Деонтологические аспекты взаимоотношений врача и фармацевта в процессе лекарственной терапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 02:33, контрольная работа

Краткое описание

Впервые термин «этика» был использован древнегреческим философом Аристотелем для обозначения науки, которая изучает добродетели человеческого характера (мужество, умеренность и др.) и занимает срединное положение между учениями о душе (психологией) и государстве (политикой).

Оглавление

Введение
1. Историческое становление этики и деонтологии
2. Особенности и проблемы фармацевтической деонтологии
3. Деонтология в системе отношений фармацевт - больной - общество
4. Взаимоотношения в фармацевтическом коллективе (фармацевт - фармацевт)
5. Взаимоотношения фармацевтического работника и врача (фармацевт - врач)
Заключение

Файлы: 1 файл

контр..docx

— 52.53 Кб (Скачать)

 

 

5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ  ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РАБОТНИКА И  ВРАЧА (ФАРМАЦЕВТ - ВРАЧ)

В последнее время все чаще можно  услышать: зачем идти к врачу, достаточно проконсультироваться у фармацевта в аптеке. Взаимоотношения между  фармацевтами и врачами определяются традициями, сложившимися в прошлом, и сохраняют следы давней борьбы и компромиссов между двумя корпорациями.

Их финансовые интересы тесно переплетены, порождая конфликты из-за контроля над денежными потоками и компромиссные  договоренности о совместной эксплуатации населения. Если сравнить сегодняшнее положение дел с имевшим место 100-150 лет назад, то плоды упорной борьбы фармацевтов сразу окажутся налицо: хотя прежняя иерархия формально сохранена, фактически правят производители и торговцы лекарствами, а не те, кто лекарства заказывает и назначает, как это было когда-то. Заглянув в прошлое, можно увидеть там и зарождение тех процессов, благодаря мощному развитию которых фармация отвоевала свое нынешнее положение.

Аптекари Российской империи вроде  бы соглашались с ролью фармации как вечной помощницы медицины. Однако звучали нарекания на ее неравноправное положение в вертикали государственной  власти.

Сегодня, однако, ясно, что земские  закупки лекарств в Российской империи стали тем полигоном, где оптовыми и производственными фармацевтическими фирмами опробовались схемы сбыта, господствующие на постсоветском пространстве. Врачей так и не удалось вытеснить из схем закупок на уровне лечебных учреждений, и Минздрава. Более того: они оказались нужны фармации в роли промоутеров лекарственной продукции .

Главным во взаимоотношениях фармацевтического  и медицинского работников как коллег является общая цель -- сохранение здоровья и благополучия пациента. Фармацевтический работник как специалист в отрасли лекарствоведения обязан:

- информировать врача о лекарственных  средствах, их наличии, особенностях  фармакотерапии, использовании аналогов;

- предоставлять врачу полную  информацию о новых профилактических, диагностических и лечебных средствах;

- требовать от врача четкого  выполнения установленных нормативными  актами правил выписывания рецептов;

- выявлять ошибки в прописывании  лексредств и обсуждать их только с медицинским работником. Следует помнить, что даже незначительная неточность в прописывании, изготовлении и предоставлении информации о лекарственном средстве может привести к непоправимым последствиям и вреду здоровью пациента.

Профессиональные отношения между  фармацевтическим работником и врачом должны строиться на основе партнерства, взаимного уважения и доверия, поддержки  авторитета друг друга в глазах больного и общественности.

Фармацевтический работник не должен:

- подменять врача в выборе  лекарственных средств и предлагать  их по собственному усмотрению, поскольку он не имеет достаточной  информации об индивидуальных  особенностях организма пациента  и течения болезни;

- допускать случаи нетактичных  выражений в адрес врача в  присутствии пациента.

В свою очередь врач не должен умалять  профессиональную роль и ущемлять достоинство  фармацевтического работника.

