Гуманизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:50, контрольная работа

Краткое описание

Гуманизм (от латинского humanus – человечный) – принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества. Цель работы: рассмотреть сущность и основные черты гуманистической этики.

Оглавление

Введение ………………………………………………………… 3
Цель работы ………………………………………………………3
Гуманизм как этический принцип …………………………… 4
3.1. Черты этики гуманизма ……………………………………………4
3.2. Сущность норм этического поведения …………………………….4
3.3. Основы этики гуманизма ……………………………………………5
3.4. Принцип светскости ………………………………………………...6
3.5. Этическая культура в российском современном гуманизме…….7
3.6. Процесс глобализации этической системы………………………..9
4. Вывод………………………………………………………………………...10
5. Литература ………………………………………………………………….11

Файлы: 1 файл

кр проф. этика.docx

— 35.68 Кб (Скачать)

 

 

 

 

[1] Кувакин В. А. Необходимость  моральной реконструкции // Здравый  смысл. 2001, № 3 (20), с. 48.

[2] Бессонов Б.Н. Гуманизм на  рубеже III-его тысячелетия // Гуманизм  на рубеже тысячелетий: идеи, судьба, перспектива, с. 21.

[3] Мунье Э. Что такое персонализм?  с. 54.

[4] Казьмин А.К. Глобализация  нравственности – эволюционный  шаг к цивилизации. – IV Российский  философский конгресс «Философия  и будущее цивилизации». Т. 3, с. 268.

[5] Там же, с. 268.

[6] Лейбин В.М. Глобальная этика.  – В кн.: Глобалистика: Энциклопедия, с. 232–233.

[7] Гуманистический Манифест 2000 // Современный  гуманизм: Документы и исследования, с. 46

[8] Там же, с. 46.

[9] Там же, с. 48.

[10] Финогентов В.Н. Гуманизм как  главный принцип современного  мировоззрения // Гуманизм как  теоретическая и практическая  проблема ХХI века, с. 316.

[11] Там же, с. 316–317.

[12] Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в науке  и искусстве. – Фрязино: «Век 2», 2004, с. 136.

[13] Декларация светского гуманизма  // Современный гуманизм: Документы  и исследования, с. 85.

[14] Краснухина Е.К. Религиозная  мораль и секулярная нравственность // Религия и нравственность в  секулярном мире. – СПб: Санкт-Петербургское  философское общество, 2002, с. 46.

[15] Ламонт К. Иллюзия бессмертия. – М.: «Изд-во политической литературы», 1984, с. 269–270.

[16] Разин А. В. От моральных  абсолютов к конкретной действительности. – М.: «Изд-во МГУ», 1996, с. 116.

[17] Kurtz P. Embracing the Power of Humanism. – Lanham, Boulder, N.Y., Oxford, 2000, р. 132.

[18] Ibid, р. 132.

[19] Ibid, р. 132.

[20] Ibid, р. 132.

[21]Ibid, р. 137.

[22]Ibid, р. 140–141.

[23] Релятивность моральных кодексов  обусловлена объективным релятивизмом. П. Куртц поясняет: «Термин объективный  релятивизм лучше всего обозначает  их (моральных принципов – А.К.) онтологический статус: моральные  и этические принципы выполняют  некоторого рода трансактную  функцию, “прилагаясь” к людям,  взаимодействующим в естественной  и социокультурной среде… Я  употребляю термин релятивный  в трёх смыслах. Во-первых, моральные  и этические принципы имеют  социальных и культурных референтов, а также глубоко укоренённые  институциональные структуры. Во-вторых, они обладают значением и силой  только потому, что основаны на  внутренней предрасположенности,  развитой и привитой конкретным  личностям; соответственно они  релятивны определенным индивидам.  В третьих, эти принципы реляционны, то есть относятся к людям». (Куртц П. Запретный плод, с. 53.)

[24] Свободные гуманисты Нижней  Саксонии // Современный гуманизм: Документы  и исследования, с. 99–100.

[25] Куртц П. Утверждения: Жизнь,  полная радости и творчества, с. 51.

[26] Кувакин В.А. Современный гуманизм // Высшее образование в России. 2002, № 4, с. 46.

[27] Круглов А.Г. Что такое гуманизм? // Современный гуманизм: Документы  и исследования, с. 113.

[28] Разин А. В. От моральных  абсолютов к конкретной действительности, с. 128.

[29] Дьюи Дж. Проблемы человека, с. 112. В настоящей работе мы не  ставим перед собой задачи  создать более или менее полную  картину влияния идей Дж. Дьюи  на этику и аксиологию гуманизма.  Однако считаем необходимым отметить, что круг идей Дж. Дьюи гораздо  шире прагматизма и неопрагматизма. Убежденность мыслителя в том,  что философия должна повернуться  лицом к людям и обществу, а  также принципы плюрализма и  антиуниверсализма являются гуманистическими  по своему духу и не могут  не быть взяты на вооружение  гуманистической этикой и аксиологией.  Дж. Дьюи проявил себя как яркий  гуманист, подняв на страницах  своих работ множество вопросов: об относительности моральных  установок, о непосредственном  опыте человека, включающем в  том числе и такие экзистенциальные  состояния, как безумие, ужас, болезни, ложь, труд, смерть и т.д.  Внимание к экзистенциальной  стороне жизни не было чуждо  этому замечательно глубокому  и многостороннему мыслителю.

