Взаимосвязь экологии с другими науками

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:32, реферат

Краткое описание

Посмотрев на общество «механистически», «спиритуалистически» и «семантически» и отдав должное изысканности социологических интерпретаций, способных запечатлеть как портрет человека на фоне общества («Герой нашего времени» ), так и портрет общества на фоне людей («Язык предков»), обратимся к проблеме первоисточников зарождения человеческой ассоциации.

Файлы: 1 файл

социология на пн.docx

— 21.14 Кб (Скачать)

Посмотрев на общество «механистически», «спиритуалистически» и «семантически» и отдав должное изысканности социологических интерпретаций, способных запечатлеть как портрет человека на фоне общества («Герой нашего времени» ), так и портрет общества на фоне людей («Язык предков»), обратимся к проблеме первоисточников зарождения человеческой ассоциации.

Сколько вы знаете гипотез  происхождения общества? «Стихийные»  социологи в нашей стране обычно отмечают три:

• естественную («труд создал человека» и превратил стадо в культурное сообщество производителей),

• божественную («Бог создал человека» и заповедовал ему материальный мир и нравственный закон),

• космическую («инопланетяне создали людей» и манипулируют человеческим прогрессом в своих лабораторных целях).

Все они ценны и интересны, в равной мере дискуссионны, и ни одна не отвечает на вопрос о «технических деталях» социогенетического механизма, производящего социальную организацию.

В то же время сложился ряд  научных теорий, которые, взяв за основу одну из особых характеристик биологии человека, рассматривают вытекающие из нее этапы социального конструирования  общественных объединений.

Действительно, если проигнорировать (за недоказанностью) тезис о том, что организм такой сложности, как  человеческий, просто не мог сформироваться эволюционным путем за короткий период существования жизни на Земле, и  тем самым отмести все «демиургические» и «мутационные» концепции, остается рассмотреть, каким образом человек  воплотил свою собственную природу  в созданную им общественную систему и социальную организацию.

На этот счет существует ряд интересных догадок, каждая из которых  нашла достаточно развернутое теоретическое воплощение и имеет свой доказательный ряд: инструментальная, семантическая, сексуальная, гендерная, кратическая. Рассмотрим их в общих чертах.

Инструментальная концепция, ставит во главу угла человеческую догадливость и сообразительность, повлекшие изобретение специальных  орудий для удовлетворения потребностей. Примитивные, а затем все усложняющиеся, они экономили усилия человека в добыче тепла и пропитания, обеспечении защиты и сохранении продуктов. Используя орудия, люди обучались трудиться, повышалось их благосостояние. Это привело к функциональному делению общины и закреплению системы разделения труда, а также к появлению экономических различий между людьми и семейными группами. Возникла и стала развиваться социальная организация.

Сексуальная концепция базируется на такой особенности человека, как  внесезонный характер размножения  и удовольствие от спаривания. Это  сочетание физиологических характеристик  приводит к спонтанному, неконтролируемому  хаосу вынашиваний и рождений, которые выбивают жизнь группы из ритма, делают ее непредсказуемой, требуют обеспечения повышенной физической защиты слабых членов общины – женщин и детей – и могут создавать нагрузки, гибельные для конкретного сообщества. Установление контроля над рождаемостью связано с формированием семей и возникновением норм, регулирующих сексуальные, а вместе с ними и другие отношения членов общины. Регламент воспроизводства, развиваясь и принося свои плоды в виде более предсказуемой перспективы, возможности планировать хозяйственную жизнь и персональные взаимоотношения, дает социальную организацию, которой человечество успешно пользуется до сих пор.

Кратическая концепция опирается на принципы общей теории систем и выводит возникновение человеческих ассоциаций, способных выполнять сложную целесообразную деятельность, из развития управляющей подсистемы. Сила и ум, присущие людям, распределены среди них неравномерно. Соединяясь с природной экспансивностью (жадностью и любопытством), эти качества легко превращаются в «монополии», когда приоритет человека по значимому признаку (физическая мощь, ловкость, изобретательность, наблюдательность и др.) позволяет ему занять позицию лидера и прибрать к рукам сразу все выигрыши: лучшее место, лучшую пищу, лучших сексуальных партнеров и т.п. Научаясь повелевать и принимать знаки подчинения соплеменников, лидеры начинают формировать и утверждать систему правил почитания вождей, передачи власти, распределения привилегий среди остальных членов общины. Нормы, сохраняющие и поддерживающие отношения неравенства (суть: порядка), ложатся в основу социальной организации, т.е. регламентированной, упорядоченной, подконтрольной в своей деятельности и развитии человеческой ассоциации. Элита, получая желаемое, использует власть – разнообразные рычаги влияния на массу, чтобы сохранить привилегию своего положения и присваивать создаваемые группой ресурсы, но взамен, в силу своей же заинтересованности, стремится обеспечить защиту, рост и процветание общины (продуктами которой она кормится).