Сотрудничество фармацевтического  работника и врача должно быть направлено на выбор наиболее эффективных  и доступных лексредств, оптимальной лекарственной формы и дозы, рациональной схемы лечения и способа их приема.

Фармацевтический работник должен сделать все возможное для  обеспечения пациента лекарственным  средством в соответствии с показаниями  к назначению, химическим составом, дозировкой, формой отпуска и количеством, прописанных врачом.

Сотрудничество фармацевтического  работника с медицинскими представителями  фармацевтических компаний и врачами  по продвижению лекарственных средств  должно основываться на приоритетах  качества, эффективности, биодоступности, а не только на экономических характеристиках этих лекарств (3).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фармацевтическая этика в виде отдельных писаных и неписаных  правил, норм, принципов и ценностей, определяющих профессиональное поведение  фармацевтического работника, стала  формироваться с тех самых  пор, как в средние века, в ходе естественного процесса развития медицинской  науки и практики, было положено начало разделению профессий врача  и аптекаря.

Много внимания роли фармацевта, этическим  и деонтологическим аспектам фармацевтической деятельности уделяет Всемирная организация здравоохранения. Под ее эгидой был проведен ряд совещаний, где подчеркнута важная роль фармацевта в системе здравоохранения как специалиста и помощника врача по содействию рациональному назначению и использованию лекарственных средств. Первое Европейское региональное совещание, посвященное роли фармацевта в розничной и больничной аптеке, состоялось в Мадриде в 1988 г. Первое (глобальное) совещание «Содержание фармации и функции фармацевтов» прошло в Нью-Дели, тоже в 1988 г. Второе (глобальное) совещание «Качественные фармацевтические службы - польза для государства и общества» - в 1993 г. Третье совещание в Ванкувере было посвящено подготовке будущих фармацевтов и разработке учебных программ. Сформулированы современные требования к фармацевту, которые получили название «фармацевт 7 звездочек», а именно:

- фармацевт - работник системы  здравоохранения;

- он способен принимать ответственные  решения;

- он - специалист по коммуникациям,  т.к. является посредником между  врачом и пациентом;

- готов к лидерству в интересах  общества;

- руководитель, способный управлять  ресурсами;

- готов учиться всю жизнь;

- учитель, участвует в подготовке  будущих поколений фармацевтов.

Фармацевт сегодня - не просто продавец, он носитель знаний. Назначая препарат, врач должен исходить из представлений  не только о болезни, но и о фармакокинетике, биохимии, трансформации, синергизме, антагонизме лекарственного средства. В этом ему достаточно сложно ориентироваться. Поэтому во многих развитых странах основная ответственность обеспечения безопасности лекарственных средств возлагается на клинического фармацевта. Именно он является звеном между врачом и пациентом, давая объективную достоверную информацию о препарате, обеспечивая, таким образом, безопасность пациента и рациональную фармакотерапию.

Одна из особенностей работы провизора - это преодоление различных психологических  барьеров, возникающих при общении  с посетителями аптеки. Часто главными считаются такие качества, как навык общения с посетителем, защита от агрессии клиентов и стрессов.

Профессионалу-фармацевту присущи  высокие моральные качества: уважение ко всем пациентам, открытость и честность  действий, приоритет интересов пациента, умение сочувствовать и сопереживать. Он четко выполняет требования фармацевтической деонтологии в отношении пациента, врача, коллег, реализация же высокой  миссии провизора - сохранение и укрепление здоровья человека, достигается при  выполнении им обязанностей и функций:

- обладать высоким профессионализмом  (знать фармацевтический рынок,  оказывать надлежащую фармацевтическую  опеку, содействовать рациональному  назначению и использованию лексредств);

- участвовать в борьбе с продвижением  и распространением фальсифицированных, субстандартных и незарегистрированных лекарственных средств;

- сохранять конфиденциальность  информации;

- оказывать первую доврачебную  помощь;

- поддерживать надлежащий внешний  вид.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Деонтологические аспекты взаимоотношений врача и фармацевта в процессе лекарственной терапии