Государственное регулирование монополистической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 01:15, практическая работа

Краткое описание

Для развития товарных рынков и конкуренции, ограничения монополистической деятельности, пресечения недобросовестной конкуренции и защиты прав потребителей существует Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (Антимонопольный комитет). В его составе имеется два отдела: по развитию конкуренции и по поддержке предпринимательства. Комитет образует свои территориальные управления.
Антимонопольный комитет входит в блок экономических министерств и ведомств исполнительной власти, наряду с министерствами экономики, финансов, и госимущества.

Файлы: 1 файл

монополия пр.зан №6.docx

— 33.43 Кб (Скачать)

Практическое задание  №6                                                                                                   Борисова П. эк 3-1

 

 

 

Монополия (монопольное  положение) - это доминирующее положение одного или нескольких субъектов предпринимательства (группы лиц) на соответствующем рынке.

Государственное регулирование  монополистической деятельности

Для развития товарных рынков и конкуренции, ограничения монополистической деятельности, пресечения недобросовестной конкуренции и защиты прав потребителей существует Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (Антимонопольный комитет). В его составе имеется два отдела: по развитию конкуренции и по поддержке предпринимательства. Комитет образует свои территориальные управления.

Антимонопольный комитет входит в  блок экономических министерств  и ведомств исполнительной власти, наряду с министерствами экономики, финансов, и госимущества.

Антимонопольный комитет, согласно Положению  о нем, выполняет следующие задачи в отношении хозяйствующих субъектов  и органов власти. Дает обязательные для исполнения предписания:

    • о прекращении нарушений антимонопольного законодательства;
    • о расторжении (изменении) договоров, противоречащих Закону;
    • о восстановлении первоначального положения;
    • об отмене (изменении) принятых неправомерных актов;
    • о принудительном разделении.

Принимает решения о наложении  штрафов:

    • за нарушения антимонопольного законодательства;
    • за неисполнение предписаний Комитета.

Обращается в суд или арбитраж с исками и заявлениями, участвовать  при рассмотрении дел, связанных  с нарушением антимонопольного законодательства.

Направляет в органы прокуратуры  материалы о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных  с нарушением антимонопольного законодательства.

В отношении  хозяйствующих субъектов

Контролирует соблюдение антимонопольных  требований при создании, реорганизации  и ликвидации хозяйствующего субъекта.

Контролирует крупные продажи  и покупки акций, ведущие к  доминирующему положению хозяйствующего субъекта.

Представляет заключение о возможности  приватизации предприятий монополистов.

Возникновение антимонопольного законодательства

Начало развитию монопольного законодательства США положил институт штата Алабама (1883 г.). В 1889 г. штат Канзас и ещё пять штатов, приняли законы, которыми объявлялись  противозаконными и наказуемыми  всякие союзы с целью ограничения  торговли. К моменту принятия первого  Федерального закона антитрестовские  законы действовали уже в 18 штатах. Первый антитрестовский закон США, известный как закон Шермана ("хартия экономической свободы"), был принят Конгрессом в 1890 году и открыто провозглашен в качестве средства против "сдерживания торговли и обмена между несколькими штатами". Однако в более ранних решениях Верховного суда США он был истолкован как акт, запрещающий все объединения, которые настолько крупны, что могут обладать существенной монополистической властью.

Закон Шермана имеет два главных положения:

Статья 1 запрещает " любой контракт, союз ... или сговор с целью ограничения  торговли или коммерции между  несколькими штатами".

Статья 2 закона гласит, что "каждое лицо, монополизирующее или пытающееся монополизировать любую отрасль  торговли или коммерции между  штатами, или с иностранными государствами, или вступающее с этой целью в  союз или сговор с любым другим лицом или лицами, будет считаться  виновным в совершении уголовного преступления"1.

Традиционно различают американскую и европейскую модели антимонопольного законодательства. Первая из них исходит из принципа противоправности всех монополий. В антитрестовское законодательство включены также нормы о недобросовестной конкуренции. Эта модель действует, помимо США, также в Канаде, Японии, Аргентине.

