История визиток. Создание визиточного этикета

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 19:55, реферат

Краткое описание

Вы когда-нибудь пользовались визитными карточками? А задавались вы когда-нибудь вопросом о том откуда берет свое начало создание визиток? Кто создал визитки, этот примечательный артефакт современного делового мира? Любопытно то, что различные источники дают разную и порой противоречивую информацию.

Файлы: 1 файл

История визиток.docx

— 31.64 Кб (Скачать)

История визиток. Создание визиточного этикета. 

История возникновения визитных карточек.           

 Вы когда-нибудь  пользовались визитными карточками? А задавались вы когда-нибудь  вопросом о том откуда берет свое начало создание визиток? Кто создал визитки, этот примечательный артефакт современного делового мира? Любопытно то, что различные источники дают разную и порой противоречивую информацию. Впервые в истории прототипы визитных карточек упоминаются в китайских летописных источниках, датируемых II-III веком до нашей эры. В них сообщалось, что китайский чиновник был обязан иметь при себе лист красной бумаги с нанесёнными на него ироглифами, обозначающими имя чиновника и его должность. Такой уже фактически документ должны были иметь как мелкие чиновники, так и крупные управляющие провинциями — мандарины.  Представьте себе каллиграфические шедевры, выполненные на рисовой бумаге, образец лаконичности и эстетичности — ничего кроме имени и должности.            

Помимо этого  существовали также и верительные  грамоты, которые были как бы удостоверением посла, своеобразным доказательством  того, что он уполномочен вести  переговоры или вообще является тем, за кого себя выдаёт. Хотя такие документы  как верительные грамоты были всё-таки ближе к современным  паспортам, их изначальная функция  включала и визиточную — презентация обладателя согласно положению и ранжиру. Подобный документ удостоверял не только полномочия, но и служил сложнейшему ритуалу этикета представления её владельца и обозначения его иерархического положения. Сюда же можно отнести и пайцзы — металлические или деревянные таблички, на которых было написано, кто этот человек и какова его должность. Необходимо заметить, что у монголов из войска Чингисхана также существовали такие вещи — их одевали на шею. Такой всадник мог проскакать всю империю великого хана, и везде к нему относились соответствующим образом. Такие таблички конечно не давались в руки. Их достаточно было надменно показать со свирепым выражением на широком лице. Видимо монголы переняли эту полезную традицию у китайцев, немало создавших и других полезных вещей. Сравните с современными деревянными и металлическими визитками, в том числе и из драгметаллов.           

 Дальнейшее  распространиение визиток как аналога верительных грамот можно обнаружить в Европе XVII века. Не исключено, что идея визитных карточек пришла как раз из Китая — незадолго до этого были восстановлены торговые пути. Однако фигура, благодаря которой создание визиток стало обычным делом в Европе, достойна особенного упоминания. Людовик XIV, Король-солнце, как он себя называл, и его правление, начавшееся фактически с момента безвременной кончины кардинала Мазарини, преемника кардинала Ришелье, продолжалось более 70 лет. За это время при королевском дворе был введён строгий этикет, не говоря уже об укреплении абсолютной власти владыки. Именно ввод строгого этикета при дворе и стал одной из отличительных вех правления Людовика XIV. Строгое соблюдение этикета поддерживалось всё его правление, которое было очень деятельным и скандальным с точки зрения современности.           

 Появившись  как необходимый атрибут строгого  этикета в начале XVII века, наибольшее  распространение создание визиток  получило к середине правления  Людовика XIV. К этому времени это  уже обязательный аксессуар, говорящий  о его владельце если не  всё, то очень многое. Создание  визиток сопровождалось нанесением  не только имени и титула  владельца, а также и геральдического  герба дворянского рода, к которому  принадлежал владелец. Роскошь и  вычурность таких визитных карточек  иногда превышала все мыслимые  формы. Ведь по визитке встречают.            

 Иногда визитки  создавали в форме игральных  карт с нанесённым именем визитёра, кстати, отсюда и происходит их  название — «Visite» (фр. визит). Первая визитка, созданная типографским способом, была изготовлена в Германии, в 1786 году. Тогдашняя аристократия Германии полностью переняла французский опыт, включая и правила строгого этикета. Позднее сословие разночинцев или средний класс также взяли на вооружение визитки, хотя у простолюдинов они отсутствовали по вполне понятным причинам. Во Флоренции и Венеции визитные карточки также пользовались большой популярностью — там их название было «визите-билетте». Отдельно хотелось бы отметить и существование весьма прибыльного полиграфического бизнеса. Изображения и надписи в то время выполнялись техниками литографии и гравюры, однако в XIX веке появился ещё один полиграфический метод — фотография. Фотографы, конкурируя со своими коллегами по печатному бизнесу — литографами и гравёрами, старались сделать свои фотографии и больше и красивее. Даже был изобретён и запатентован специальный фотоаппарат с четырьмя объективами, который позволял делать визитки размером 4 на 2,5 дюйма, причём за счёт 4х кратного увеличения количества фотографий достигался рекордный показатель по цене для того времени — 4 доллара за 8 визиток. Сравните с современными ценами на создание визиток. Согласитесь, сейчас создание визиток обходится значительно дешевле. Полдоллара за визитку против нынешних семи центов! Но и стоимость доллара тогда, конечно, тоже была другая. Человек, который запатентовал чудо-фотоаппарат, заработал огромное состояние, но уже через 10 лет спрос на такие визитки упал, да и  цена снизилась почти до современных значений.            

