Взаимосвязь эсхатологии и экологии в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 23:27, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире, когда происходит расширение производственных процессов, экономики стран оказываются все более интегрированными, актуальность приобретает вопрос о взаимодействии человека и природы. Данная проблема рассматривалась философами в разные века, однако вследствие усиления негативного влияния человека на природные явления, с середины 20 века эта научно-философская область приобрела особое значение. Появилась реальная угроза экологической катастрофы, стала очевидна необходимость снижения потребительского отношения к природе.

Оглавление

Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Экология как философское понятие............................................................5
1.1. Понятие экологии и экологической этики в современной философии..5
1.2. Основные направления и противоречия современной экологии как философского понятия................................................................................8
Глава 2. Взаимосвязь эсхатологии и экологии в современном мире....................11
2.1. Понятие и особенности эсхатологии................................................................11
2.2. Факторы, определяющие формирование эсхатологического сознания.........14
2.3. Влияние философских эсхатологических взглядов на экологию общества.16
Заключение.................................................................................................................18
Список использованной литературы.......................................................................19

Файлы: 1 файл

Ekologia_i_eskhatologia_referat (2).docx

— 20.37 Кб (Скачать)

Здесь приоритетное положение занимает утверждение о превосходстве природы над человеком.  

Вышеупомянутый автор В.И. Курашов называет, таким образом, еще одно противоречие экологической этики: «По нашему мнению без привлечения религиозного мировоззрения и религиозной эсхатологии экологический призыв к сохранению природы и жизни на Земле не может найти убедительного оправдания в научном знании».

Эта мысль имеет свои основания, однако крайние ее проявления ведут к агрессивным действиям, могут вызвать развитие экотерроризма.

Поэтому изучение связи экологии и эсхатологии требует дальнейшего развития и приведения философских изысканий по этому вопросу к единой концепции.

 

 

Глава 2. Взаимосвязь эсхатологии и экологии в современном мире

2.1. Понятие и особенности  эсхатологии

 

Для того, чтобы разобраться в глубинной философской связи экологии и эсхатологии, рассмотрим понятие эсхатологии. Как уже было отмечено в нашей работе, эсхатология представляет собой направление религиозного мировоззрения, касающееся предпосылки о конечности судьбы человеческой личности и всего сущего во Вселенной. От греческого слово «эсхатология» переводится как «последний, конечный».

Различают два направления эсхатологии: индивидуальная эсхатология, рассказывающая о посмертных судьбах единичной человеческой души, и универсальная эсхатология, предполагающая собой учение о цели и назначении космической и человеческой истории, об исчерпании ими своего смысла, об их конце и о том, что за этим концом последует9.

Два направления эсхатологии тесно связаны межу собой, однако это соотношение обладает разной интенсивностью в различных государствах или обществах. Степень изученности эсхатологии и интереса к данному философскому направлению также разнится по регионам мира.

Индивидуальная эсхатология проявляется в учениях о душе человека и ее бытие после смерти.

Кроме того, это направление эсхатологии исходит из того, что мироздание не имеет конца и предполагает вечный круговорот всего живого. Это порождает столкновение данной идеи с предметом эсхатологии в принципе, так как эсхатология учит о конечности бытия. Натуралистически космос интерпретируется как биоорганизм, тело которого устаревает, но периодически сменяется молодыми составляющими. Поэтому учения о мировых катастрофах становятся мыслью не о полном конце, а о круговороте, смене циклов.

С точки зрения индивидуальной эсхатологии, все живое растворяется в постоянном круговороте, а смерть становится новой ступенью существования и возвращает умерших в материнское лоно Земли. На практике эта мысль выражалась тем, что на первобытных стадиях культуры была распространена вера в то, что умерший возвращается на землю в теле новорожденного из своего рода; затем эта вера оформляется в религиозно-философские доктрины о переселении душ (например, в буддизме, пифагореизме, каббалистике и т.д.).

Данные древние мысли переосмыслялись и в 19-20 вв. Так, было создано учение Шопенгауэра о неразрушимой волевой сердцевине нашего «я», после каждой смерти продуцирующей новую жизнь. У Ницше известна теория вечного возвращения. Получается, что человеческие души живут в вечном круговороте. В некоторых религиях это воспринимается как безнадежность. В буддизме, например, полагают, что круг перерождений порочен, а преодолеть его можно, достигнув нирваны. Нирвана — это единственно возможное окончательное, абсолютное избавление.

Очевидно, что эсхатология оказывается связана с содержанием личной и вселенской судьбы в контексте мироздания10. Эсхатологическая концепция имела значительное влияние в древнем Египте, древнем Израиле и в иудаизме.

В древнем Египте эсхатологическая мысль разрабатывала проблему смерти и личного бессмертия, рассматривала загробную жизнь как положительное бытие, по своей конкретной наполненности никак не уступающее земной жизни, однако в отличие от нее стоящее под знаком окончательной стабильности и потому несравнимо более важное. По мнению древних египтян, жизнь тела человека — это приготовление к жизни в вечности.

