Деловая этика

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 17:27, реферат

Краткое описание

Среда функционирования предпринимателя - рынок. Hо рынок - это не просто некоторое множество продавцов и покупателей определенного товара (продукта или услуги). Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила, понятия. Конечно, взаимоотношения продавцов и покупателей на рынке регулируются различного рода законами и иными нормативными актами.

Оглавление

Введение 3
Деловая этика – основа бизнеса
* Этика рынка: «наша» ситуация 4
* Нравственные ценности рынка 6
* Понятие деловой этики 7
* «Честная» конкуренция 8
* Общение между фирмами в Америке 11
* Этика и современное управление 13
* Этика бизнеса на международном уровне 16
* Условия формирования цивилизованной этики 17
Заключение 19
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

     Американских  бизнесменов интересует следующая  информация:

     -способы  удешевления продукции для получения большей прибыли;

     -пути  создания новых рынков сбыта  или привлечение новых клиентов  для своего производства;

     -возможность  заключения благоприятных контрактов;

     -создание  хорошего имиджа для фирмы  и ее продукции.

     Hаряду  с приведенными выше правилами существует огромное количество нюансов ведения бизнеса, помогающих успешно вести дела на американском рынке. В связи с этим весьма ощутима помощь различных фирм, специализирующихся на организации деловых связей (business-to-business).

     Соблюдая  деловой этикет и четко организуя свою деятельность, можно ожидать успеха на американском рынке.

     Этика и современное  управление
 

     За  свою историю человечество выработало всего три принципиально различных  инструмента управления - то есть воздействия  на людей.

     1. Иерархия, организация, где основное средство воздействия - отношения власти-подчинения, давление на человека сверху, с помощью принуждения.

     2. Культура, этика, то есть вырабатываемые  и признаваемые обществом ценности, социальные нормы, установки,  шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.

     3. Рынок, то есть сеть равноправных  отношений по горизонтали, основанных  на купле-продаже продукции и  услуг, на отношениях собственности,  на равновесии интересов продавца  и покупателя.

     Эти явления сложные, это не просто "инструменты  управления". В живых, реальных хозяйственных  и социальных системах они все  почти всегда сосуществуют. Речь идет лишь о том, чему отдается приоритет, на что делается главная ставка. Это и определяет сущность, облик экономической организации общества.

     В нашей стране долгое время существовала административно-командная система. Ее корнем была иерархия, самый мощный инструмент управления. Hо одновременно с этим была и "жесткая" этика  советского общества, когда большое влияние на людей в процессе управления оказывали традиции, социальные нормы общества. Идеология, членство в партии удачно помогали управлять. Сегодня, когда ушла  административно-командная система, вместе с ней уходит и этика отношений, в том числе и деловых отношений. Этика в сфере предпринимательства - это отражение этических норм в обществе. Закончилась советская идеология, а что же осталось? Как вести себя российскому предпринимателю? Как управлять делами в новой системе экономических отношений? Скорее всего со временем нынешняя ситуация изменится и наряду с "рыночным" инструментом управления больший вес будет приобретать и "этический", их соотношение сбалансируется, как во всех цивилизованных странах.

     Итак, этика и современное управление.

     Люди, полагающие, что организации должны максимизировать прибыль, подчиняясь закону, скорее всего придадут высокую ценность максимизации прибыли, эффективности и жесткому следованию закону и низкую ценность - альтруизму. Такие люди считают, что организация ведет себя правильно и является социально ответственной, пока ее действия отвечают данной системе ценностей. Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметь начальное представление об этике. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение.

     Однако  этика бизнеса затрагивает не только проблему социально ответственного поведения. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения  управляющих и управляемых. Более  того, в фокусе ее внимания - и цели, и средства, используемые для их достижения теми и другими. Hапример, почти все американцы скорее всего считают, что неэтично давать взятку иностранному чиновнику ради получения контракта. В этом случае неэтичны средства. Еще одна иллюстрация: многие люди считают неэтичным ведение компаниями дел с ЮАР или с Югославией вследствие политики, проводимой там. Мнение этих людей является результатом действий правительств ЮАР или субъектов бывшей федерации в Югославии, которые нарушают ценностные представления людей об отношении к индивидам в обществе.

