Духовность как фактор национальной безопасности Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 23:31, реферат

Краткое описание

Понятие духовности как основной сущностной характеристики личности весьма сложно и многообразно и зависит от того, с каких мировоззренческих позиций к нему подходить. В словаре В. Даля "духовность" определяется как состояние, относимое к Богу, вере, душе человека и отражающее все его умственные, нравственные силы и волю. В секуляризированном, то есть в безрелигиозном обществе духовность чаще всего отождествляют с нравственными началами общественной жизни и моральными нормами поведения человека. Ее выражение видят в нравственной культуре, нравственном сознании, и обретение духовности чаще всего предполагается через интеллектуальное познание, эстетическое развитие.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
1. ПОНЯТИЕ ДУХОВНОСТИ…………………………………………...…………5
2. ДУХОВНОСТЬ КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ.10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….………………….……………14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………16

Файлы: 1 файл

Духовность как фактор национальной безопасности РФ.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра управления

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Этика государственной службы

и государственного служащего »

на тему «Духовность как фактор национальной

безопасности  Российской Федерации»

 

 

 

Выполнил: Д.А. Джанвелян, студент 4-го курса

очной формы обучения факультета

таможенного дела, группа ДС 2.2

 

Проверил: _________ Р. П. Жирков __________

(инициалы, фамилия преподавателя)

_______ канд. мед. наук, доцент кафедры____

(уч. степень, уч. звание)

                  

Оценка:   

Подпись   

 «    »  ____________  2013 г.

 

 

 

 

Люберцы

2013           

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3

1. ПОНЯТИЕ ДУХОВНОСТИ…………………………………………...…………5

2. ДУХОВНОСТЬ КАК ФАКТОР  НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ.10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….………………….……………14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Понятие духовности как  основной сущностной характеристики личности весьма сложно и многообразно и зависит от того, с каких мировоззренческих позиций к нему подходить. В словаре В. Даля "духовность" определяется как состояние, относимое к Богу, вере, душе человека и отражающее все его умственные, нравственные силы и волю. В секуляризированном, то есть в безрелигиозном обществе духовность чаще всего отождествляют с нравственными началами общественной жизни и моральными нормами поведения человека. Ее выражение видят в нравственной культуре, нравственном сознании, и обретение духовности чаще всего предполагается через интеллектуальное познание, эстетическое развитие.

В марксистско-ленинском  лексиконе духовность определялась как высокие моральные качества человека. К. Маркс духовность выводил  из материального производства, которое  есть его базис. "Духовность - это одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех областях общественной жизни". Отождествляя духовность с моралью, нравственностью, утверждалось, что она (мораль) поддерживается силой устоявшегося порядка, получает идейное обоснование в том, как подобает человеку жить и поступать, то есть включает моральную деятельность с точки зрения ее содержания и мотивации; моральные отношения, регулирующие эту деятельность; моральное сознание, отражающее эти отношения в виде соответствующих представлений. В итоге делается вывод о ее классовости и историчности. С подобной трактовкой морали (но не духовности) нельзя не согласиться. Действительно, что с позиций одного общества, одной цивилизации представляется аморальным, с другой - вполне одобряемым и даже возведенным в норму и пронизывающим деятельность, отношение и сознание личности, принадлежащей к той или иной группе, обществу, цивилизации.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена явным возрастанием рисков и угроз национальной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни общества, которые теперь не менее значимы, чем военно-политические и экономические угрозы. Духовная безопасность (включая ее культурно-исторические, информационно-психологические, религиозные, идеологические, научные, образовательные и другие компоненты) как одна из комплексных составляющих национальной безопасности является наиболее уязвимой с точки зрения деструктивного внутреннего и внешнего воздействия. Поэтому одной из основных целей системы обеспечения национальной безопасности должно быть решение задач по защите духовности современной России. Особенно это актуально в условиях существующего в российском обществе духовного (нравственного, интеллектуального, эстетического) кризиса, к настоящему времени фактически перешедшего в стадию регрессирующей эволюции, поскольку в обществе пока не преодолены идеологические и социально-экономические противоречия. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ ДУХОВНОСТИ

      Духовность - совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди, просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы. 
      В марксизме духовность ассоциируется с идеологией. В условиях идеологического вакуума всегда наблюдается кризис духовности как кризис доверия и разобщённость. Это явление под именем аномии описал социолог Дюркгейм. Традиционно духовность отождествляется с религиозностью традиционного толка, однако в современной социологии и социальной философии «светский» вариант духовности именуется социальным капиталом. На уровень и состояние духовности общества влияют многие факторы. Как бы это не казалось неожиданным, но один из них, это реклама в средствах массовой информации. Являясь инструментом влияния на сознание, пропагандируя определенный стиль жизни, реклама, в зависимости от ее наполнения, либо несёт определённый заряд духовности, либо разрушает ее, пропагандируя высокомерие, неуважение, потребительское отношение к жизни.