Согласно библейским традициям, необходимо сосредоточиться не на существовании отдельного индивида, а на судьбе всего народа и мира, на религиозном осмыслении всемирной истории как процесса, направляемого личной волей единого Бога. Интерес к эсхатологии был усилен историческими катастрофами, постигшими иудейский народ (вавилонское пленение 586 до н.э., разрушение Иерусалима римлянами в 70, кровавые репрессии против веры иудеев при Адриане). 

В Средневековье, особенно в европейском христианстве, индивидуальная эсхатология стала переходить к эсхатологии всемирной.

Появилось учение об эрах Отца, Сына и Святого Духа. В некоторых регионах мира происходит разочарование в теократии (учении о божественности властителя), в частности, русскими старообрядчиками царь перестает восприниматься как посланник Божий.

В 20 веке эсхатология также получает развитие в религиозной мысли человечества. В ходе ускорения исторического развития, трансформации политического и экономического мира, распространения СМИ, эсхатологические мотивы приобретают уже некий вульгарный характер. Апокалипсис, Армагеддон, жизнь после смерти становятся частными сюжетами фильмов ужасов и бестселлеров.

«Общество потребления» переводит эсхатологию из сугубо религиозного течения в социальное явление, находящее отражение в современной культуре и литературе. Серьезные эсхатологические изыскания сегодня становятся редкостью.

 

    1. Факторы, определяющие формирование эсхатологического сознания

 

Обсуждая эсхатологию, важно сказать о возникновении самого эсхатологического сознания в человеческой душе. Есть ряд факторов, приводящих к формированию эсхатологических переживаний.

К ним относится политика властных и идеологических институтов, задающая дистанцию между должным и сущим.

Рассогласование реальности и модели, воплощенной в концепции должного, неустранимо. Это приводит к ряду социальных и психологических последствий. Специфический комплекс вины, переживаемый традиционным человеком в силу причастности к уклонению от невыполнимого должного, рождает возможность социального манипулирования. Властные и идеологические институты возлагают на себя функции формулирования и надзора за соблюдением должного. Отсюда у властей возникает социальный интерес в том, чтобы формулировки должного оказывались практически невыполнимыми, а агенты власти не подлежали суду подвластных с позиции должного. Агент власти обретает возможность извлекать разнообразные блага и преимущества (статусные, психологические, денежные) из факта несоответствия реальной социальной практики должному в пределах подведомственности11.

Это ведет к росту тревожности, чувства вины, повышению манипулируемости человека. Все это устраивает власть.

Важно, что дистанция между должным и сущим часто несет в себе позитивный, мобилизующий и воспитательный потенциал. Веками он использовался для развития общества. Однако этот потенциал может быть не только использован на благо общества как целого, но «приватизирован» правящим слоем.

Растет уровень насилия, развиваются авторитарные политические режимы, из-за этого возникают бунты и деструктивные движения.

В таких обществах эсхатологические настроения оказываются естественной реакцией на стресс навязанных изменений. А это ведет к уклонению от должного.

Крах устойчивого мира, к которому традиционный субъект более или менее адаптирован, переживается как конец Вселенной и торжество хаоса.

Неприятие происходящего обостряется при переходах общества через стадиальные рубежи, когда изменение носит тотальный характер, переходах от раннего государства к зрелому, от жизни на периферии или в рамках догосударственной окраины к жизни в пределах регулярного государства. От крестьянского общества к урбанистическому, от бесписьменной фольклорной культуры к письменной. От одной идеологии к другой. Наконец, от конкретной идеологии к ситуации деидеологизации. Все эти ситуации осмысливаются в рамках эсхатологической парадигмы и провоцируют эсхатологические настроения.

В нашей стране эсхатологическое сознание провоцируется периферийным статусом российской цивилизации.

Главная особенность периферийной цивилизации состоит в том, что она развивается заново, без какой-либо базы. В своем развитии периферийная цивилизация лишена опоры в предшествующем цикле. Наращиваемый веками культурный слой - минимизирован и качественно не соответствует задачам цивилизационного строительства, а использование его предельно интенсифицировано12.

В этой ситуации эсхатологизм выражается в бегстве от динамики, от сложной жизни в цивилизации, надежде на то, что однажды испытание историей завершится.

 

2.3. Влияние философских  эсхатологических взглядов на  экологию общества

 

Проанализировав современное состояние экологической философии, а также развитие эсхатологических взглядов, рассмотрим связь этих двух понятий, тесно связанных друг с другом в сегодняшней философии.

Сейчас уже около 20 лет ведущие  ученые говорят об устойчивой взаимосвязи экологии, экономики и философии. Свое отражение эта мысль нашла в Концепции устойчивого развития, принятой в 1992 году. Согласно Концеепции, приоритетным предполагалось устойчивое развитие каждой страны и мира в целом.

