Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:15, реферат
АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, понятие, разработанное в трудах Пражского лингвистического кружка в 1930-е годы для описания функциональных компонентов повествовательного предложения – ремы, или сообщаемой части, и темы, отправной точки сообщения. Согласно теории актуального членения, в предложении Студенты на первом курсе хорошие выделяется тема студенты на первом курсе и рема хорошие, т.е. о студентах первого курса сообщается, что они хорошие. В некоторых теориях функционального членения предложения тема и рема называются, соответственно, топиком (topic) и фокусом (focus), или топиком и комментарием (comment).
Контраст предполагает рассмотрение некоторой выделенной сущности на фоне других, подобных ей. Контраст выражается повышенной интенсивностью (громкостью) – интенсивным падением или интенсивным подъемом (в примерах ниже носители контрастных акцентов помечены жирным шрифтом). В примере МАША пришла с контрастной ремой Маша предполагается, что другие тоже могли прийти, но они не пришли. Для контраста характерен контекст союза а не: МАША пришла, а не Вася. Пример контрастной темы: Воскресную прогулку пришлось отложить, а прогулка, намеченная на понедельник, оказалась очень неудачной. Контрастный императив: Ты ЕШЬ, а не разговаривай. Контрастный не-вопросительный компонент: А суп есть БУДЕШЬ? Многие авторы не делают различия между контрастом и ремой, полагая, что идея выбора элемента из множества альтернатив составляет сущность ремы. Вопрос «рема или контраст?» также принадлежит к числу дискуссионных. Приведенные выше примеры демонстрируют независимость ремы и контраста, а также совместимость контраста с темой и другими конституирующими и не-конституирующими значениями.
Эмфаза предполагает выражение говорящим сильных чувств по поводу ненормативных явлений жизни. Пример эмфазы на реме: СОТНЮ я за нее отдала! Эмфаза на теме: Такую огромную котлету мне ни за ЧТО не съесть! Эмфаза в вопросе: У тебя уже есть СЫН?! Термин «эмфаза» используется некоторыми авторами в качества родового для эмфазы как выражения сильных чувств и контраста как выделения одного элемента из ряда подобных.
Пражский
лингвистический
кружок. М., 1967
Ковтунова И.И. Современный
русский язык. Порядок
слов и актуальное членение
предложения. М., 1976
Чейф У. Данное, контрастивность,
определенность, подлежащее,
топики и точка зрения. – Новое в зарубежной
лингвистике, вып. XI. М., 1982
Падучева Е.В. Коммуникативная
структура предложения
и понятие коммуникативной
парадигмы. – Научно-техническая информация,
сер. 2, 1984, № 10
Николаева Т.М. Актуальное
членение предложения. – Русский язык.
Энциклопедия. М., 1997
Янко Т.Е. О понятиях
коммуникативной структуры
и коммуникативной стратегии
(на материале русского
языка). – Вопросы языкознания, 1999, №
4
Актуальное членение
предложения -
смысловое членение предложения, при к-ром
оно делится на исходную часть - данное-ито,
что говорится о ней,- новое (Яблок - уйма).
Актуальное членение (АЧ) может совпадать
с членением предложения на группу подлежащего
и группу сказуемого или на подлежащее
и сказуемое (для нераспространённых предложений):
Охота/запрещена; Новый директор завода/сразу
приступил к переезду. В этом случае говорят
о совпадении актуального и грамматического
членения. Чаще эти членения не совпадают:
В нашем районе/выросли новые дома; Книгу
эту/он купил случайно. При А.ч.п. возможен
разрыв групп подлежащего, сказуемого
и второстепенных членов: Жену он выбрал
себе/хорошую. Исходную часть АЧ (данное)
называют темой, или исходом, заключительную
(новое) - ремой, или ядром.
Предложения, неподдающиеся АЧ, называются
нерасчленёнными. Обычно они имеют значение
бытийности, констатации факта: Идёт снег;
Можно начинать; Нет денег. Эти же предложения
могут быть преобразованы - с тем же лекси-ко-грамматическим
составом - в предложения с АЧ; Снег/ —
идёт; Начинать/ — можно; Денег/ — нет.
Начало изучения АЧ обычно связывается
с именем В. Матезиуса, хотя о смысловом
членении предложения писали многие лингвисты
и до него, употребляя, однако, иную терминологию.
Слово «актуальный» говорит о том членении,
к-рое имеет место в момент общения, в актуальной
речи. Дискуссионным является вопрос о
том, на сколько элементов членится предложение
при АЧ. Наиболее распространено двойное
(бинарное) членение - деление предложения
на тему и рему, но существуют и другие
теории, согласно к-рым выделяются переходные
элементы (в основном служебные слова)
и собственно тема и рема.
В письменной речи деление на тему и рему
чаще всего не обозначается знаками препинания,
но иногда обозначается тире. В устной
речи основное средство А. ч. п.- интонация:
на теме повышается голос, на реме понижается:
Иван Иванович I давно ушёл.
Обычно тема помещается в начале фразы,
рема—в конце. При изменении этого порядка
происходит сдвиг фразового ударения
и оно, в усиленной форме, падает на рему:
Иван Иванович /не любил читать книги.
(или Не любил читать книги/Иван Иванович).
Хотя основные положения теории А. ч. п.
стали общепринятыми, в 80-х гг. 20 в. интерес
синтаксической науки сместился от формального
описания тема-рематического членения
предложения в сторону содержательной
интерпретации разных по форме структур
высказывания с позиций коммуникативного
и текстового задания.