Кардиналистская полезность. Общая и предельная полезность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 20:39, контрольная работа

Краткое описание

Теория предельной полезности - основная часть учения, получившего название «маржинализм». Возникновение теории предельной полезности привело к революционным изменениям в теории стоимости. Главные идеи маржинализма состоят в следующем. Первое - неприемлемо определение стоимости затратами труда (или труда, земли и капитала). Второе -стоимость (ценность) блага определяется величиной полезного эффекта, получаемого индивидуумом от его потребления, т.е. предельной полезностью блага.

Оглавление

Введение……………………………………………………………...........……....2
1.Кардиналистская полезность. Обща и предельная полезность...........…....…3
2. Основные теории поведения потребителя........................................................5
3. Закон убывающей предельной полезности.......................................................6
4. Функции полезности...........................................................................................8
5. Принцип убывания предельной полезности...................................................11
6. Правило максимизации полезности ...............................................................13
Заключение………………………………………………............……………….15 Список используемой литературы……………………….............……………..17

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 76.71 Кб (Скачать)

 

 

Содержание.

 

Введение……………………………………………………………...........……....2

1.Кардиналистская полезность. Обща и предельная полезность...........…....…3

2. Основные теории поведения потребителя........................................................5

3. Закон убывающей предельной  полезности.......................................................6

4. Функции полезности...........................................................................................8

5. Принцип убывания предельной полезности...................................................11

6. Правило максимизации полезности ...............................................................13

Заключение………………………………………………............……………….15 Список используемой литературы……………………….............……………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Теория предельной полезности - основная часть учения, получившего название «маржинализм». Возникновение теории предельной полезности привело к революционным изменениям в теории стоимости. Главные идеи маржинализма состоят в следующем. Первое - неприемлемо определение стоимости затратами труда (или труда, земли и капитала). Второе -стоимость (ценность) блага определяется величиной полезного эффекта, получаемого индивидуумом от его потребления, т.е. предельной полезностью блага. Третье - стоимость рассматривается как субъективная категория, отражающая индивидуальные оценки полезности благ конкретными потребителями. Четвертое - введено понятие предельной величины, и на основе этого разграничены совокупная и предельная полезность благ. Пятое - стоимость труда и капитала, а следовательно, и издержки производства определяются как производные от стоимости (предельной полезности) потребительских товаров.

Представители теории предельной полезности исходили из того, что анализ экономических процессов следует начинать с изучения потребностей людей, с поиска критерия полезности благ. Под «полезным эффектом благ» понимается удовлетворение, которое получают люди от их потребления, т.е. полезность благ определяется их способностью удовлетворять какие-либо потребности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Кардиналистская полезность. Общая и предельная полезность.

При анализе потребительского поведения используется два подхода:

-  кардиналистский (количественный)

-  ординалистский (порядковый)

Кординалистский основывается на основе теории  предельной полезности (А.Маршалл). Ординалисткий (В.Паретто и И.Фиглер) используют теорию кривых безразличия и бюджетную линию.

Кардиналистская теория полезности иногда называют теорией субъективной полезности. Она опирается на следующие основные предположения: 1. Потребитель стремится получить максимальное субъективное удовлетворение или полезность, используя свой ограниченный доход. 2. Полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара (ее называют предельной полезностью), меньше полезности предыдущей единицы товара. Каждый дополнительно потребляемый продукт приносит все меньшее дополнительное удовлетворение, или, иначе говоря, все меньше увеличивает общую полезность. Уменьшение предельной полезности лежит в основе построения линии спроса. Объяснение характера спроса построено в данном случае на допущении возможности количественного измерения потребителем полезности благ. Такой подход получил название кардиналистского (от англ. cardinal – количественный).

Полезность(Ютиль) – это субъективное удовлетворения, получаемое потребителем от потребления набора товаров или услуг.

Общая полезность (TV) – это совокупная полезность от потребления всех наличных единиц блага, она увеличивается с увеличением единиц потребления блага.

Предельная полезность (MV) – это дополнительная полезность, которую извлекает потребитель из каждой дополнительной единицы блага. Она выступает как прирост общей полезности блага на одну единицу.

Теория предельной полезности опирается на следующие основные положения:

1.  Полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара, меньше полезности предыдущей единицы товара.

