Бюджетный дефицит

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 01:55, курсовая работа

Краткое описание

Состояние общегосударственных финансов является од­ним из важнейших экономических показателей любой стра­ны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. Бюджет­ный дефицит - превышение расходов над доходами государ­ственного бюджетного фонда - характерен сегодня для большинства развитых стран.

Файлы: 1 файл

Бюджетный дефицит в РБ.doc

— 464.00 Кб (Скачать)


ВВЕДЕНИЕ

 

Состояние общегосударственных финансов является од­ним из важнейших экономических показателей любой стра­ны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. Бюджет­ный дефицит - превышение расходов над доходами государ­ственного бюджетного фонда -  характерен сегодня для большинства развитых стран.

В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и при­няли принципиально новую политику - политику бюджет­ного дефицита.

Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Практически невозможно представить себе государство, в котором  безупречно работают все финансово – экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Как свидетельствует мировой опыт, примеров стран, в которых оптимально решены проблемы бюджетного дефицита, немного – разве что Германия, Япония и Швейцария. Даже Соединённые Штаты Америки на протяжении длительного периода ежегодно имели ощутимый дефицит государственного бюджета и государственного долга.  Как ни печально, идеального решения трилеммы «поступления – расходы – дефицит» не существует нигде в мире. Все это делает проблему бюджетного дефицита  и государственного долга одной из самых актуальных проблем экономики.

Признание объективности бюджетного дефицита в усло­виях рыночных отношений требует рассмотрения ее как объективной экономической категории и изучения законов ее развития.

Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и вы­ражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издер­жек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета. С этих позиций попытаемся дать его определение.

Итак, бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением до­полнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспе­ченных собственными доходами.

Такие дополнительные доходы образуются главным обра­зом в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних зай­мов. Это требует от правительства разработки мероприятий по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников его покрытия.

Отсутствие положительного бюджетного сальдо не следу­ет связывать исключительно с чрезвычайными обстоятель­ствами. Дефицит может быть обусловлен государственным регулированием экономики и отражать намерение прави­тельства осуществлять крупные государственные вложения в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрес­сивных сдвигов в структуре общественного производства.

Однако чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйст­венной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. В этом случае требуется принятие срочных мер со сто­роны правительства по стабилизации экономики, реформи­рованию финансово-кредитной системы, корректировке бюд­жетной политики.

В исключительных случаях превышение расходов над до­ходами становится результатом чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и др.), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходится изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов.

Таким образом, в конечном итоге дефицит бюджета явля­ется следствием:

чрезмерных государственных расходов;

ограниченности финансовых возможностей государст­ва мобилизовать необходимые доходы (сознательное сокра­щение   налогов   в   целях   стимулирования   деятельности субъектов хозяйствования или из-за низкой собираемости доходов);

циклических спадов в экономике.

Вряд ли можно однозначно назвать основную причину бюджетного дефицита. Для разных стран и в разные перио­ды развития каждая из них могла быть основной, но чаще всего они воздействовали одновременно. Безусловно одно: всякий рост государственных расходов, не подкрепленный увеличением доходов, нарушает бюджетное равновесие, соз­дает отрицательное бюджетное сальдо, с одной стороны, а с другой — причиной бюджетного дефицита могут явиться не­достаточные доходы государства. Принимая во внимание, что основным источником дохода бюджета являются налоги, следует признать тот факт, что состояние доходной базы бюджета определяется состоянием субъектов хозяйствова­ния в частности и экономики в целом.

В ситуации спада производства, других негативных явле­ний бюджетные поступления уменьшаются. Если при этом не обеспечено адекватное сокращение расходов, возникает (увеличивается) отрицательное бюджетное сальдо.

Безусловно, к важнейшим факторам, влияющим на бюд­жетный дефицит и определяющим его размер, относится ко­лебание объема ВВП в течение бюджетного периода. Практи­ка показала, что в периоды депрессии, когда ВВП низок, бюд­жет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в пе­риоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета. Причиной таких изменений являются метаморфозы, происхо­дящие как в доходной, так и в расходной частях бюджета.

Имеется в виду, что во время спадов резко сокращаются поступления прямых налогов (подоходного налога, налога на прибыль др.) в связи с уменьшением базы налогообложе­ния. В то же время возрастают отдельные виды государ­ственных расходов, что заставляет их находиться в противо-фазе с циклом. Как правило, в периоды спада правительства принимают меры по увеличению расходов по социальной за­щите населения, что вызывает рост выплат трансфертов от­раслям, производящим товары и оказывающим услуги насе­лению, а также пособий по безработице и других социаль­ных расходов.

Принято считать, что в условиях динамично развива­ющейся экономики бюджетный дефицит в количественно до­пустимых размерах не страшен. В долг жили и живут мно­гие экономически развитые государства. Однако сумма по­лученных государством в долг финансовых ресурсов не долж­на обременять экономику страны, налогоплательщиков, со­провождаться значительным увеличением расходов по об­служиванию долга, сокращением социальных программ.

С начала XX в. общие государственные расходы по отно­шению к ВВП во всем мире значительно увеличились. Пра­вительства государств в этих условиях принимают различ­ные бюджетные решения, направленные на сокращение от­рицательного сальдо бюджета. Это может выразиться в ужесточении налоговых режимов, замораживании финанси­рования, сокращении трансфертных платежей и т.д.

