Виды загрязнения окружающей среды и принципы ее охраны

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:54, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «окружающая среда» неравнозначно по содержанию и понятию «экология», так как последнее обозначает науку об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.

Файлы: 1 файл

Экологическое.docx

— 46.14 Кб (Скачать)

 

 

                                                      Введение

     Понятие «окружающая среда» охватывает широкий круг элементов, связанных с условиями существования человека. Они распределяются по трем группам объектов: объекты естественной (живой) среды (флора, фауна); объекты неживой среды (морские и   пресноводные бассейны – гидросфера), воздушный бассейн (атмосфера), почва (литосфера), околоземное космическое пространство; объекты “искусственной” среды, созданной человеком в процессе его взаимодействия с природой. В совокупности все это   составляет систему окружающей среды, которая в зависимости от   территориальной сферы может быть подразделена на глобальную,   региональную и национальную. Таким образом, защита (охрана)   окружающей среды не адекватна защите (охране) природы. Возникнув в начале 50-х годов как охрана природы и ее ресурсов от   истощения и преследуя не столько охранные, сколько экономические цели, в 70-е годы эта задача под воздействием объективных   факторов трансформировалась в защиту окружающей человека   среды, более точно отражающую сложившуюся комплексную глобальную проблему.

Понятие «окружающая среда» неравнозначно по содержанию   и понятию «экология», так как последнее обозначает науку об   отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.

Несмотря на то что основополагающее значение природного,   естественного фактора в процессе общественного развития было   обозначено почти два века назад, до середины 60-х годов нынешнего   столетия защита окружающей среды не выдвигалась как самостоятельная политическая проблема, а ее научное обоснование в качестве   многоотраслевой, комплексной, глобальной проблемы не было достаточно разработано. Только динамичное развитие в 70 – 80-е годы   научных основ глобальных проблем в зарубежной и отечественной   научной литературе позволило неоспоримо выделить правовые нормы, относящиеся к защите окружающей среды, в особую группу.

 

1.Виды  загрязнения окружающей среды и принципы ее охраны.

 

Разнообразное вмешательство  человека в естественные процессы в  биосфере можно сгруппировать по следующим видам загрязнений, понимая  под ними любые нежелательные  для экосистем антропогенные  изменения:

— ингредиентное (ингредиент — составная часть сложного соединения или смеси) загрязнение как совокупность веществ, количественно или качественно  чуждых естественным биогеоценозам;

— параметрическое загрязнение (параметр окружающей среды — одно из ее свойств, например уровень шума, освещенности, радиации и т. д.), связанное  с изменением качественных параметров окружающей среды;

— биоценотическое загрязнение, заключающееся в воздействии  на состав и структуру популяции  живых организмов;

— стациально-деструкционное загрязнение (стация — место обитания популяции, деструкция — разрушение), представляющее собой изменение ландшафтов и экологических систем в процессе природопользования.

До 60-х годов нашего века под охраной природы понималась в основном защита ее животного и  растительного мира от истребления. Соответственно и формами этой защиты было главным образом создание особо  охраняемых территорий, принятие юридических  актов, ограничивающих промысел отдельных  животных, и т. п. Ученых и общественность волновали прежде всего биоценотическое и частично стациально-деструкционные воздействия на биосферу. Ингредиентное и параметрическое загрязнение, конечно, существовало тоже, тем более что об установке очистных сооружений на предприятиях и речи не шло. Но оно не было столь многообразным и массированным, как теперь, практически не содержало искусственно созданных соединений, не поддающихся естественному разложению, и природа с ним справлялась самостоятельно. Так, в реках с ненарушенным биоценозом и нормальной скоростью течения, не замедляемой гидротехническими сооружениями, под влиянием процессов перемешивания, окисления, осаждения, поглощения и разложения редуцентами, дезинфекции солнечным излучением и др. загрязненная вода полностью восстанавливала свои свойства на протяжении 30 км от источников загрязнения1.

Конечно же, и раньше наблюдались  отдельные очаги деградации природы в окрестностях наиболее загрязняющих производств. Однако к середине XX в. темпы ингредиентного и параметрического загрязнений возросли и качественный их состав изменился столь резко, что на значительных территориях способность природы к самоочищению, т. е. естественному разрушению загрязнителя в результате природных физических, химических и биологических процессов, была утрачена.

В настоящее время не происходит самоочищения даже таких полноводных  и протяженных рек, как Обь, Енисей, Лена и Амур. Что же говорить о  многострадальной Волге, естественная скорость течения которой в несколько  раз снижена гидротехническими  сооружениями, или реке Томь (Западная Сибирь), всю воду которой промышленные предприятия успевают забрать для  своих нужд и спустить обратно  загрязненной, как минимум, 3 — 4 раза, прежде чем она доберется от истока до устья.

Способность почвы к самоочищению подрывается резким уменьшением  в ней количества редуцентов, происходящим под влиянием неумеренного применения пестицидов и минеральных удобрений, выращивания монокультур, полной уборки с полей всех частей выращенных растений и т. д.

Под охраной окружающей среды  понимают совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические  требования до каждого конкретного  загрязнителя и обеспечивающих его  заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных  мероприятий по претворению в  жизнь этих требований.

Только если все эти  составные части соответствуют  друг другу по содержанию и темпам развития, т. е. складываются в единую систему охраны окружающей природной  среды, можно рассчитывать на успех.

Поскольку не была решена вовремя  задача охраны природы от отрицательного воздействия человека, теперь все  чаще встает задача защиты человека от влияния изменившейся природной  среды. Оба эти понятия интегрируются  в термине «охрана окружающей (человека) природной среды».