2.  Потребитель стремится получить максимальное удовлетворение, или полезность, используя свой ограниченный доход.

Правило потребительского поведения состоит в том, что предельная полезность, получаемая в расчете на рубль, была бы равной полезности, получаемой на рубль, потраченный на другой товар.

Закон равных предельных полезностей:

По мере насыщения потребителя в приобретении какого – либо товара субъективная полезность этого товара сокращается. Это значит, что действует закон убывающей предельной полезности (закон Госсена), он состоит в следующем: по мере потребления все новых единиц одного и того же товара общая полезность получаемая индивидом возрастает все более медленными темпами вследствие того, что предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.

Функция полезности – обратно пропорциональность между полезностью и количеством потребляемого блага.

Наш следующий шаг заключается в том, чтобы связать общую и предельную полезность с поведением потребителя. Для этого сформулируем цель, к которой стремится рациональный потребитель, или, иными словами, критерий рациональности его поведения: потребитель стремится к достижению максимума общей полезности.

Итак, ценность определяется субъективной предельной полезностью последней единицы имеющегося в наличии блага. Если благо имеется в изобилии, то, сколь бы ни была велика его совокупная полезность, полезность последней единицы будет равна нулю, и, поскольку безразлично, какую именно единицу считать последней, нулю будет равна полезность любой единицы. Данное благо, в терминологии Менгера, будет неэкономическим. Если совокупная полезность всего количества блага (например бриллиантов) не столь велика, то ограниченность их количества приводит к тому, что последняя единица ценится достаточно высоко, это благо приобретает экономический характер и ценность (стоимость).

Изложенное позволяет сделать вывод: в своем самом первоначальном виде стоимость есть не что иное, как потребительская оценка относительного полезного эффекта данного вида экономического блага для конкретного индивидуума.

2.Основные теории поведения потребителя.

В современной теории потребительского выбора предполагается, что 1) денежный доход потребителя ограничен; 2) цены не зависят от количеств благ, покупаемых отдельными домохозяйствами; 3) все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов; 4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность. Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:

1.Множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных, индивидуальных благ.

2.Ненасыщенностъ. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна.

3.Транзитивность. Теория потребительского выбора исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Логически это может быть выражено следующим образом: если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между выборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.

4.Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.

5.Убывающая предельная полезность. Предельная полезность какого-либо блага зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель.

3.Закон убывающей предельной полезности .

Правда, этот принцип убывающей полезности впервые был обоснован немецким экономистом и математиком Германом Госсеном еще в 1854 г. Однако в то время на него никто не обратил должного внимания, после чего автор изъял весь тираж своей книги "Развитие законов человеческого взаимодействия" из продажи, а вскоре и умер. Только в 1878 г., уже после смерти ученого, был найден один экземпляр книги, и произведение было переиздано в 1889 и 1927 гг. На основе положений и выводов этого произведения экономисты впоследствии сформулировали два закона, вошедшие в науку как первый и второй законы Госсена. Первый закон Госсена гласит: при последовательном росте потребления блага полезность каждой добавленной единицы уменьшается. В работах австрийских экономистов, которые независимо от Госсена пришли к такому же выводу, этот закон получил названиезакона убывающей предельной полезности.

Для иллюстрации этого закона Е. Бем-Баверк приводит следующий пример. Некий поселенец, избушка которого одиноко стоит в далеком лесу, в стороне от всяких путей сообщения, только что собрал со своего поля пять мешков хлеба. Этим хлебом он должен прокормиться до сле- дующей жатвы. При этом он решил следующим образом распределить свой запас. Один мешок необходим ему, чтобы не умереть с голоду, другой — чтобы сохранить здоровье и силы. Третий мешок он использует для откорма домашней птицы, четвертый — на изготовление водки, пятый _ на корм попугаю, которого держит для развлечения. Все мешки взаимозаменяемы, поэтому имеют одинаковую полезность. Но если их расположить по степени удовлетворения потребностей хозяина, то самую высокую полезность имеет первый мешок зерна — он необходим для сохранения жизни поселенца. Его полезность можно оценить в 10 единиц. Полезность второго мешка будет несколько ниже, допустим, 8 единиц. Степень важности мясной пищи выразится 6 единицами, потребления водки — 4 единицами, содержание попугая будет иметь самую низкую степень важности — 1.