Духовность — традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, передающаяся из поколения в поколение. Духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека. Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. 
Духовность и материальность — две стороны одной медали, и поэтому с помощью духовности можно оценить степень выраженности не одной, а двух ценностных ориентаций — духовности и материальности, т. к. они находятся в обратно пропорциональной зависимости. Все остальные ценностные ориентации так или иначе выстраиваются вокруг осевой ценностной ориентации, т. е. они тяготеют или к духовности, или к материальности. Неслучайно потребности по направленности на объект чаще всего разделяют или на материальные, или на духовные. Таким образом, существует один вид осевых ценностных ориентаций — духовность – материальность. Духовность и материальность находятся в обратно пропорциональной зависимости. 

Понятие «материальность», как правило, употребляется не самостоятельно, а как составная часть словосочетаний: «материальные потребности», «материальные интересы» и т. д. Материальность есть продолжение биологической материальной природы человека. У животных при всем многообразии инстинктов существуют два основных: 
         - инстинкт самосохранения, имеющий две формы: пищевой, оборонительный; 

- инстинкт размножения, имеющий две формы: половой, родительский. 

Для реализации инстинкта самосохранения в каждое животное заложен регулирующий механизм, основанный на эмоции удовольствия. Животное, удовлетворяющее свою потребность, получает удовольствие — приятную эмоцию, к которой оно стремится. Стремление к удовольствию является важнейшим регулятором всей жизнедеятельности животного. 
«Эмоции удовольствия и неудовольствия филогенетически являются наиболее древними, они направляют поведение человека и животных на сближение с источником удовольствия или на избегание источника неудовольствия. Второе по значимости желание — стремление к получению определенного статуса. Во многом это желание обусловлено вторым основным инстинктом — интинском размножения. У стадных животных возможность продолжить свой род чаще всего связана с местом данного животного в зоосоциальной иерархии. Чем выше это место, тем больше возможность оставить потомство.  
Итак, существует два устремления, являющиеся приводным ремнем основных инстинктов: стремление к удовольствию и стремление к приобретению социального статуса.

 Применительно к человеку  первое стремление именуется  гедонизмом, а второе - карьеризмом. Поэтому существуют две стволовые ценностные ориентации материальности - гедонизм и карьеризм. 
Гедонизм - ценностная ориентация, в основе которой лежит направленность на получение максимального физиолого-психологического наслаждения. В предельном случае гедонизм приобретает форму антисоциального поведения. (Карьеризм - ценностная ориентация, в основе которой лежит направленность на занятие определенного положения по отношению к другим членам общества в целях получения личных выгод от взаимодействия, привилегий или независимости. В предельном случае карьеризм превращается в погоню за личным успехом в служебной, научной или другой деятельности, вызванную корыстными целями в ущерб общественным и профессиональным интересам.

Все средства хороши для животного, когда оно борется за возможность получать удовольствие и биологическую доминантность. В животном мире нет понятий: «плохо брать чужое», «нельзя врать и обманывать», «нельзя прелюбодействовать» и др. Наоборот, если кто зазевался, надо утащить его добычу. Если с помощью хитрости получается взять добычу конкурента, то природа благоволит такому экземпляру. Стремление к воровству вообще заложено в природе животных. Животное часто ворует только ради осуществления самого процесса воровства, даже когда оно не голодно. А уж прелюбодействовать надо максимально. Таковы законы развития всего живого. Животное, которое не следует этим законам, обречено. 
Материальность и, соответственно, материальные потребности роднят человека и животного, т. к. материальные потребности есть продолжение биологической природы человека. Поэтому в человеческой природе всегда присутствуют нечестность, вещизм, воровство, половая разнузданность. И неслучайно многие мыслители связывали материальные потребности с животной природой человека, а материальные потребности всегда имели несколько негативный оттенок. Так, например, В. Новодворская полагает, что ученые пришли к убеждению, что побудительные мотивы человека в его трудовой и политической деятельности - это лидерство и жадность. И этим руководствуются ровно 98 % испытуемых Homo sapiens. Ограничивает животные побуждения духовность - феномен, присущий единственному животному на Земле - человеку. Часто, анализируя духовность, говорят о морали, нравственности, человечности.           Духовность прямо противоположна материальности. Материальность есть гедонизм плюс карьеризм, поэтому духовность есть антигедонизм плюс антикарьеризм. Антигедонизм есть аскетизм, о антикарьеризме поговорим подробнее. Карьеризм — это использование интересов других людей ради собственных интересов, т. е. взаимодействие с окружающими по принципу «другие для меня». Поэтому, по сути, фундаментом карьеризма является эгоизм. Эгоизму противоположен альтруизм, в основе которого лежит принцип, прямо противоположный карьерному, т. е. «я для других». Следовательно, карьеризм в наиболее общем плане противостоит альтруизму. 
Таким образом, существуют две стволовые ценностные ориентации духовности:

