Деловой этикет Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:30, контрольная работа

Краткое описание

Бизнес делается не только на экономической основе, но и на этической. Как недопустимо нарушать общепринятые правила предпринимательства в коммерции, так недопустимо нарушать и правила делового этикета. Вспомним правила делового этикета!
Осваивая цивилизованный рынок, современные предприниматели должны знать, что лишь 10-15% желающих утвердиться в рыночном мире добиваются своих целей. И именно следование правилам делового этикета и этике делового общения является залогом успеха в бизнесе. Другими словами, соблюдение правил делового этикета и деловой этики - один из необходимых элементов вашего профессионализма.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..….3
Деловой этикет в Японии………………………………………………..……..5
Заключение…………………………………………………………………….19
Литература……………………………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

этика дел отношений.docx

— 44.74 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….3

Деловой этикет в Японии………………………………………………..……..5

Заключение…………………………………………………………………….19

Литература……………………………………………………………………..21

 

 

Введение

Бизнес делается не только на экономической основе, но и на этической. Как недопустимо нарушать общепринятые правила предпринимательства  в коммерции, так недопустимо  нарушать и правила делового этикета. Вспомним правила делового этикета!

Осваивая цивилизованный рынок, современные предприниматели  должны знать, что лишь 10-15% желающих утвердиться в рыночном мире добиваются своих целей. И именно следование правилам делового этикета и этике  делового общения является залогом  успеха в бизнесе. Другими словами, соблюдение правил делового этикета  и деловой этики - один из необходимых  элементов вашего профессионализма.

Мировые экономические связи  обязывают деловых людей знать  правила хорошего тона и других стран. Здесь нарушение правил этикета  могут привести даже к разрыву  деловых связей и обернуться потерей  рынков сбыта. Правила делового этикета  со временем меняются, некоторые из них в настоящее время утратили свою обязательность, например, элементы поведения по отношению к женщине.

Еще недавно считалось, что  мужчина должен непременно оплачивать счет в ресторане, если обедает в  обществе женщины, распахивать перед  ней двери, попускать ее вперед при  выходе из лифта. Сегодня такие правила  не являются обязательными. Современный  деловой этикет рекомендует выходить из лифта первым тому, кто находится  ближе к двери. Женщина надевает пальто сама, но если у нее при  этом случаются затруднения, мужчина  обязан помочь ей. Быть просто вежливым и доброжелательным недостаточно1.

В деловом этикете общие  принципы приобретают специфическую  окраску, что выражается в следующих  основных правилах:

  • Будьте во всем пунктуальны
  • Не говорите лишнего
  • Думайте не только о себе, но и о других
  • Одевайтесь как принято
  • Говорите и пишите хорошим языком

Никогда не задумывались, почему два человека, совершенно равные по способностям и уму, могут в разной степени преуспевать на работе? Первый, хватая звёзды с неба, ни в чём  себе не отказывает и состоит в  прекрасных отношениях с начальством. Другой же - совсем наоборот: никак не вписывается в коллектив, да и  прибыли особой нет. В чём же секрет успешного бизнеса?

Не всегда можно добиться хороших результатов одним корпением  над поставленной задачей и опухшими глазами перед экраном монитора в десять вечера. Возможно, пришло время  пересмотреть своё поведение - может  это и есть тот самый Золотой  Ключик. И в нашем случае с двумя  коллегами, счастливчик овладел  всевозможными правилами поведения  на работе, когда неудачливый трудяга  не имеет ни малейшего понятия  о деловом этикете. Этот набор  простейших правил очень часто упускается из виду. Мы привыкли, что, работая в  офисе, надо соответственно одеваться, что, обедая в ресторане, не стоит  класть локти на стол, а наводить марафет в носовых отверстиях при разговоре не рекомендуется. Но почему-то многие люди не думают про  элементарный этикет на работе и не придерживаются общепринятых норм. Как  представить нового сотрудника боссу? Как попросить повышение зарплаты? Стоит ли женщине пожимать руку мужчине  при знакомстве? 

Деловой этикет в Японии.

Восточный этикет достаточно сложный  и многоэлементный, со сложной иерархией  отношений и исторически сложившимися правилами. Японский этикет может служить образцом сложности. Основу этикетных отношений в Японии составляет кодекс чести и верности воина «бусидо» («путь воина»), сформированный в 12-13 веках а также «компендиум японской этики» («Руководство для школьников»),  для молодежи, составленный в 19 веке.