[30] Там же, с. 114.

[31] Куртц П. Мужество стать,  с. 16.

[32] Кувакин В.А. Статус гуманистического  мировоззрения. – В кн.: Борзенко  И. М., Кувакин В.А., Кудишина А.  А. Основы современного гуманизма,  с. 135.

[33] Бородавкин С.В. Гуманизм и  гуманность как два языка культуры, с. 87–88.

[34] Рыбин В.А. Гуманизм: опыт философского  осмысления // Высшее образование  сегодня. 2004, № 10, с. 37.

[35] Кувакин В.А. Гуманизм как  система ценностей для России // Возможность невозможного: Планетарный  гуманизм для России и мира, с. 19.

[36] Фромм Э. Психоанализ и  этика, с. 168.

[37] Гинзбург В. Л., Кувакин В.  А. Международное гуманистическое  движение и «Гуманистический  манифест 2000» // Современный гуманизм: Документы и исследования, с. 19.

[38] Куртц П. Гуманизм в исторической  перспективе // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7, философия. 1992, № 2, с. 21.

[39] Там же, с. 31.

[40] Гуманистический манифест 2000 // Здравый смысл. 1999, № 1 (13), с. 18.

[41] Разин А. В. Этика: история  и теория. – М.: «Академический  проект», 2002, с. 486.

[42] Дьюи Дж. Реконструкция в философии.  Проблемы человека, с. 109.

[43] Куртц П. Запретный плод, с. 44.

[44] Дьюи Дж. Реконструкция в философии.  Проблемы человека, с. 106.

[45] Куртц П. Запретный плод, с. 42.

[46] Там же, с. 41–45.

[47] Едва ли не самое широкое,  «виталистическое» и вместе с  тем культурологическое определение  разума в рамках современного  светского гуманизма дает А.  Круглов: «Разум в самом общем  смысле – способность живого  к объективности: от констатации  неподатливости факта до самой  истины, интерпретации факта… освоение  пробующей-ошибающейся волей сферы  возможного, установление объективности  за пределами эмпирического, непосредственно  данного. Способность плана и  прогноза… способность формализовать  (кодировать в языке) опыт, и  так накапливать и передавать  его, – способность культуры…  степень проявленности жизни,  одушевленности в живом существе, или, что тоже, степень его внутренней  свободы в объективном мире, мера  свободы воли…» (Круглов А.Г. Словарь. (Р–С), с. 19. И далее: « …разум  обратная связь живого, воли к  жизни, с противостоящей средой. Он объективен, ибо в том и  состоит его задача… Живое  эволюционирует к разуму, а разум  по существу и состоит в  непрерывной эволюции: отказываясь  от застывших инстинктов, жизнь  вынуждена заменить их постоянной  учебой – обретением и накоплением  объективного опыта. Когда опыт  индивидов становится достоянием  вида, мы имеем дело с сугубо  человеческим феноменом, называемым…  культурой» (Там же, с. 404–405.)

[48] Разин А. В. От моральных  абсолютов к конкретной действительности, с. 128.

[49] Там же, с. 129.

[50] Балашов Л.Е. Золотое правило  // Здравый смысл. 1997, № 1 (5), с. 64.

[51] Гуманистический манифест 2000: Призыв  к новому планетарному гуманизму  // Современный гуманизм: Документы  и исследования, с. 17.

[52] Круглов А.Г. Бог и человечность // Здравый смысл. 2004, № 3 (32), с. 36.

[53] Бачинин В.А. Секуляризация  европейского российского правосознания:  религиозно-этические проблемы // Религия  и нравственность в секулярном  мире, с. 17.

1 Кувакин В.А. Статус гуманистического мировоззрения. – В кн.: Борзенко И. М., Кувакин В.А., Кудишина А. А. Основы современного гуманизма

2Разин А.В. Этика: история и теория. – М.: Академический проект, 2002

3 Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в науке и искусстве. – Фрязино: «Век 2», 2004

4 Декларация светского гуманизма // Современный гуманизм: Документы и исследования

5 Кувакин В. А. Необходимость моральной реконструкции // Здравый смысл. 2001, № 3.

6 Бессонов Б.Н. Гуманизм на рубеже III-его тысячелетия // Гуманизм на рубеже тысячелетий: идеи, судьба, перспектива

7 Казьмин А.К. Глобализация нравственности – эволюционный шаг к цивилизации. – IV Российский философский конгресс «Философия и будущее цивилизации».

8 Гуманистический Манифест 2000 // Современный гуманизм: Документы и исследования

9 Там же

 


Информация о работе Гуманизм