Теории инфляции и их практическое применение

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2015 в 23:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы - это изучить сущность инфляции, виды и формы проявления, последствия; проанализировать сущность расхождений в трактовках природы инфляции, которые представлены в таких школах, как кейнсианство и монетаризм.
Исходя из указанной цели работы, основными задачами являются:
1)изучить характеристику инфляции как социально-экономического явления;
2)подробно изучить и выявить особенности кейнсианской и монетаристской теорий инфляции
3)проанализировать возможности и ограничения применения кейнсианских и монетаристских подходов в регулировании инфляции.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
1 Глава. Характеристика инфляции как социально-экономического явления………………………………………………………………………4
1.1. Инфляция: понятие, причины, виды …………………………………..4
1.2. Экономические и социальные последствия инфляционных процессов в экономике…………………………………………………………………….8
1.3. Показатели измерения инфляции………………………....…………..10
2 Глава. Экономические теории инфляции............................................12
2.1. Кейнсианская теория инфляции…………………..…………………..12
2.2. Монетаристская теория инфляции……………………………………15
3 Глава. Практическое применение теорий
3.1. Кейнсианский метод регулирования инфляции.…..
3.2. Монетаристский метод регулирования инфляции…….
Заключение…………….
Список используемой литературы…………………..

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Экономическая теория»

На тему: «Теории инфляции и их практическое применение»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      

 

                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Содержание.....................................................................................................2

Введение……………………………………………………………………..3

1 Глава. Характеристика инфляции как социально-экономического явления………………………………………………………………………4

1.1. Инфляция: понятие, причины, виды  …………………………………..4

1.2. Экономические и социальные  последствия инфляционных процессов  в экономике…………………………………………………………………….8

1.3. Показатели измерения инфляции………………………....…………..10

2 Глава. Экономические теории  инфляции............................................12

2.1. Кейнсианская теория инфляции…………………..…………………..12

2.2. Монетаристская теория инфляции……………………………………15

3 Глава. Практическое применение теорий

3.1. Кейнсианский метод регулирования  инфляции.…..

3.2. Монетаристский метод регулирования  инфляции…….

Заключение…………….

Список используемой литературы…………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Инфляция – процесс обесценивания денег. Так же – это сложный и по-разному проявляющийся социально-экономический феномен. 
       Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, отрицательно влияя на все стороны жизни общества: инфляция прямо сказывается на реальных доходах домашних хозяйств и фирм, обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения  юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту, приводит к перераспределению богатства между хозяйственными субъектами. Инфляция неминуемо усиливает социальное расслоение в обществе и усугубляет социальные конфликты. К отрицательным последствиям инфляции относятся также потеря у производителей стимулов в создании качественных товаров. Высокая инфляция разрушает денежную систему, провоцирует бегство национального капитала за границу, ослабляет национальную валюту, способствует ее вытеснению во внутреннем обращении иностранной валютой.[1, стр. 23] 
     Таким образом, все перечисленные выше факторы обусловили актуальность выбранной  мною темы исследования: Теории инфляции и их практическое применение. 
       Цель моей работы - это изучить сущность инфляции, виды и формы проявления, последствия; проанализировать сущность расхождений в трактовках природы инфляции, которые представлены в таких школах, как кейнсианство и монетаризм. 
 Исходя из указанной цели работы, основными задачами являются: 
1)изучить характеристику инфляции как социально-экономического явления; 
2)подробно изучить и выявить особенности кейнсианской и монетаристской теорий инфляции  
3)проанализировать возможности и ограничения применения кейнсианских и монетаристских подходов в регулировании инфляции.

 

1 Глава. Характеристика  инфляции как социально-экономического  явления

1.1. Инфляция: понятие, причины, виды

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.

Инфляция  представляет собой чрезвычайно сложный, противоречивый, многофакторный и недостаточно изученный процесс. Некоторые авторы под инфляцией понимают повышение общего уровня цен в экономике. Однако в реальной практике изменяются не только цены на товары, но и измерители их ценности — деньги, причем не только под влиянием ценовых сдвигов, но и, например, под воздействием конъюнктурных колебаний.[2, стр.316]

Инфляция означает переполнение сферы обращения денежными знаками сверх действительной потребности национального хозяйства.

Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен – наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров.

Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению: а) к золоту (при золотом стандарте), б) к товарам, в) к иностранным валютам.

Вследствие этого происходит: в первом случае – повышение рыночной цены золота в бумажных деньгах, во втором – рост цен товаров и в третьем случае – падение курса национальной валюты, по отношению к иностранным денежным единицам, сохранившим прежнюю реальную стоимость или обесценившимся в меньшей степени.

Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения (форма нарушения общего равновесия), проявляющийся в общем росте цен. Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие оставаться стабильными; цены на одни товары могут расти быстрее, чем на другие. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.

