Эластичность потребительского спроса населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:37, реферат

Краткое описание

Рынок товаров и услуг зависит от множества социально-экономических, демографических и естественно - природных факторов и чутко реагирует на любое изменение одного из них. Особенно ощущается их влияние на спрос и предложение, как основных элементов рыночного механизма. Основными факторами, влияющими на них, являются цены и денежные доходы потребителей. Изменчивость спроса и предложения от различных факторов называется эластичностью. Эластичность проявляется в большой гибкости спроса (предложения), особенно в зависимости от цен и денежные доходы потребителей.

Файлы: 1 файл

Реферат2.doc

— 286.50 Кб (Скачать)

Введение

Рынок товаров  и услуг зависит от множества  социально-экономических, демографических  и естественно - природных факторов и чутко реагирует на любое  изменение одного из них. Особенно ощущается  их влияние на спрос и предложение, как основных элементов рыночного механизма. Основными факторами, влияющими на них, являются цены и денежные доходы потребителей. Изменчивость спроса и предложения от различных факторов называется эластичностью. Эластичность проявляется в большой гибкости спроса (предложения), особенно в зависимости от цен  и денежные доходы потребителей.

Ограниченность  ресурсов присуща для подавляющего числа домашних хозяйств, что и определяет их поведение на потребительском рынке. Для каждой потребности человека имеется определенная ценность, которая подчиняется закону убывающей полезности. Поэтому задача рационального ведения домашнего хозяйства заключается в определении оптимального с точки зрения его текущих и перспективных потребностей уровней доходов и цен, набора потребительских стоимостей для их приобретения.

Обычно, эластичность спроса рассматривается в двух аспектах: в зависимости от дохода и в  зависимости от цены.

 

1.  Эластичность потребительского спрос от дохода.

Эластичность  спроса в зависимости от дохода связана с изменением потребностей в товарах и услугах при росте или снижении доходов. В развитых странах рост доходов приводит к возрастанию потребностей в услугах, предметах роскоши, а в развивающихся — в товарах длительного пользования.

Эластичность  спроса по доходу (Еd)  определяется как процентное изменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, к процентному изменению дохода:

                                                                                     

 

где ∆Q и QСР — приращение и средняя величина спроса,

       ∆I и IСР — приращение и средняя величина дохода.

 

Показателем оценки уровня эластичности служит коэффициент  эластичности. В данном случае коэффициент  эластичности показывает относительное  изменение спроса при изменении  на 1% дохода. Эластичность можно рассматривать в статике и динамике. В статике эластичность спроса оценивается за один период в связи с разными уровнями доходов или территориальными различиями в доходах совокупности различных потребителей. В динамике эластичность спроса оценивается в разные периоды времени у одних и тех же потребителей.

Общая формула  коэффициента эластичности выглядит следующим  образом:

   ;

 

Где P1 – домашние хозяйства с минимальными доходами или ресурсами (статическая эластичность) или в базисный период времени (динамическая эластичность), (факторный признак);

- разница в доходах домашних  хозяйств с минимальными и  максимальными доходами или между  доходами в текущем и базисном  периодах времени;

Q – употребление определенного товара в домашнем хозяйстве с минимальными доходами или в базисном периоде времени (результативный признак);

  - разница в уровнях потребления  определенного товара в домашних  хозяйствах с минимальными и  максимальными доходами или в  текущем и базисном периодах  времени.

Коэффициент эластичности спроса товаров довольно консервативный показатель, поскольку он изменяется постепенно по мере повышения уровня жизни населения. В связи с этим показателем эластичности спроса для одной страны не соответствуют этим же показателям для другой. Это относится и к различным регионам одной страны, что связано с неравномерностью развития регионов.