Система японского общества такова, что основы морали закладываются  в семье и поддерживаются школьным воспитанием и жесткой системой иерархии в обществе. Несмотря на значительные изменения в политике и идеологии  в 20 веке, правила поведения в  обществе практически не претерпели сильных изменений, хотя на международном  уровне японцы приемлют и нормы европейского этикета, а также стараются учесть традиции национального этикета  той страны, где планируют поддерживать коммерческие и инвестиционные проекты2

Для понимания тонкостей японского этикета необходимо знать некоторые особенности японского менеджмента. Основополагающим принципом является уровень и качество образования еще с начальной школы. Выпускникам не престижных школ трудно поступить в престижный ВУЗ, а только выпускники престижных ВУЗов могут найти работу в крупнейших компаниях, являющихся флагманами японской экономики.

Также надо знать, что одной из выдающихся особенностей японского менеджмента  является практика пожизненного найма («сюсин коё», «shūshin koyō).  Подобная система предполагает, что каждый год в конце зимы из числа будущих выпускников колледжей отбираются потенциальные работники (большинство из них – юноши), которые в случае выдерживания испытательного срока становятся сотрудниками компании, из которой их уволят только в случае серьёзного нарушения этики. При вливании в компанию новый сотрудник проведёт от шести месяцев до года в каждом из крупных подразделений или отделов фирмы. Таким образом, через несколько лет молодой сотрудник будет знать каждый аспект деятельности организации – именно это знание позволяет компаниям быть более продуктивными. В менее крупных организациях подход противоположный – стажер будет прикреплен к опытному мастеру и постигнет все тонкости работы одного подразделения.

Еще один аспект, влияющий на культуру общения, в том числе деловую  – это церемонии и философское  отношение к жизни. Японцы очень  вежливы, стремятся к ровному  дружескому общению, стараются не говорить «нет», т.е. всеми силами души поддерживают позитивный настрой. Для европейцев эта черта японского менталитета  нередко является главной загадкой. На переговорах отлично пообщались, выяснили все вопросы и ободренные потенциальные партнеры уходят, не подозревая, что им отказали в дальнейших отношениях.

Чтобы избежать такого разочарования, необходимо иметь представление о том, что существует три «нельзя» японской деловой этики: нельзя приходить на встречу без визитных карточек, нельзя не иметь материалов о своей компании и своем предложении, нельзя отклоняться от протокола в одежде и внешнем виде.  Рассмотрим эти три пункта более подробно.

Визитные карточки. Во-первых, в Японии очень низкий уровень преступности и даже такой документ, как визитная карточка может стать для Вас удостоверением личности, пропуском.

Также визитная карточка – это  часть церемонии знакомства, а  церемониалу японцы придают очень  большое значение, как уже говорилось.

Для японцев очень трудны европейские  имена, также как и нам достаточно непривычно произносить плавно-гласные  фразы, означающие имя собеседника. Поэтому визитку на переговорах нередко кладут перед собой, чтобы не забыть или не перепутать при произнесении имя партнера.

Если Вы пришли без визиток, первое впечатление о вашей команде  будет отрицательным, значит, вы не подготовились к встрече. Какой  язык выбрать для визитки? Язык международного общения английский и японский. В  данном случае будет уместным сделать  двусторонние визитки, это будет  восприниматься очень благожелательно  и с уважением. Визитная карточка в Японии - ваше "лицо", ваше "второе я", поэтому обращаться с ней  надо очень аккуратно. Если вы вручите  японцу мятую, грязную визитную карточку (пусть и с извинениями), то его  мнение о вас будет отнюдь не самым  высоким.  

Обмен визитными карточками происходит в самом начале встречи, чтобы  японцы имели возможность выяснить свое положение в обществе относительно партнеров. Получив вашу карточку, японец первым делом посмотрит, в какой  компании вы работаете, и какую должность  занимаете. Он определит статус вашей  фирмы по отношению к собственной, и ваш собственный должностной  статус, а на основе этого выберет  линию поведения.

Для того, чтобы завязать деловые  отношения с японской компанией, не стоит направлять ей письменное предложение - оно может остаться без ответа. Японцы относятся к  переговорам как к ответственному, обязывающему шагу и не решаются на него, если не имеют достаточной информации о потенциальном партнере. Лучше всего обратиться к посреднику-предпринимателю, хорошо знакомому обеим сторонам. Посредник должен в общих чертах ознакомить потенциального партнера с вашими предложениями и дать характеристику вашей фирме и вам лично.

Помощь посредника оплачивается (деньгами или встречной услугой). Человек, официально рекомендующий вас японскому бизнесмену, должен занимать не менее высокое положение, чем лицо, с которым вы хотите познакомиться.

Деловые письма, адресованные новому партнеру, сопровождайте вашими официальными годовыми отчетами, брошюрами и другими материалами, из которых можно почерпнуть информацию о деятельности вашей фирмы. Японская сторона хочет быть уверена, что имеет дело с надежным и солидным партнером. Все материалы должны быть официально переведены на японский язык3.