Охрана окружающей природной  среды складывается из:

— правовой охраны, формулирующей  научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для исполнения;

— материального стимулирования природоохранной деятельности, стремящегося сделать ее экономически выгодной для предприятий;

— инженерной охраны, разрабатывающей  природоохранную и ресурсосберегающую технологию и технику.

В соответствии с законом  Российской Федерации «Об охране окружающей среды»2 охране подлежат следующие объекты:

— естественные экологические  системы, озоновый слой атмосферы;

— земля, ее недра, поверхностные  и подземные воды, атмосферный  воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

Особо охраняются государственные  природные заповедники, природные  заказники, национальные природные  парки, памятники природы, редкие или  находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места  их обитания.

Основными принципами охраны окружающей природной среды должны являться:

— приоритет обеспечения  благоприятных экологических условий  для жизни, труда и отдыха населения;

— научно обоснованное сочетание  экологических и экономических  интересов общества;

— учет законов природы  и возможностей самовосстановления и самоочищения ее ресурсов;

— недопущение необратимых  последствий для охраны природной среды и здоровья человека;

— право населения и  общественных организаций на своевременную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и отрицательном воздействии на нее и на здоровье людей различных производственных объектов;

— неотвратимость ответственности  за нарушение требований природоохранительного  законодательства.

 

2. Охрана окружающей среды от негативного биологического воздействия

 

ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещает производство, разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам без соблюдения обязательных разрешительных процедур. Для наиболее точного уяснения смысла положений комментируемой статьи обратимся к нормам международного права.

Ратифицированная Российской Федерацией Конвенция о биологическом  разнообразии (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) предусматривает  два режима сохранения компонентов  биологического разнообразия:

а) сохранение экосистем  и естественных мест обитания, а  также поддержание и восстановление жизнеспособных популяций видов  в их естественной среде, а применительно  к одомашненным или культивируемым видам - в той среде, в которой  они приобрели свои отличительные  признаки - сохранение in-situ;

б) сохранение компонентов  биологического разнообразия вне их естественных мест обитания - сохранение ex-situ.

При этом рассматриваемый  международный документ говорит  о том, что приоритет отдается сохранению in-situ, а меры сохранения ex-situ возможны только в качестве вспомогательных («в целях дополнения мер in-situ»). Статья 9 Конвенции среди основных принципов сохранения ex-situ называет предпочтительное сохранение компонентов биологического разнообразия ex-situ в стране биологического происхождения таких компонентов; создание условий для сохранения и исследования ex-situ растений, животных, микроорганизмов предпочтительно в стране происхождения генетических ресурсов; сохранение и реабилитация находящихся в опасности видов и их реинтродукция в места их естественного обитания; регламентация и регулирование сбора биологических ресурсов из естественных мест обитания для целей сохранения ex-situ, для того, чтобы не создать угрозу для экосистем.

В соответствии с положениями  Международной Конвенции по защите растений (Рим, 1951 г.), договаривающиеся государства контролируют ввоз растений и части их, включая семена, в том числе, государства наделяются правом регламентировать порядок ввоза растений и растительных продуктов и с этой целью устанавливать ограничения или запреты на ввоз определенных растений или растительных продуктов. В случае установления таких ограничений или запретов государства должны публиковать такие сведения и сообщать об этом службам по защите растений других стран и Продовольственную и сельскохозяйственную организацию ООН (ФАО). Каждая партия груза, в соответствии с положениями Конвенции, сопровождается фитосанитарными удостоверениями, подтверждающими надлежащее фитосанитарное состояние и происхождение грузов растений.

Соглашение о сотрудничестве в области карантина растений, принятое государствами СНГ 13 ноября 1992 г., в целях предотвращения завоза и распространения карантинных  и других особо опасных отсутствующих  на территориях договаривающихся сторон вредителей, болезней растений и сорняков, устанавливает обязательные правила  по карантинной проверке семян, посадочного  материала, растений и растительной продукции, при импорте, экспорте и  транзите через пограничные пункты. Участники Соглашения принимают единые, действующие на территории государств СНГ правила по импорту, экспорту и транзиту грузов растений. В частности, каждая партия таких грузов должна сопровождаться фитосанитарными сертификатами единой формы, в котором удостоверяется, что подкарантинный груз отвечает фитосанитарным требованиям, предъявляемым импортирующей стороной3.

Таким образом, международная  политика в сфере регулирования  биологического воздействия направлена на ограничение чужеродного вмешательства  в естественные экосистемы, приоритетного  сохранения компонентов биологического разнообразия в их естественной среде, что нашло подтверждение в  положениях действующего экологического законодательства.

Требования ФЗ «Об окружающей среде», необходимые к соблюдению юридическими и физическими лицами при осуществлении деятельности по производству, разведению и использованию растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, можно разделить на три группы:

а) разработка эффективных  мер по предотвращению неконтролируемого  размножения растений, животных и  других организмов;

б) получение положительного заключения государственной экологической  экспертизы;

в) выдача разрешений федеральных  органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области  охраны окружающей среды, иных федеральных  органов исполнительной власти в  соответствии с их компетенцией и  законодательством Российской Федерации.

Основной целью указанных  требований является недопущение превышения численности живых организмов сверх  допустимой в естественных условиях предельной нормы. При этом негативное воздействие на природу может  оказывать как превышение численности  санитарно опасных живых организмов (крыс и т.д.), так и не контролируемое увеличение количества полезных объектов животного мира.

Требование по проведению государственной экологической  экспертизы принято во исполнение положений  ст. 14 Конвенции о биологическом  разнообразии, закрепляющей обязательство  договаривающихся государств по проведению экологической экспертизы проектов, которые могут оказывать существенное воздействие на биологическое разнообразие в целях предупреждения или сведения к минимуму таких последствий, и  обеспечению участия общественности в проведении экологической экспертизы.

Информация о работе Виды загрязнения окружающей среды и принципы ее охраны