Гендерная концепция основана на анализе распределения социальных ролей между полами. Рожденная в русле феминистской социологии, она отражает гамму теоретических установок исследователей, изучающих половое неравенство в обществе. Поскольку женщина обладает биологической монополией на воспроизводство рода, а в силу физической недееспособности человеческих младенцев становится не только родительницей, но и первым образцом для подражания, она «по естеству» обладает значимостью и распорядительной волей. Мужчина в силу тех же причин индивидуально незначителен, заменяем и функционально занимает роль сервера по обслуживанию процесса воспроизводства, обеспечивая: зачатие, защиту, тепло, кров и питание. Неудовлетворенные своей вспомогательной позицией, мужчины (и в этом состоит их историческая гениальность) создают искусственный противовес женской монополии воспроизводства в виде мужской монополии на установление порядка. Теоретики феминизма делают вывод, что в тот момент, когда происходит договор между мужчинами о распределении женщин, возникает социальная организация, общность, в которой действуют правила общежития. Несмотря на то что мужчины испокон века нарушали собственные договоренности, они продолжают держаться своей первобытной круговой поруки и не допускают женщин в социально значимые сферы, связанные с руководством, распоряжением ресурсами, властью. В этом смысле политика есть порождение андрогенной цивилизации (которая, кстати, именно в период нашей жизни потихоньку приходит в упадок и расслабление, поэтому роль женщин в современном мире повышается и существенно видоизменяет сложившиеся отношения, решения и структуры).

Семантическая концепция  строится на признании слабости человека как биологического существа. Люди действительно потрясающе уязвимы  и в физическом, и в психическом  смысле. Стоит также допустить, что  мы не самые хитрые и не самые  умные на планете (хотя бы потому, что  мы самовлюбленные, т.е. «слепые», и  недальновидные, т.е. «тупые»). К тому же, для разнообразия, стоит подумать над тем, что человек – один из относительно молодых видов, поскольку антропологи отводят ему самое большее 8–10 миллионов лет эволюции, в то время как по планете бегают, ползают и плавают существа, в десятки раз более «апробированные» разнообразными циклами земной жизни, поэтому считать себя достаточно неуязвимыми у нас нет никаких оснований. В связи с этой биологической слабостью закон выживания толкает человеческих индивидов к объединению усилий, к созданию коллективного «органического тела», способного справляться с множеством разнообразных задач. Групповое взаимодействие связано с координацией усилий, дифференциацией и комбинированием функций. Такая сложноорганизованная деятельность требует предварительного согласования и непосредственной корректировки. Это возможно только с развитием общения, с использованием языка. Разрабатывая «обозначения» и символы, договариваясь о правилах толкования знаков, все активнее используя речь, люди формируют организованный мир коммуникации, которая предваряет, опосредует и завершает циклы материальной, продуктивной, деятельности. В результате возникает система упорядоченных (договоренных) коллективных взаимодействий и специальных групповых функций, формируется общество.

Социологические концепции  происхождения человеческих ассоциаций, как видим, очень разнообразны. Они  апеллируют к разным факторам формирования наблюдаемой сегодня общественной реальности. И действительно, техника, семья, власть, неравенство, язык являются неотъемлемыми, существенными факторами  организации особого облика современных  обществ в их уникальном воплощении.

Большого числа концепций, объясняющих механизм возникновения  общества, мы, согласно нашей методике, выделим среди них те, которые  пытаются отразить духовные, интеллектуальные, физические и моральные запросы, в которых человечество ищет причину  возникновения сообществ между  людьми. Так, на духовные запросы дает ответ теологическая концепция  возникновения общества, на интеллектуальные запросы семантическая концепция, на физические запросы кратическая концепция, а на моральные запросы мифологическая концепция. Рассмотрим их несколько подробнее.