Инфляцию можно определить как непрерывный общий рост цен. И в этом случае ключевыми словами при ее определении будут следующие: непрерывный, т.е. рост цен происходит постоянно; и общий, т.е. повышение цен охватывает все рынке и это характерно для экономики в целом.

       Однако не всякое  повышение цен служит показателем  инфляции. Цены могут повышаться  в силу улучшения качества  продукции, ограниченности факторов  производства, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменение общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а в определенной мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.

      Существует и несколько  иной взгляд на природу инфляции, что вполне

естественно, ибо инфляция представляет собой чрезвычайно сложный,

противоречивый, недостаточно изученный процесс. Как считают некоторые

экономисты, под инфляцией следует понимать повышение общего уровня цен в экономике. Полемизируя с этой точки зрения, П. Хейне писал, что не следует забывать: изменяются цены не только товаров, но и измерителей их ценности, т.е. денег. [3, стр. 484]

      Инфляция – это  не увеличение размера предметов, а уменьшение

длины линейки, которой мы пользуемся. Он обращает внимание на то, что в

условиях натурального обмена (при отсутствии денег) мы никоим образом не столкнулись бы с инфляцией, одновременное повышение всех цен было бы

логически невозможно.

      Бесспорно одно: падение  покупательной способности денег  и повышение цен теснейшим образом взаимосвязаны. Инфляция – это снижение покупательной силы денег и, можно сказать, это повышение денежных цен на блага.

Причины инфляции многообразны. Обычно в основе инфляции лежит несоответствие денежного спроса и товарной массы – спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия для того, чтобы производители и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек.

Так же причинами могут являться: диспропорции между спросом и предложением; рост государственных расходов, которые не обеспечены доходами; чрезмерное инвестирование (объем инвестиций превышает возможности экономики); опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда; милитаризация экономики; несовершенство конкуренции, монополизация рынка; инфляционные ожидания; изменение курса национальной валюты.

Сущностью инфляции является дисбаланс между  совокупным предложением и совокупным спросом в сторону превышения последнего, сложившийся одновременно на всех рынках (на товарном, денежном и рынке ресурсов). Этот дисбаланс  проявляется в разных формах.  
     В рыночной экономике, т.е в условиях относительной гибкости и мобильности ценового сигнала, превышение совокупного спроса над совокупным предложением выражается в росте общего уровня цен. Это - открытая форма инфляции.

Когда нарастающий дефицит, который сопровождается очередями, снижением качества товаров и услуг, развитием бюрократического и черного рынка, на которых товарные цены, выраженные в денежных единицах или в объеме услуг, предоставляемых в обмен на товары, растут в унисон с дефицитом, это - скрытая форма инфляции. Однако инфляция не означает, что абсолютно все цены в экономике стремятся к повышению. Цены могут  колебаться одновременно с разной скоростью и разнонаправлено на межотраслевом и внутриотраслевом уровне. Инфляцию, сопровождающуюся ценовой разбалансированностью, когда в одних секторах цены растут разными темпами, а в других могут сокращаться, называют несбалансированной инфляцией. Её сложнее выявить и урегулировать, чем сбалансированную инфляцию, при которой цены изменяются в одном направлении и примерно одинаковыми темпами. Главное при определении открытой инфляции - установить, что общий уровень цен повышается. 
     Открытая  инфляция обычно измеряется в темпах прироста уровня цен за год и подсчитывается в процентах. 
      Инфляция проявляется в разной степени. По темпам различают умеренную  инфляцию, галопирующую инфляцию и гиперинфляцию, которые в странах с развитой экономикой определяются по следующим критериям. 
      Умеренной называется инфляция с темпами до 10 процентов в  год. Это низкий темп инфляции, при  котором обесценение денег настолько  незначительно, что сделки заключаются в номинальных ценах. Считается, что относительно невысокий, «трехпроцентный» темп инфляции может быть использован для стимулирования производства.                                                    Галопирующая  инфляция ограничена рамками от 10 до 200 % в год. Деньги обесцениваются довольно быстро, поэтому в качестве цен для сделок либо используют устойчивую валюту, либо в ценах учитываются ожидаемые темпы инфляции на момент платежа. Другими словами, сделки (контракты) начинают индексировать.[1, стр. 346] 
     Наибольшую  опасность представляет гиперинфляция. Обесценение денежных средств происходит настолько стремительно, что цены могут пересчитываться ежедневно и даже по несколько раз в день. Гиперинфляция вызывает «бегство от денег», разрушает банковскую систему, и парализует не только производство, но и сам механизм рынка. Ожидание гиперинфляции создает панические настроения в бизнесе. Показатели  инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов. Одними из широко используемых показателей  служат индексы цен, в том числе  индексы цен в потребительском  секторе экономики. Индексы цен — это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. 
     Важно сказать о прогнозируемой и непрогнозируемой инфляции. В прогнозируемой (ожидаемой) инфляции с устойчивыми инфляционными 
ожиданиями экономических агентов проявляется эффект Фишера, который гласит: номинальная ставка в условиях инфляции изменяется так, что реальная ставка процента остается неизменной. 
    Существует  также понятие непрогнозируемой (неожидаемой) инфляции.

