История этикета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:10, реферат

Краткое описание

Регламентация поведения и общения людей пронизывает всю человеческую историю. Без соблюдения определенных норм или регламента невозможно строить политические, экономические, культурные и семейные отношения, ибо мы не можем существовать, не считаясь друг с другом, не налагая на себя определенные обязательства.
Этикет — это свод норм, правил общения людей между собой, поведения каждого конкретного человека в обществе — в той социальной среде, где он живет, с членами которой взаимодействует.

Файлы: 1 файл

История этикета.doc

— 35.00 Кб (Скачать)

Регламентация поведения и общения  людей пронизывает всю человеческую историю. Без соблюдения определенных норм или регламента невозможно строить  политические, экономические, культурные и семейные отношения, ибо мы не можем  существовать, не считаясь друг с  другом, не налагая на себя определенные обязательства. 
Этикет — это свод норм, правил общения людей между собой, поведения каждого конкретного человека в обществе — в той социальной среде, где он живет, с членами которой взаимодействует.  
Слово «этикет» впервые было употреблено в современном его значении на приеме при дворе короля Франции Людовика ХIV (1638–1715), когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться, но само существование сводов определенного порядка поведения людей гораздо древнее.  
Об этом говорят дошедшие до наших дней памятники культуры Древнего Египта с его сложной системой внутридворцовых отношений и обширными дипломатическими связями, и Шумерского царства с его многочисленными записями на глиняных табличках, в которых фиксировались все более-менее значимыt события, включая передачу предметов, необходимых для храмового обмена, или процедуры вручения даров, предназначавшиеся божеству.

С давних времён летописцы, философы, писатели и поэты давали многочисленные рекомендации относительно поведения человека за столом. В Древнем Египте в III тысячелетии до н. э. одной из популярных рукописей был сборник добрых советов "Поучения Кочемни". В сборнике в виде рекомендаций отца сыновьям объяснялась необходимость практически обучать молодых людей правилам приличия и образцового поведения в обществе. Уже тогда у египтян считалось необходимым пользоваться столовыми приборами, также умение есть красиво, бесшумно. Такое поведение расценивалось как большое достоинство и необходимый компонент культуры. 
В памятнике древнескандинавской литературы "Эдда" также повествуется подробно о правилах поведения за столом. Например, для произнесения тостов был детально разработан деловой этикет, и нарушение этих правил вело к штрафу. У скандинавов мы заимствовали также правило предоставлять почётные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям.

Первый  письменный дипломатический договор  был заключён в 1278 году до н. э. между  египетским фараоном Рамзесом Вторым и хеттским царём Хаттушилем Третьим. Египтяне проиграли войну, но для хеттского царя было выгодно иметь в Египте не врага, а союзника, поэтому он заключает мир , условия которого были выгравированы на серебряной пластинке, которая и является первым материальным воплощением дипломатического протокола и этикета. И неслучайно, что первые проявления регламентированных отношений появлялись в наиболее важных - "горячих точках" человеческих взаимоотношений. Говоря в целом об истории развития делового этикета, необходимо упомянуть древних греков, которые придавая большое значение межгосударственным отношениям, в дальнейшем в большой степени развили дипломатический этикет, насытив его огромным количеством сложных ритуалов.

Древний Рим, хотя и принял греческую культуру за основу, в силу своих общественно-социальных условий был вопиюще дисгармоничен в потребностях, нравственных и эстетических нормах. Естественно, что это находило отражение и в этикете: невоздержанность в поведении, проявление чувств, стремление покорить роскошью в нарядах и празднествах.

В эпоху средневековья особенно выделяется пышный и каноничный этикет Византии, впитавший в себя культуру Запада и Востока.

Еще не зная слова "этикет", придворный церемониал создали на Востоке. Европейцы  же до сих пор с трудом постигают  японский кодекс учтивости. Японский этикет обусловлен многовековыми традициями, сложнейшей иерархией сословных  расслоений. Японский этикетобязывает к крайней деликатности и основан на заботе о том, чтобы не поставить собеседника в неловкое положение. Но ведь Восток - это не только Япония. О том, как себя вести в обществе, знали и жители Древнего Китая. Древнекитайский этикет насчитывает более тридцати тысяч церемоний.

А как же развивался этикет за океаном? Первый президент США Джордж Вашингтон  прославился тем, что в четырнадцать лет, воспользовавшись английским переводом  книжки французского монаха, изданной в 1640 году, составил сто десять "Правил приличного поведения". Вот лишь некоторые из них: "Не чешись за столом, не ковыряй вилкой в зубах, не дави блох на людях..." Более поздние американские своды правил во многом ориентированы на практицизм сочинений видного писателя и политического деятеля Б. Франклина.  
В наше время в Америке существует Институт этикета имени Эмилии Пост. Она - самый популярный автор книг по культуре поведения, пожалуй, не только в США.

Что касается России, то до XVIII века состоятельные  граждане жили, руководствуясь "Домостроем". Книга представляла собой свод правил, написанных священником Сильвестром в эпоху Ивана IV. Единоличная власть в семье принадлежала отцу: он и суд семейный решил, и жену лукавую наказывал, и сокрушал ребра сыну за непослушание. 
Активным проводником европейских манер в России стал Петр I. Для просвещения дворянских отпрысков царь велел трижды переиздать популярную в европе книгу "Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов". Многие из правил не утеряли актуальности и поныне.

Современный этикет унаследовал обычаи и традиции практически всех народов от седой  древности и до наших дней. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического  развития.

Не следует забывать, что нормы  этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят как  бы характер неписанного соглашения о том, что в поведении людей  считается общепринятым, а что  нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные правила этикета, но и понимать необходимость определенных норм взаимоотношений. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие взаимоотношения.

Современный этикет унаследовал обычаи и традиции практически всех народов  от седой древности и до наших  дней. Народы каждой страны вносят в  этикет свои поправки, обусловленные  общественным строем страны, спецификой ее исторического развития.

Не следует забывать, что нормы  этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят как  бы характер неписанного соглашения о том, что в поведении людей  считается общепринятым, а что  нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные правила этикета, но и понимать необходимость определенных норм взаимоотношений. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие взаимоотношения.

 


Информация о работе История этикета