Европейская модель антимонопольного законодательства направлена на борьбу со злоупотреблениями монополистического характера, обеспечение контроля за монополиями, сами же монополии не признаются неправомерными. нормы о недобросовестной конкуренции выделены в европейской модели в самостоятельную отрасль. Эту модель применяют, помимо Великобритании, Франции и ряда других стран Западной Европы, также Австралия, Новая Зеландия, ЮАР.

Основные понятия в  сфере антимонопольного законодательства

Основные понятия в сфере  антимонопольного законодательства определены статьей 4 Закона "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках":

товар - продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена;

взаимозаменяемые товары - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг с другом в процессе потребления (в том числе производственного);

товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, ибо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой исходя их экономической возможности покупателей приобрести товар на соответствующей территории;

хозяйствующие субъекты - российские и иностранные коммерческие организации и их объединения, некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а так же индивидуальные предприниматели;

конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке;

недобросовестная конкуренция - любые направления на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации;

доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65%, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых клиентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.

руководитель субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта) - лицо, уполномоченное выступать без доверенности от имени субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта);

монополистическая деятельность - противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции;

естественная монополия ( статья 3 Федеральный закон РФ "О естественных монополиях") - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектом естественной монополии, не могут быть заменены другими товарами, в связи с чем спрос на данном рынке на товар, производимый субъектом естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;

потребитель - физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии;

монопольно высокая цена - цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара;

монопольно низкая цена - цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли им (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка;

приобретение акций (долей) в уставном капитале хозяйственных  обществ - покупка, а также получение иной возможности осуществления самостоятельно или через представителей воплощенных в этих акциях (долях) прав голоса на основании договоров доверительного управления, о совместной деятельности, поручения или на основании иных сделок;

группа лиц - совокупность юридических или юридических и физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько следующих условий:

    • между двумя или более лицами заключен договор, которым предоставлено право определять условие ведения предпринимательской деятельности одного или нескольких участников договора или иных лиц либо осуществлять санкции их исполнительного органа;
    • лицо имеет право назначения более 50% состава исполнительного органа и (или) Совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица;
    • одни и те же физические лица представляют собой более 50% состава исполнительного органа и (или) Совета директоров (наблюдательного совета) двух и более юридических лиц.

 

Правовое регулирование  монополистической деятельности 
 
Монополистическая деятельность является правонарушением, т.е. противоправным, виновным действием (бездействием) правонарушителя, причиняющим вред и влекущим применение мер юридической ответственности. 

Виды монополистической  деятельности субъектов предпринимательства: 
 
- индивидуальное поведение субъекта предпринимательства в форме злоупотребления своим доминирующим положением на рынке; 
- соглашения (согласованные действия) субъектов предпринимательства, ограничивающие конкуренцию. 
 
Предусмотренные законодательством конкретные правонарушения (злоупотребления) можно свести в две группы: 
 
(1) договорные; (2) односторонние. 
 
Договорные злоупотребления состоят в том, что субъект предпринимательства, занимающий доминирующее положение на рынке определенного товара, принуждает своего контрагента заключить договор лишь на выгодных для первого условиях либо необоснованно отказывается от заключения договора при наличии к тому возможности. Как правило, подобные злоупотребления имеют место на этапе заключения договора. 
 
В частности, к ним относятся: 
- навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него и не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.); 
- создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят одного или нескольких хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия); 
- установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен, нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования; 
- необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара (п.1 ст.5 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст.5 Закона о конкуренции на финансовых рынках). 
 
Цель указанных действий (бездействия) состоит в неправомерном использовании субъектом предпринимательства (группой лиц) своего доминирующего (монопольного) положения и получения им прибыли за счет дискриминации (нарушения принципа юридического равенства) других субъектов предпринимательства и потребителей, желающих заключить с первым договор. 
 
Широкое распространение получила такая форма неправомерного использования доминирующего положения на рынке, как установление монопольно высоких и монопольно низких цен. 
Монопольно высокой считается цена товара, которая устанавливается хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, и при которой он компенсирует либо может компенсировать необоснованные затраты и (или) получает либо может получить прибыль существенно более высокую, чем это может быть в сопоставимых условиях или условиях конкуренции (ч.10 ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках). 
 
Монопольно низкой является: 
 
а) цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или 
б) цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка (ч.11 ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках).

Информация о работе Государственное регулирование монополистической деятельности