 К теократической концепции  может относиться брахманистская религиозная теория возникновения общества, изложенная в многочисленных упанишадах. Так, брахманизм как один из периодов исторического развития Древней Индии утверждает, что Бог Брахман создает из себя группы людей, которые отличаются друг от друга врожденными свойствами воспринимать или не замечать подлинную божественную реальность. Эти группы людей, в разной степени приобщенные к высшей истине, составляют общественные касты. Что такое каста? Каста - это социальная группа, в которой общественный статус, связанный с наделением нравами и обязанностями, определяется от рождения генетически. Следовательно, и социальная роль, которую человек будет нести в обществе, предопределена ему еще в утробе матери. Почему так? В брахманизме строго регламентированы не только иерархия каст, но и формы их отношений между собой. Так, высшей касте - браминам, наделенным совершенной формой знания, связанной с возвращением души человека к Богу, выпала привилегия быть учителями, судьями и жрецами. Поэтому их связи и отношения с другими кастами предопределены именно этими социальными ролями. Задача кшатриев - воинов связана с поддержанием внутреннего порядка в обществе и защитой от внешней агрессии. Обязанностью вайш - ремесленников становится обеспечение двух высших каст едой и материальными благами в той мере, в которой они нуждаются в них. И, наконец, шудры - слуги обязаны обслуживать три высшие касты. Теологический характер происхождения подобного общества объясняется той высшей целью, которая стоит перед всеми кастами. А она заключается в возвращении души человека к Богу. Подобное возвращение немыслимо без руководящей и распределяющей роли браминов, являющихся подлинными вдохновителями и творцами общественного устройства: к чему призывает брамин - того хочет Бог.

Семантическая концепция  происхождения общества строится на признании слабости человека как  биологического существа, которое компенсирует свои недостатки огромным интеллектуальным потенциалом. И действительно, человек - один из самых молодых видов, эволюция которого не превышает 6-10 млн лет, в то время как жизнь на планете имеет значительно более раннее происхождение. В связи с этой биологической слабостью закон выживания толкает людей к поиску такого знания, которое могло бы способствовать выживанию человека не только в одиночку, но и в группах. Однако сложности, подстерегающие людей на этом пути, заключались в том, что подобное знание нужно было не только найти, но еще сохранить, накопить и передать последующим поколениям. А для этого никак нельзя было обойтись без языка. Именно язык становится тем инструментом для зарождающегося общества, благодаря которому мир стал познаваться более отчетливо в символах и понятиях. Знания языка и язык знания стали символизировать не только саму жизнь, но и ту интеллектуальную силу, которая нашла свое выражение в распределении прав и обязанностей в обществе. В результате родились представления о сословиях. Что такое сословие? Сословие - это такая социальная группа, в которой знания и навыки, передаваясь от поколения к поколению, образуют социальный статус, переходящий по наследству, однако, в отличие от касты, этот статус может быть утрачен в процессе жизни или изменен. Таким образом, интеллектуальные способности отдельною человека, а затем и всего его рода стали в этой теории глинным критерием, по которому определяется их место в обществе: чем большим знанием обладал субъект общества, тем выше его роль была в нем, а следовательно, и статус.

 Критическая концепция  происхождения общества связывает  этот процесс с тем, что люди  от природы имеют различные  склонности и способности, которые  выражают себя в физической  силе, хитрости, стремлении к лидерству,  уме. Все эти качества в процессе  жизни легко превращаются в  «монополии», определяющие тип  связей и отношений с другими  представителями зарождающегося  общества. Наисильнейшие и наихитрейшие получают сразу все блага - лучшую социальную роль, а вместе с ней и лучшую пищу, лучших сексуальных партнеров, большую часть добычи и т.н. Научившись повелевать другими и принимать от них знаки подчинения, лидеры начинают формировать и утверждать систему правил почитания, вождей, процедуру передачи власти, распределения прав и обязанностей остальных членов общества. Устоявшиеся нормы становится основой социальной организации, определяющем! каждому спой социальный статус. Элита, получая желаемое, использует власть для сохранения устоявшегося социального порядка, в котором со временем возникают классы. Что такое социальный класс? Это группа людей в обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем.

 Мифологическая концепция.  Древние полагали, что над каждым  родом попечительствует высшая  божественная сила, которая и  склоняет представителей данного  рода заниматься той или иной  деятельностью. Подобная деятельность  рода под защитой семейного  Бога обретала профессиональный  статус и, выходя за рамки  рода, обеспечивала связи и отношения  с другими родами занимающихся своим родовым ремеслом. Так, из-за необходимости друг в друге, между родами возникли социальные отношения, которые выражались в распределении профессиональных прав и обязанностей. Высшим ремеслом считалось то занятие, от которого зависело наибольшее число представителей других родов. Вместе с профессиональной деятельностью этого рода начинал больше всего почитаться и их клановый Бог, приобретавший в глазах других значение высшего Бога. Так вместе с профессиональной деятельностью возникал религиозно-моральный уклад общества, в котором каждому роду и его представителю полагался свой социальный статус.


Информация о работе Взаимосвязь экологии с другими науками