении?

- около 70% информации человек  воспринимает именно по зрительному  (визуальному) каналу;

- невербальные сигналы  позволяют понять истинные чувства  и мысли собеседника;

- наше отношение к собеседнику  нередко формируется под влиянием  первого впечатления, а оно,  в свою очередь, является результатом  воздействия невербальных факторов  – походки, выражения лица, взгляда,  манеры держаться, стиля одежды  и т.д.

Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.

Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые  гласят, что слова (которым мы придаем  такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут  звуки и интонации и 55 % - позы и  жесты.

Невербальное общение  включает в себя пять подсистем:

1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).

2. Взгляд.

3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:

- внешний вид собеседника, 

- мимика (выражение лица),

- пантомимика (позы и  жесты).

4. Паралингвистическая или  околоречевая подсистема, включающая:

  • вокальные качества голоса,
  • его диапазон,
  • тональность,
  • тембр.

5. Экстралингвистическая  или внеречевая подсистема, к  которой относятся:

  • темп речи,
  • паузы,
  • смех и т.д.

Мы будем изучать три  подсистемы, имеющие наибольшее значение, несущие максимум информации о собеседнике  – взгляд, пространственную и оптико-кинетическую подсистемы.

К средствам кинесики (внешние  проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую  информационную нагрузку. Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие  на разных языках. Жестикуляция при  этом становится единственно возможным  средством общения и выполняет  сугубо коммуникативную функцию.

Информация о работе Коммуникация как основа общения