Однако действительность показала, что ни одна страна не может не стоять на пути устойчивого развития. За последние 10-15 лет в мире стало больше людей, лишенных доступа к чистой воде, Мировой океан опустел, темп сокращения биоразнообразия не снижается, а возрастает, площади лесов катастрофически уменьшаются, зоны пустынь и полупустынь расширяются, смертность населения от загрязнения воздуха превысила число погибающих в автокатастрофах, возросли показатели онкологических заболеваний. Стремительно ухудшается состояние окружающей среды во всем мире.

Концепция устойчивого развития, казалось бы, замечательно объединяющая экологию с экономикой, привела к малозаметным результатам. Имеется ряд причин, препятствующих эффективному применению концепции устойчивого развития. Возможно, основная причина — это излишняя крупномасштабность, глобальность и оторванность этой концепции от реальной жизни.

Кроме того, на пороге 20-21 веков возникла угроза ядерной войны, демографические, экологические глобальные проблемы. Это вело к тому, что в религиозном сознании нарастали мистические настроения, углублялась эсхатологическая направленность, усиливался интерес к катастрофам и трагедиям, их апокалипсическая трактовка. Формируется мысль о бессмысленности человеческого существования.

В экологии возникают «языческие мотивы», а в биосфере некоторые ученые стали усматривать наличие особых информационных принципов, ведущих к созиданию упорядоченности, что, по их мнению, согласуется с современной наукой13.

Стали создаваться так называемые «экопоселения», практикующие языческое «лечение природой и космическим разумом» с мистическим призванием сил, «дремлющих в природе»14.

В начале 90-х годов возник ряд религиозных формирований, таких как «союз венедов», «Тезаурус», пропагандирующих этническую избранность и экологию.

В конце XX века активизировали свою деятельность эзотерические и гностические группы, в проповеди которых «сценарии экологической катастрофы стали все больше занимать современных сектантов, ждущих апокалипсиса, особенно среди тех, кого вдохновляют идеи Нового века».

Итак, связь экологии и эсхатологии проявляется в переплетении концепций о конечности мира, опасении экологической катастрофы и чувства обреченности, сформировавшегося под влиянием неких социальных и политических явлений.

 

Заключение

 

Таким образом, в работе были рассмотрены два явления, имеющие актуальное значение для современного мира: экология и эсхатология.

С одной стороны, экология приобретает сегодня философский оттенок и становится уже не просто проблемой защиты окружающей среду, но вопросом о сохранении социума.

С другой стороны, эсхатология как учение о конечности сущего на земле, оказывается результатом социо-экономических и экологических проблем.

 

Список использованной литературы

1. Борейко В.Е. Экологическая этика в Вузе. - Киев, 2004.

2. Канке В.А. Современная этика - М., 2009, с. 341-348.

3. Курашов В.И. Экология и эсхатология (Судьбы человеческого существования с религиозной и научной точек зрения) / Вопросы философии № 3 – 1995, с.29-36.

4. Основы экологической этики Под общ. ред. Т.В. Мишаткиной и С.П.Кундаса – Минск, 2008.

5. Платонова А.В. Этика ответственности в техногенной цивилизации: проблема субъекта / http://sociosphera.ucoz.ru.

6. Шевчук Ю.С. Глубинные противоречия в экологическом образовании / Слушания на тему «Экологическая культура»/ XΙV Международная конференция «Образование в интересах устойчивого развития» - Великий Новгород, 2008.

7. Мегре В. Новая цивилизация. Москва-Санкт-Петербург, 2006. С. 18-19.

 

1 Борейко В.Е. Экологическая этика в Вузе. - Киев, 2004.

2 Там же

3 Борейко В.Е. Экологическая этика в Вузе. - Киев, 2004.

4 Канке В.А. Современная этика - М., 2009, с. 341-348.

5 Канке В.А. Современная этика - М., 2009, с. 341-348.

6 Там же

7 Там же

8 Курашов В.И. Экология и эсхатология (Судьбы человеческого существования с религиозной и научной точек зрения) / Вопросы философии № 3 – 1995, с.29-36.

9 Курашов В.И. Экология и эсхатология (Судьбы человеческого существования с религиозной и научной точек зрения) / Вопросы философии № 3 – 1995, с.29-36.

10 Курашов В.И. Экология и эсхатология (Судьбы человеческого существования с религиозной и научной точек зрения) / Вопросы философии № 3 – 1995, с.29-36.

11 Курашов В.И. Экология и эсхатология (Судьбы человеческого существования с религиозной и научной точек зрения) / Вопросы философии № 3 – 1995, с.29-36.

12 Курашов В.И. Экология и эсхатология (Судьбы человеческого существования с религиозной и научной точек зрения) / Вопросы философии № 3 – 1995, с.29-36.

13 Курашов В.И. Экология и эсхатология (Судьбы человеческого существования с религиозной и научной точек зрения) / Вопросы философии № 3 – 1995, с.29-36.

14 Там же

 


Информация о работе Взаимосвязь эсхатологии и экологии в современном мире