Материалами такого рода принято обмениваться и при первой встрече. Японцам  необходима информация об ассортименте выпускаемой или продаваемой  продукции, истории фирмы; они хотят знать фамилии и должности ведущих сотрудников и биографию главы вашей фирмы.

Знакомство с японским бизнесменом  невозможно без обмена визитными  карточками. Вручая и получая визитную карточку, нужно держать ее двумя  руками; желательно в знак уважения к партнеру внимательно прочитать  полученную от него визитку.

Для японца главная информация, содержащаяся в визитке - это указание на принадлежность человека к определенной группе - фирме, учебному заведению, министерству и  т. п. Профессия человека, его личные способности или заслуги имеют для японцев второстепенное значение.

В этом жители Страны восходящего  солнца являются полной противоположностью представителям европейской цивилизации с ее культом свободы личности.

«Слова «независимая личность», - пишет  В. В. Овчинников, - вызывают у японцев представление о человеке эгоистичном, неуживчивом, не умеющем считаться с другими. Само слово «свобода» еще недавно воспринималось ими как вседозволенность, распущенность, своекорыстие в ущерб групповым интересам.

Японская мораль считает узы  взаимной зависимости основой отношений  между людьми. Индивидуализм же изображается ею холодным, сухим, бесчеловечным. «Найди группу, к которой бы ты принадлежал, — проповедует японская мораль. - Будь верен ей и полагайся на нее. В одиночку же ты не найдешь  своего места в жизни, затеряешься в ее хитросплетениях. Без чувства зависимости не может быть чувства уверенности».

Когда несколько японцев собираются у стола, все они точно знают, кто где должен сесть: кто у  ниши с картиной, то есть на самом  почетном месте, кто по левую руку от него, кто еще левее и кто, наконец, у входа. Любая попытка  проявить тут какой-то демократизм  вызовет лишь всеобщее смятение - ведь тогда никто из присутствующих не будет знать, что ему делать.

Самопрезентация компании. Для японцев важно четкое и всестороннее рассмотрение потенциальных партнеров по многим деловым и корпоративным аспектам. Поэтому появление на первичных переговорах без обширного досье на собственную фирму или холдинг, к которому ваша компания относится, является абсолютно недопустимым. Что необходимо иметь? Здесь должны быть рекламные материалы о компании или хотя бы ее описание, подробное изложение предлагаемого проекта или сделки, анализ состояния отрасли. 

В тактических целях на первую встречу можно и не готовить конкретные предложения по суммам сделки или проекта, но четкое владение этими вопросами обязательно для тех, кто идет на контакт с японской фирмой. Любая задержка в ответах на финансовые вопросы может серьезно насторожить ваших партнеров.

 Гарантией провала встречи  является часто используемая  отечественными бизнесменами тактика  «встретимся — расскажем о себе — узнаем, чего они хотят».  

Дресс-код. В одежде японцев очень ощутимы стремление к унификации, желание не выделяться, свойственные национальному характеру, а также традиции корпоративной «командной» этики, где все едины. Стиль костюма и внешнего вида в японском деловом мире весьма консервативен.

Вероятно, соответствие определенным правилам в одежде распознается как принадлежность к тому же самому деловому сообществу, кругу людей, с которыми «можно иметь дело»4. При контакте с японскими бизнесменами костюм и галстук обязательны, однако галстук может быть и самой радикальной расцветки, если костюм строгий — это не вызовет особого удивления. Одежда должна быть чистой, особенно ботинки.

 В самой Японии 99% сотрудников компаний ходят на работу в черных лакированных ботинках. Учитывая тот факт, что в доме японцы ходят без обуви, ей придается также церемониальный смысл защиты и чистоты помыслов. Однако, если чистая одежда на вас немного помята, в Японии это не вызовет осуждения — значит, вы «горите на работе».

Предварительные переговоры. Еще один существенный момент подготовки успешного делового общения – осуществление личных контактов на самой предварительной стадии, т.е. при выборе потенциального партнера.  Письменное уведомление с предложением осуществить какую-либо внешнеторговую операцию, направленное в адрес японской компании, вступать в деловые отношения, с которой ранее не приходилось, почти наверняка останется без ответа. Японские бизнесмены предпочитают непосредственный контакт с потенциальным партнером. Сказанное в большей мере относится к мелким и средним фирмам, чем к крупным корпорациям, однако по отношению и к тем и к другим почти обязательным способом знакомства является личная встреча с представителем компании в сочетании с направлением официального предложения о сотрудничестве.

Информация о работе Деловой этикет Японии