Изменение покупательского  спроса в зависимости от доходов  населения можно представить  графическим методом с помощью  кривых потребления и кривых эластичности потребления от дохода. Причем кривые потребления показывают зависимость потребления от дохода, кривые эластичности – зависимость прироста потребления от прироста дохода. Последнее также вытекает из преобразования формулы коэффициента эластичности:

Для большинства  товаров коэффициент эластичности спроса по доходу имеет положительное  значение, особенно для товаров высшей категории. Значение коэффициента сильно меняется в зависимости от товара. Отрицательное значение коэффициента свидетельствует о товаре низшей категории. Спрос на такие товары сокращается по мере роста доходов потребителей.

2. Эластичность спроса в зависимости от цены

Эластичность спроса в зависимости от цены, или ценовая эластичность спроса характеризует реакцию спроса на изменение цены товара, показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

Если обозначить цену  Р,  а величину спроса  Q,  то коэффициент ценовой эластичности спроса  Ер равен:

где  Q — изменение величины спроса, %;  Р — изменение цены, %;

«Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.

 

Показатель  ценовой эластичности спроса для  всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

Ценовая эластичность спроса на различные товары варьируется  между двумя крайними вариантами : бесконечной и нулевой эластичностью.

Первый вариант  характеризуется коэффициентом  эластичности, равным бесконечности. Он представляет ситуацию, при которой  чрезмерное понижение цены на товар  ведет к бесконечному росту спроса на него, либо повышение цены ведет к полному отказу от приобретения данного товара.

При этом спрос  является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси (рис. 1, а). Например, спрос на яблоки, продаваемые отдельным торговцем на рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на яблоки не является эластичным.

 Рис. 1. Крайние случаи эластичности: а — спрос абсолютно эластичен, б — спрос абсолютно неэластичен

 

Другой крайний  случай — изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса (рис. 1,б) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись,  и  т. п.

Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой  эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:

  — спрос эластичен;

  — спрос неэластичен;

  — спрос с единичной эластичностью.

 

3. Перекрестная эластичность спроса

Понятие перекрестной эластичности спроса используется для  определения степени влияния на цену одного товара изменения цены другого взаимосвязанного товара на 1%. Перекрестная эластичность улавливается с помощью эмпирического коэффициента перекрестной эластичности:

        

где – цены товаров А и Б в базисном и отчетном периодах.

Концепция перекрестной эластичности позволяет измерять, насколько  чувствителен потребительский спрос на товар А к изменению цены какого-либо другого товара Б. Коэффициент перекрестной эластичности может быть рассчитан так же как отношение процентного изменения количества спрашиваемого товара А к процентному изменению цены товара Б. Такой подход позволяет понять взаимозаменяемость товаров. При условии, если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, т.е. количество спрашиваемого товара А изменяется в прямой зависимости от изменения цены товара Б, то товары А и Б являются взаимозаменяемыми товарами. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба. Чем больше положительный коэффициент перекрестной эластичности, тем больше степень заменяемости двух рассматриваемых товаров. При условии, если коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, то товары А и Б являются взаимодополняемыми, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка. Чем больше отрицательное значение, тем более взаимодополняемы эти товары. Нулевое значение коэффициента перекрестной эластичности свидетельствует о независимости двух товаров между собой. Если коэффициент перекрестной эластичности равен нулю или близок нулевому значению, тогда товары являются незаменимыми друг относительно друга и повышение цены на один товар не повлияет на изменение величины спроса на другой.

4 .Эластичность потребительского спроса населения на мясо (говядина, свинина, птица)

Как уже говорилось, эластичность можно рассматривать в статике и динамике.

Эластичность потребительского спроса населения от дохода в статике можно проследить, рассчитав ее на основе данных располагаемых ресурсов домашних хозяйств различных социально-экономических категорий и их расходов в 2011 г., полученных по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств .

 

Располагаемые ресурсы и расходы домашних хозяйств в 2011 г.

                                                                                                          Таблица (1)

Домашние хозяйства  по 10%-ным группам населения

Располагаемые ресурсы (в среднем на одного члена  домашнего хозяйст-ва в месяц), руб.

Расходы на конечное потребление (в сред-нем на одного члена домашнего хозяйст-ва в месяц), руб.