 В России  научный прогресс и прорубленное  Петром I окно в Европу принесли с собой и визитные карточки. После его смерти они, правда, исчезли из обихода, но с воцарением Екатерины II создание визиток возобновилось, и здесь мы видим, что визитные карточки как элемент общения уходит в периоды безвременья и смут, так как на смену им приходит клинок и пули. В это же время визитные карточки в России снова превращаются в своего рода верительные грамоты да и выглядят похоже — огромные бумажные полотнища с гербами и изысками каллиграфического искусства — апофеоз литографического и гравюрного мастерства. В Европе же для хранения фотографий-визиток были придуманы и первые визитницы. От скромных книжек до огромных фолиантов из дорогой кожи. Надо сказать, что размах обмена визитками в XIX веке был таким, что визитными карточками обменивались все со всеми, и у одного человека скапливалось их огромное количество. В Советском Союзе визитки исчезли со сцены делового общения — они были объявлены пережитком буржуазного общества, но после войны, при Хрущёве снова появились  в среде высшего партаппарата, правда требовалась санкция КГБ.

Визиточный этикет в действии.           

 Является  ли вручение визитки собеседнику  ритуалом? Да, несомненно!            

 Этикет (фр. Etiquette) – строго установленный порядок и формы обхождения при дворе монархов, в отношении между дипломатами и т.п.           

 Это статья  из словаря иностранных слов. Сюда можно было бы добавить  и самое главное в нынешнем  мире — между деловыми людьми. Установленный во Франции XVII века, этикет, как строгий образец поведения является обязательным атрибутом во взаимоотношениях между людьми. Он начинается от правильной постановки фраз среди молодёжи и отнюдь не заканчиваться манерой сидения в кресле в дипломатической среде. Хочется вспомнить инцидент, когда глава одного хорошо известного государства сидел перед другим главой другого не менее хорошо известного государства, при этом демонстрируя подошву своего ботинка, закинув одну ногу на другую. Таким образом он показал неуважение и нанёс почти смертельное оскорбление стране противника.            

 В деловом  мире среди бизнесменов, владельцев  компаний или среди менеджеров  высшего и среднего звена также  существуют определённые правила  поведения, некоторые из которых  соблюдать желательно, а несоблюдение  других просто смертельно. Знание  и следование этикету не просто  позволяет наладить общение между  людьми, которые в первую очередь  являются людьми, а уже потом  бизенсменами и так далее, но и расставить все точки над i в заключаемой сделке. Имеет смысл подумать — а не будет ли упущенная прибыль, особенно в условиях экономического кризиса, слишком большой платой за незнание и неприменение существующих правил этикета. Сюда относится и этикет при обращении с визитками. Есть ряд правил установленных для оформления и обращения со своими визитными карточками и визитками партнёров. В первую очередь нужно понять, что в разных странах есть разные культуры и обычаи свойственные только им. Есть большая разница между культурами Запада и Востока. Если для Западных стран характерна чисто координатная цель визиток, то для стран Востока в первую очередь это подтекст и символический ритуал. Резюмируя, эти правила можно свести к следующему: 

  • Визитка вручается  собеседнику только тогда, когда  подошло для этого время. Если вы просто встречаетесь с человеком и между вами происходит рукопожатие, будет не совсем вежливо немедленно лезть к нему со своей визиткой. Если у вас появились визитки, глупо раздавать их всем подряд исключительно потому, что их у вас много. Перед вручением визитной карточки обязательно необходимо перекинуться минимум парой фраз. Вручение визитки не является самым первым действием.
 
  • Если вы в официальном костюме и при  галстуке, а у вас официальная  встреча, храните визитки в нагрудном  кармане. Когда обмениваетесь визитками, вытаскивайте их из нагрудного кармана  и протягивайте лицевой стороной вверх. В случае, если костюм требует наличия декоративного носового платка в нагрудном кармане, то визитки лучше хранить в визитнице и вытаскивать из неё, но визитницу лучше хранить во внутреннем кармане. Самое главное — никогда не храните визитки и визитницы в карманах брюк. Карманы брюк предназначены для хранения только личных вещей.
 
  • Если вам  вручили визитку, то вы должны ответить тем же. Отсюда вытекает главное  правило: визиток должно быть много  и всегда с запасом. Если вашим  последним визави будет директор компании партнёра и на нём закончатся визитки — вы попадёте впросак. Если в европейских странах этикет не столь строг и там могут  снисходительно отнестись к оказиям  с визитками, то на Востоке и, в  особенности, в Японии это может  оказаться вашей лебединой песней.
 