Механизм неожидаемой  инфляции выглядит следующим образом: Экономические агенты при понижении общего уровня цен начинают чувствовать себя реально богаче (эффект богатства) и, не ожидая дальнейшего снижения цен, будут стремиться сохранить выросший по отношению к упавшим ценам объем реальных денежных запасов на прежнем уровне. Поэтому покупатели станут увеличивать свои закупки на рынке товаров. 
     В теориях, разрабатываемых западными  экономистами, выделяются в 
качестве альтернативных концепций инфляция спроса и инфляция издержек. 
     Инфляция  спроса - это тип инфляции, которая вызвана причинами, лежащими на стороне совокупного спроса. Основными причинами здесь могут быть расширение государственных заказов (военных и социальных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной и почти стопроцентной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности трудящихся (рост заработной платы) в результате согласованных действий профсоюзов. Вследствие этого в обращении возникает избыток      денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. 
     Второй  тип инфляции – инфляция предложения (издержек)- происходит в результате сокращения предложения в связи с удорожанием издержек производства на единицу продукции. Механизм раскручивания инфляции спроса характеризуется тем, что сначала увеличивается денежная масса, а затем - совокупный спрос. Механизм раскручивания инфляции издержек характеризуется тем, что первоначально повышается уровень цен, а затем расширяется денежная масса.

 

1.2. Экономические и социальные  последствия инфляционных процессов  в экономике

В западных странах инфляция стала практически неотъемлемым атрибутом рыночной системы хозяйствования. Ряд экономистов придерживаются той точки зрения, что незначительная по размерам инфляция (скажем, ежегодное повышение цен составляет 3-4%), сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. При этом расширение производства будет тем значительнее, чем больше имеется неиспользуемых факторов производства.

   Рост массы обращающихся  денег ускоряет платежный оборот, способствует активизации инвестиционной  деятельности. В свою очередь, рост  производства приведет к восстановлению  равновесия между товарной и  денежной массами при более высоком уровне цен. Процесс этот противоречив. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой стороны, рост цен ведет к обесцениванию неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а, прежде всего наиболее сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее совершенную организацию производства. В лучшем положении оказываются социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если их номинальные доходы будут расти темпом, обгоняющим рост цен.

В условиях "инфляционных ожиданий" предприниматели стремятся обезопасить себя от риска, в частности от предполагаемого роста цен на сырье, топливо, комплектующие. Чтобы избежать потерь, вызываемых обесцениванием денег, производители, поставщики, посредники повышают цены, подстегивая тем самым инфляцию.

Длительная и неуправляемая инфляция ведет вообще к постепенному сворачиванию хозяйственной деятельности в большинстве секторов экономики.

 Но каковы бы ни были "позитивные" функции инфляции, выходя из-под  контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, она оказывает целый комплекс сугубо отрицательных, негативных влияний на ход экономического развития. Отметим кратко лишь некоторые из них.

Инфляция (и это общепризнано) сужает мотивы к трудовой деятельности, ибо она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков. Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения.

Негативная функция инфляции состоит также в том, что она сужает возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются, частично принимают натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение между потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону потребления. Инфляция ослабляет позиции властных структур. Стремление государственных органов получить посредством эмиссии дополнительные средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях увеличения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий. Снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке, в производстве принимает нередко довольно острые формы.

 

1.3. Показатели измерения инфляции

Показатели инфляции - это, прежде всего индексы цен. К числу наиболее важных из них относятся: индексы цен на потребительские товары; индексы цен производителей; индексы цен потребителей на продукцию и услуги производственно - технического назначения; индексы - дефляторы.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет изменение стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг и является главным индикатором, который характеризует уровень инфляции в стране и регионах.

Однако следует отметить, что индекс инфляции (ИПЦ или любой другой), не является определяющим в  поведении отдельных потребителей, производителей и инвесторов. Более важную роль для них играют собственные "инфляционные ощущения". Инфляционные ощущения порождают "инфляционные настроения", т.е. готовность индивидов к дальнейшему росту инфляции и стремление самим повышать цены или предъявлять требования работодателям о повышении заработной платы. Собственно говоря, термин "инфляционные ожидания" - это ни что иное, как проекция инфляционных ощущений на будущее.

Информация о работе Теории инфляции и их практическое применение