Коэффициент эластичности

1-я (с наименьшими  располагаемыми ресурсами)

3739,2

3193,8

0,66

2-я

5436,0

4515,2

1,099

3-я

6667,6

5503,0

1,131

4-я

7886,2

6357,0

0,989

5-я

9403,5

7398,6

0,968

6-я

11567,9

8935,9

1,001

7-я

14389,5

10877,0

0,970

8-я

17777,9

13065,4

0,911

9-я

22965,2

16245,9

0,865

10-я (с наибольшими  располагаемыми ресурсами)

43451,9

25473,9

0,635


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Некоторые статьи расходов домашних хозяйств по десяти группам в 2011 г.

Таблица (2)

Домашние хозяйства  по 10%-ным группам населения

Распола-гаемые ресурсы, руб.

Прирост сбережений, в  среднем на члена домохозяйства  в месяц

Расходы на покупку продуктов  питания, в среднем на члена домохозяйства  в месяц

Расходы на покупку непродовольственных  товаров, в среднем на члена домохозяйства в месяц

Расходы на покупку алкогольных  напитков и табачных изделий, в среднем  на члена домохозяйства в месяц

Расходы на оплату жилищно-коммуналь-ных  услуг и топлива, в среднем  на члена домохозяйства в месяц

% к ресурсам

руб.

% к общим расходам

руб.

% к общим расходам

руб.

% к общим расходам

руб.

% к общим расходам

руб.

1-я (с наим. расп. рес-ми)

3739,2

0,79

29,8

50,9

1625,6

7,3

231,9

2,6

82,6

16,2

517,8

2-я

5436,0

0,89

48,6

47,3

2134,7

8,2

370,6

2,4

109,7

15,6

702,6

3-я

6667,6

0,94

62,8

45,1

2479,2

9,4

518,6

2,8

153,8

14,6

802,7

4-я

7886,2

1,13

88,8

43,4

2760,5

9,5

601,7

2,6

164,7

13,8

876,0

5-я

9403,5

1,41

132,2

43,2

3192,5

9,1

674,5

2,6

190,1

13,3

987,6

6-я

11567,9

1,69

195,4

38,9

3472,8

9,9

884,3

2,6

232,0

11,9

1060,0

7-я

14389,5

2,28

327,8

32,9

3583,5

10,8

1170,0

2,4

262,5

11,3

1228,8

8-я

17777,9

3,69

656,7

29,8

3897,8

10,3

1346,8

2,3

306,0

10,6

1386,5

9-я

22965,2

3,78

869,1

26,5

4298,8

9,5

1536,2

2,3

379,6

9,6

1551,7

10-я (с наиб. распол. рес-ми)

43451,9

23,68

10290,6

19,5

4978,5

6,8

1721,9

1,9

483,7

9,3

2404,3


 

 

 

Коэффициенты  эластичности потребительских расходов по доходам населения

Таблица (3)

Домашние хозяйства  по 10%-ным группам населения

Располагаемые ресурсы, руб.

Коэффициенты эластичности расходов

прироста сбережений

продуктов питания

непродовольственных товаров

алкогольных напитков и  табачных изделий

жилищно-коммунальных услуг  и топлива

1-я (с наим. расп. рес-ми)

3739,2

2,915

0,373

0,594

0,612

0,591

2-я

5436,0

3,039

0,331

0,562

0,596

0,557

3-я

6667,6

3,137

0,300

0,518

0,543

0,541

4-я

7886,2

3,236

0,276

0,498

0,543

0,535

5-я

9403,5

3,366

0,232

0,487

0,523

0,518

6-я

11567,9

3,572

0,209

0,416

0,478

0,525

7-я

14389,5

3,867

0,212

0,301

0,461

0,503

8-я

17777,9

4,233

0,186

0,231

0,419

0,493

9-я

22965,2

5,188

0,147

0,143

0,308

0,518

10-я (с наиб. распол. рес-ми)

43451,9

-

-

-

-

-


 

Общую формулу  коэффициента эластичности трансформируем следующим образом:

         

Информация о работе Эластичность потребительского спроса населения