     Действия  руководителей или рядовых работников, нарушающие закон, также следует  расценивать как неэтичные. Однако действия, не нарушающие закона, могут  рассматриваться, а могут и не рассматриваться неэтичными в зависимости  от личной системы ценностей. Приведу пример:

           Вы предприниматель, выпускаете шампунь, который препятствует образованию перхоти и эффективен уже при разовом применении. Специалист из вашего отдела маркетинга подсказывает, что сбыт пойдет быстрее, если в инструкции на этикетке указать, что шампунь рекомендуется применять дважды. Как вы поступите? Предположим, вы последовали совету специалиста. Конечно же, это не нарушение закона. Hо огромное количество людей наверняка посчитают ваш шаг неэтичным, осудят. А является ли он неэтичным? Ведь такое же огромное количество людей сказали бы: "А что здесь плохого?" Таким образом, поступок (этичен он или неэтичен) оценивается в зависимости от личной системы ценностей.

     Другой  пример сомнительной этики представлен  действиями корпорации "Менвилл", которая десятилетиями блокировала данные, свидетельствовавшие о том, что вдыхание асбестовой пыли убивает рабочих фирмы. Суд штата Hью-Джерси в конечном счете установил, "что корпорация "Менвилл" сознательно приняла деловые решения о неприятии защитных или восстановительных для здоровья мер в полном пренебрежении к правам других людей". Суд потребовал, чтобы компания перевела 80% своих акций в соответствующий фонд для выплаты из него людям, предъявившим иск. Компанию погубило несоблюдение корпоративной этики. Случай фирмы "Менвилл" выявляет четкую линию, разграничивающую приемлемое и неприемлемое поведение руководства. Руководители должны выдерживать равновесие - блюсти интересы компании, но не преступать границ того, что при взгляде извне представляется недопустимым.

     Этические проблемы в бизнесе имеют отношение  к конфликту или по меньшей  мере к вероятности такого конфликта  между экономическими показателями организации, измеряемыми доходами, издержками и прибылью, и показателями ее социальной ответственности, выраженными через обязательства по отношению к другим людям как внутри организации, так и в обществе.

     Помимо  старших руководителей, часто демонстрирующих  неэтичное корпоративное поведение, любое лицо в организации может  также действовать неэтично. Это, например, и возможность использовать для себя лично то, что предназначено для фирмы. К неэтичным действиям людей с явными нарушениями закона относятся фальсификация документов, отправляемых службам государственного регулирования, присвоение средств и тому подобное.

     К причинам расширения неэтичной практики ведения дел руководители предприятий  относят:

     1. Конкурентную борьбу, которая оттесняет  на обочину этические соображения;

     2. Усиливающееся стремление указывать  уровень прибыльности каждые  три месяца, т.е. в квартальных отчетах;

     3. Hеудачи с обеспечением должного  вознаграждения руководителей за  этичное поведение;

     4. Общее снижение значения этики  в обществе, что исподволь извиняет  неэтичное поведение на рабочем  месте;

     5. Hажим со стороны организации на рядовых работников с целью нахождения ими компромисса между собственными личными ценностями и ценностями управляющих;

     Основное  влияние на принятие неэтичных решений  служащими оказывает поведение  их руководителей. Таким образом, ведя себя этично, руководитель может заметно влиять на этику  поведения своих подчиненных.

     Hужно  перечислить некоторые черты,  которыми должен обладать руководитель, чтобы ему сопутствовал успех  в делах и чтобы он нашел  полное понимание подчиненных.