-аскетизм

-альтруизм. 
Аскетизм — ценностная ориентация, в основе которой лежит принцип «не стремись к максимализации материального потребления». Забегая вперед, скажем, что аскетизм служит средством для раскрытия внутреннего духовного мира личности, выражаемого в творчестве как высшем типе самоактуализации личности, а также средством удовлетворения религиозных потребностей. В свою очередь, самоактуализация есть ценностная ориентация, в основе которой лежит стремление к обнаружению, сохранению и актуализации своей внутренней духовной сущности. Обычно аскетизм воспринимают как добровольное ограничение всех потребностей, часто носящее самоистязательный характер. Принцип аскетизма «не стремись к максимализации материального потребления» указывает на то, что материальное потребление не должно быть самоцелью, но аскетизм не декларирует полный отказ от материального потребления. Только в предельном варианте аскетизм выражается в радикальном и часто неоправданном ограничении потребления ниже физиологически допустимого уровня. Здесь стоит отметить, что «аскетизм» в переводе с греческого (asketes) — упражняющийся в чем-либо, т. е. сама этимология понятия «аскетизм» указывает, что аскетизм есть не пустое самоотречение, а инструмент, используемый для решения человеком определенных задач. Неслучайно в Большой советской энциклопедии при определении понятия «аскетизм» указывается: «аскетизм — ограничение и подавление чувственных влечений, желаний «умерщвление плоти) как средство достижения религиозных или этических целей. Кроме того, аскетизм является также и нормой нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы) во имя определенных социальных целей».  
Альтруизм - ценностная ориентация, в основе которой лежит принцип «ради помощи окружающим я могу жертвовать собственными интересами». 
Альтруист - это не только тот, кто жертвует жизнью ради другого человека. Когда мы имеем дело с подобным примером, перед нами образец крайнего альтруизма.

«Духовность - важнейший фактор развития цивилизации, открытия новых норм общественной жизни, соответствующих изменившимся условиям существования».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ДУХОВНОСТЬ  КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ  РФ

Национальные интересы в духовной сфере - это совокупность интересов отдельной личности, общества и государства в культурной, религиозной, научно-образовательной, информационной и идеологической сферах. Национальные интересы России в сфере обеспечения духовной безопасности состоят в защите: общественного сознания современного российского общества; патриотического самосознания российской нации; национальных духовных ценностей; национальных культур; русского языка как средства межнационального общения; единого духовного пространства России; общечеловеческих и традиционных религиозных ценностей; культурно-исторического наследия; национальных традиций общего, среднего и высшего образования; интеллектуального, нравственного, эстетического, творческого потенциала российской нации.

Защита от внутренних и внешних  угроз каждой личности, общества и  государства – основная задача субъектов  обеспечения национальной безопасности. Внутренние и внешние угрозы духовности – это совокупность деструктивных условий, факторов и действий существующих и потенциальных противников, представляющих явную или латентную опасность причинения ущерба отдельной личности и всему обществу в целом в культурной, информационной, научной, образовательной и религиозной  сферах социальной жизни.

Основными внутренними угрозами духовности современной России являются: отсутствие сформированной и общепринятой системы  национальных духовных ценностей; деформация общественного сознания и, как следствие, разрушение патриотического самосознания; внедрение в общественное сознание чуждых национальной ментальности стереотипов мышления и образа жизни; неоправданное реформирование русского языка; деятельность антироссийских средств массовой информации; отсутствие государственной системы защиты общественного сознания; духовный нигилизм граждан; формирование системы деструктивных ценностей; отсутствие объединяющей национальной идеи (идеологии).

В  целях эффективного обеспечения духовной безопасности современного российского общества необходимо на федеральном и региональном уровнях сформировать соответствующую единую систему. Система обеспечения духовной безопасности должна своевременно выявлять и отражать угрозы духовности современной России, исходя из национальных интересов в условиях геополитического соперничества в духовном пространстве глобализирующегося мирового социума.

Духовно (культурно, информационно, идеологически, конфессионально, психологически) разобщённое общество неспособно развиваться в каких-либо сферах социальной жизни. Поэтому основными объектами защиты в условиях современного геополитического соперничества должны быть как элементы национальной духовной, в том числе материальной, культуры, так и духовное (психическое) здоровье людей. Без сохранения национальных духовных ценностей, культуры народов, в том числе самобытной национальной массовой культуры, национальных традиций, религий, единого информационного пространства не может быть нации, существующей не только в пределах единой территории и суверенного государства, но и обязательно в пределах единого национального духовного пространства.

Нация – это  сообщество, характеризующееся не только общностью материальных, но и духовных ценностей, то есть ценностей ментальных, к которым относится, в первую очередь, национальный язык. Само формирование нации невозможно без основного средства коммуникации, внутри- и межнационального общения – языка. Его латентные изменения могут как способствовать укреплению традиционной ментальности, так и оказывать деструктивное влияние на духовное развитие общества. Это достаточно важное обстоятельство, так как, во многом, именно на бессознательном уровне происходит формирование национального самосознания и патриотического сознания.

Информация о работе Духовность как фактор национальной безопасности Российской Федерации