  • На Визитке, которую дают вам нельзя делать никаких  пометок. Относитесь к визитке вашего партнёра как к нему самому. Это  же правило относится и к вашим  визиткам. Если вы не хотите давать какую-то информацию о себе, то в этом случае у вас должны быть отдельные визитки  с указанием только нужной информации. Очень некрасиво исправлять что-либо на только что вытащенной из кармана  визитной карточке.
 
  • Сначала визитку  даёт подчинённый — начальнику, мужчина — даме.
 
  • Если вы видите собеседника в первый раз  и это знакомство, то при передаче визитки чётко произносите ваши имя и фамилию, чтобы собеседник легко их различил.
 
  • Если ваша визитка корпоративная и если это уместно в данной ситуации, то после имени и фамилии обязательно  назовите название компании.
 
  • Гость всегда вручает визитку первым. За рубежом  — всё наоборот.
 
  • Визитки всегда нужно убирать только в карман или в визитницу.
 
  • Плохим  тоном будет попытка вертеть  визитку в руках, не зная куда её убрать, а также сминать её или скручивать. Отнеситесь к визитке также как персоне самого её хозяина — лучше по возможности спрячте её с глаз долой.
 
  • Мужские визитки  имеют размер 9x5см. Если женщина представляется как супруга мужа, то её визитка  имеет размеры 8x4см, в остальном 9x4см — стандартный размер.
 
  • Если вы прикладываете визитку к подарку  или пересылаете по почте, в этом случае принято ставить латинские  аббревиатуры внизу слева на оборотной  стороне визитной карточки:
 
 

P.F. (pour feliciter) — поздравление ("чтобы поздравить") 

P.F.N.A. (pour feliciter le Nouvel An) — поздравление с Новым годом. ("чтобы поздравить с Новым годом») 

P.R.N.A. (pour remercier et pour feliciter le Nouvel An) - "чтобы поблагодарить и поздравить с Новым годом" 

P.R. (pour remercier) - "чтобы поблагодарить". Визитка высылается в течение 24 часов в знак благодарности на полученную визитку. 

P.C. (pour condoleance) — выражение соболезнования ("для соболезнования") 

P.P.S. (pour rendre) - прощание при отъезде на длительный срок ("в знак прощания") 

P.P. (pour presenter) — представление ("разрешите представиться") Визитка высылается только с карточкой третьего лица уже знакомого с тем, кому Вы хотите представиться. 

P.F.C. (pour faire connaissance) - выражение удовлетворения знакомством

Визитная  карточка – это намного больше, чем кусочек бумаги. Для делового человека - это лицо компании, но прежде всего, это Ваше лицо.  
 
Любая визитка, оставшаяся у собеседника, создает у него ассоциацию с ее владельцем. Поэтому она должна быть сделана так, чтобы вызывать положительные эмоции у того, кто на нее смотрит. Умение правильно её применять, имеет не меньшее значение, поэтому знание «этикета и правил визиток» это уже не цель, а реальная необходимость. 
 
В основном, визитки делятся на три условных вида: личные, деловые и корпоративные. 
 
Личные визитки 
Личные визитки используются при неформальном общении или теми, кто временно не работает (визитка содержит имя и фамилию владельца, иногда телефонный номер, должность и адрес в ней не обязательны, стиль исполнения - в соответствии с личными предпочтениями владельца). 
 
Деловые визитки 
Деловые визитки используются в бизнесе. На деловых визитках обязательно указываются имя, фамилия, должность, а также название компании и вид ее деятельности. В оформлении визитки используется фирменный стиль компании, логотип и т.д. 
 
Корпоративные визитки 
Как правило, такая визитка не содержит имен и фамилий. В ней указывается полная информация о компании: сфера деятельности, перечень услуг, контактные телефоны, карта проезда, адрес сайта, e-mail. Разрабатывается в соответствии с фирменным стилем. Обычно имеет рекламный характер, в основном используется на выставках. Часто их делают двусторонними. 
 
Нас же интересует второй тип визитных карточек, - их и рассмотрим более тщательно. 
 
Какой же должна быть визитка делового человека? 
 
Лучше, чтобы размер визитки был стандартным. В СНГ принят стандарт 90х50 мм, - и лучше, чтобы с горизонтальным размещением информации (вертикальные визитки раздражают некоторых людей, т.к. для чтения нужно их переворачивать). В некоторых случаях, правила визиток допускают использование руководителями высокого ранга визиток размером 100х60 мм. Но в любом случае, визитка не должна быть больше 10х6 см, т.к. не поместится в визитницу. 
 
Шрифт деловой карточки должен быть легко читаемым, стоит отказаться от сложных декоративных шрифтов и курсивных начертаний.

Информация о работе История визиток. Создание визиточного этикета