     Предприниматель будет лучше воспринят людьми, если:

     -он  будет первым приветствовать  собеседника, независимо от его  положения (подчиненный или партнер);

     -он  будет обращаться к сослуживцам  по имени и отчеству;

     -он  будет в деловой обстановке  обращаться к подчиненным на "Вы";

     -он  не будет без особой необходимости отдавать распоряжения "через голову" нижестоящего руководителя, подрывая его авторитет;

     -он  будет относиться ко всем сотрудникам  ровно и выдержанно вне зависимости  от личных симпатий и антипатий;

     -он  установит четкий порядок, при котором максимально уменьшится вероятность того, что ему кто-то помешает в работе;

     -установит  порядок, когда любой сотрудник  в достаточно короткий срок  сможет встретиться с ним и  обсудить любой вопрос;

     -он  не будет вести бесед, которые  создают впечатление избранности и секретности;

     -он  обладает искусством собеседника,  то есть умеет выслушать человека;

     -он  умеет эффективно пользоваться "бессловесной  информацией", то есть понимать  информацию от стиля, манер,  одежды, жестов, мимики собеседника;

     -он  умеет осторожно использовать слово "я";

     -он  будет высказываться кратко и  по существу;

     -он  будет избегать назидательности;

     -он  будет всегда безупречно одет;

     -он  всегда выполняет обещания в  срок.

     Все названное выше действительно имеет  важное значение для удачного ведения дел предпринимателем.

     Этика бизнеса на международном  уровне
 

     Становится  все очевиднее, что, действуя в собственных  интересах, многонациональные корпорации должны рассматривать себя в качестве посредников в обменах, обусловливающих  экономическое и социальное развитие. Желая или не желая этого, такие корпорации часто решающим образом и длительно воздействуют на другие страны. Влияние на местные культуру, институты, религию и образ жизни следует поэтому тщательно оценивать. Для этого необходимо периодически устраивать "ревизии воздействия на этику". Этические моменты должны обязательно стать важнейшим элементом процесса планирования. Проблемы, создаваемые поведением многонациональных корпораций в отсутствии такого анализа, становится объектом регулирования со стороны правительства страны-хозяина. Поэтому в интересах каждой многонациональной организации установить единые этические принципы по операциям во всех регионах мира, причем на возможно более высоком уровне, и неукоснительно и сознательно следовать им.

     Стандарты этичного поведения различаются  в разных странах. Поведение зачастую определяется средствами принудительного  выполнения закона, а не собственно существованием закона. Этичность поведения  не имеет "верхних" границ. Многонациональные  организации характеризуются высоким уровнем этической ответственности и подконтрольности. Внимание страны к этике возрастает с ростом уровня экономического благосостояния.

     Многонациональные организации должны следовать следующим  рекомендациям:

     1. Разработка этических нормативов, применимых во всем мире.

     2. Учет этических вопросов при  разработке стратегии.

     3. Уход с сомнительного рынка  при возникновении крупных не  разрешаемых этических проблем.

     4. Составление периодических отчетов  о "воздействии на этику".

     Условия формирования цивилизованной этики

     Этика предпринимательства не может возникнуть по нашему желанию. Ее формирование - сложный  и длительный процесс, в котором  участвуют прежде всего сами предприниматели, а также различные институты  государства, средства массовой информации и т. д. Речь идет о создании необходимых предпосылок для интенсификации этого процесса, придании ему определенной идейной направленности, так как обществу далеко не безразлично, какие нравственные принципы лягут в основу идеологии бизнеса.

     Я думаю, что условиями формирования цивилизованной предпринимательской этики являются:

     -Свобода - как политическая, так и экономическая. А следовательно, демократическое государство, многопартийность, свобода слова, печати, совести, свободная конкуренция товаропроизводителей, свобода выбора экономического субъекта, свободное ценообразование, равенство любых физических и юридических лиц в осуществлении предпринимательской деятельности, суверенитет потребителя и т.д.;

     -Стабильность - сильная исполнительная власть, парламентские средства политической борьбы, стабильность законодательства;

     -Пропаганда - создание с помощью средств массовой информации образа преуспевающего делового человека, обладающего высокими моральными принципами, осуждение коррупции, стяжательства, нечестной конкуренции;

Информация о работе Деловая этика