Таким образом, по мере увеличения количества мешков их субъективная полезность для поселенца убывает. При этом общая полезность возрастает и в сумме составляет 29 единиц: 10 + 8 + 6 + 4+ 1. Прирост общей полезности от потребления последней, дополнительной единицы блага, после прибавления к которой еще одной полезность не увеличивается, получил название предельной полезности. 

"Когда получено определенное  количество предмета, — писал  У. Дже-вонс, — дальнейшее количество  нам безразлично или даже может  вызвать отвращение. Каждое последующее  приложение будет обыкновенно  вызывать чувства менее интенсивные, чем предыдущее. Тогда полезность последней доли предмета обычно уменьшается в некоторой пропорции или как некоторая функция от всего полученного количества".

 

 

4.Функция полезности.

Итак, функция полезности — это функция, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества:

U = f ( X 1 , X 2 , X 3 ,… X n ).

где U — полезность блага;

X 1 , X 2 , X 3 ,… X n — последовательные количества блага.

Представим также график этой функции (рис. 6-1).

На графиках видно, что максимальная полезность (TU) достигается при потреблении 4-й единицы блага, однако предельная полезность при этом равна нулю (точка А' ). Это значит, что благо полностью удовлетворяет потребность. Если дальнейшее увеличение потребления приносит вред (М Uотрицательна), то общая полезность снижается (отрезок АВ на графике а).

Следовательно, чем большим количеством блага обладает индивид, тем меньшую ценность имеет для него каждая дополнительная единица этого блага. А это значит, что цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя!

Существуют различные уровни формализации предпочтений различных групп потребителей, из которых вытекают различные уровни количественной 1 соизмеримости полезности благ. Это выражается порядковой (ординалистской) количественной (кардиналистскоц) функциями полезности. Впрочем, они не разделены непроходимой пропастью, поскольку некоторая минимальная степеньрационализма объективно имеется в любом закономерном поведении.

 

Рис. 6-1. Графикиа ) общейиб ) предельнойполезности

Порядковая (ординалистская) функция полезности выражает только определенную последовательность, порядок, в котором располагаются классы безразличия или группы равноценных для данного потребителя наборов благ (благ, обладающих одинаковой полезностью), например, от менее предпочтительных более предпочтительным. Ее можно образовать с помощью любого последовательного множества чисел, соответствующих данным классам безразличия таким образом, что число, поставленное в соответствие более предпочтительному классу безразличия, будет больше числа, поставленного в соответствие менее предпочтительному классу безразличия. Тогда значения такой порядковой (ординалистской) функции полезности и будут выражать только расстановку (ранжирование, последовательность, порядок) определенных групп равноценных наборов благ — и не более того: для любых наборов благ А и Б U(А) > U (Б), U (А) < U (Б) либо U (А) = U (Б).

Чаще всего для установления значений ординалистской функции полезности используют последовательность натуральных чисел, начиная с единицы, например: U (А) = 1, U (Б) = 2, U (В) = 3 и т.д. При этом сами значения порядковой функции полезности выстраиваются в аналогичную последовательность: ( U 1 , U 2 , U 3 ,… U n ). Однако в принципе для каждого данного упорядочивания потребительского множества существует бесконечно много ординалистских функций полезности. Любая монотонно возрастающая функция V = ( U ) также будет являться порядковой функцией полезности для той же самой системы предпочтений, что и функция U = f (Х) (в данном случае X — любой набор благ из данного множества потребления), V= ( f ( X )).

С практической точки зрения потребитель с порядковой функцией полезности всегда может сказать, что чему он предпочитает, но не может определить, насколько один набор лучше другого.

Количественная (кардиналистская) функция полезности — функция полезности, возникающая в том случае, когда мы не только можем определить расстановку и последовательность классов безразличия, но и указываем, как мы оцениваем разность в уровнях благосостояния, соответствущих каждому из таких классов безразличия. При этом можно будет сравнивать не только сами значения функции полезности, но и их изменения, например:

Информация о работе Кардиналистская полезность. Общая и предельная полезность