Отношение экономистов к вопросу бюджетного дефицита неоднозначно. Существует столько позиций, сколько и вари­антов составления бюджета: с отрицательным сальдо (дефицитом), положительным сальдо (профицитом) либо сбалан­сированным.

Уже давно возникло мнение, новую жизнь которому дал Д. Кейнс, снабдив его научной базой, что бюджетный дефи­цит - это совершенно нормальное и даже желательное для растущей экономики явление, которое способствует ее росту, снижению безработицы и т.п.

Часто дефицит оправдывается тем, что заимствованные для его финансирования средства вкладываются в производ­ство, доходы от которого позволят через некоторый проме­жуток времени расплатиться по долгам. Теоретически это логично, однако практика не подтверждает правильность та­кой концепции, особенно в условиях стран с переходной эко­номикой, включая и Беларусь.

Существуют много факторов, которые в разной степени влияют на состояние доходной и расходной частей бюджет­ного фонда:

увеличение государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (например, в странах, где возрастает доля пожилого населения, или в связи с неблаго­приятной экологической обстановкой);

увеличение государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (в странах, где возрастает до­ля молодого населения, или в связи с проведением мероприя­тий по сокращению безработицы);

увеличение государственных расходов в военное время или в связи с социальными конфликтами;

увеличение расходов, связанных с развитием рыноч­ной инфраструктуры в условиях трансформационной эконо­мики;

увеличение расходов на приоритетное развитие отрас­лей хозяйства, реструктуризацию экономики;

сокращение налогов в целях стимулирования экономи­ческого развития;

уменьшение доходов в связи с ухудшением показате­лей финансово-хозяйственной деятельности экономических агентов;

сокращение доходов из-за их низкой собираемости и др.

Заметим, что большинство из перечисленных факторов, вызывающих увеличение государственных расходов, даже в перспективе не дадут отдачи в виде возможных источников погашения задолженности, возникшей в связи с привлече­нием заемных средств для финансирования бюджетного дефицита. Только отдельные из них позволяют надеяться на повышение эффективности в отраслях экономики и получе­ние источников для погашения государственного долга.

По этому поводу следует заметить, что в практике бюд­жетного планирования бюджетный дефицит определяется как обезличенная величина, характеризующая общий раз­мер превышения расходов над доходами, т.е. не закреплен­ная за какими-либо расходами. Однозначно определить, ку­да именно будут направлены финансовые ресурсы, получен­ные в качестве источников финансирования бюджетного де­фицита, и будут ли они вообще направлены в сферу матери­ального производства не представляется возможным. Как правило, они, в первую очередь, обеспечивают финансирова­ние защищенных статей расходов.

Поэтому невозможно с уверенностью сказать, что расхо­ды, вызвавшие бюджетный дефицит, принесут отдачу в виде дополнительных доходов хотя бы в ближайшей перспективе. Если предположить, что такие расходы будут ежегодно иметь место (без соответствующей корректировки доходов), придется признать и последствия вызванного ими бюджет­ного дефицита - наращивание государственного долга, инф­ляция.

Итак, если бюджетные ресурсы, составляющие превыше­ние доходов над расходами, направляются на развитие эко­номики, используются для финансирования приоритетных отраслей и предполагают отдачу, т.е. используются эффек­тивно, то в будущем рост производства и прибыли в них воз­местят произведенные затраты. Если же превышение расхо­дов над доходами допускается с целью финансирования те­кущих затрат, субсидирования нерентабельного производ­ства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту от­рицательных тенденций в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

Объектом дипломной работы являются бюджетный дефицит Республики Беларусь.

Предметом дипломной работы являются процесс возникновения и устранения бюджетного дефицита.

Целью дипломной работы является рассмотрение проблем бюджетного дефицита в Республике Беларусь и разработка путей его сокращения.

Задачами дипломной работы является:

определение понятия бюджетного дефицита, его причин и источников финансирования;

изучение проблемы бюджетного дефицита в Республике Беларусь;

выявление путей сокращения бюджетного дефицита.

Данная работа написана на основании литературы по предмету «Макроэкономика» и «Государственный бюджет», при широком использовании периодических изданий, законодательных актов и статистических материалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА

 

1.1.               Причины регулирования бюджетного дефицита

 

Одной из основных задач бюджетной политики государства является регулирование дефицита госбюджета. Бюджетный дефицит - это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превосходят его доходы.  Важным направлением бюджетной политики большинства стран мира является стремление к бездефицитному бюджету или поддержание его минимального уровня [22, c.250].

Дефицит государственного бюджета относится к разряду важнейших макроэкономических показателей, характеризующих устойчивость экономической системы. В тех странах, где удалось создать функциональные экономические системы, регулирующие соотношение доходов и расходов государства, как правило, имеют место положительное сальдо или незначительный по размерам дефицит.

Интересно, что в начале 90-х годов положительное сальдо государственного бюджета составляло 9,3 % ВВП. Рекордного уровня дефицит государственного бюджета достигал в Кувейте в начале 80-х годов и составлял более 60 % ВВП. А самый большой в мире дефицит государственного бюджета в абсолютных размерах имеют США. В начале 90-х годов он достигал 290 млрд. долларов, или 4,8 % ВВП [2, c.104].

Бюджетный дефицит – это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. Следует отметить, что качество самого дефицита может быть различным:

дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства;

дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;

дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В данном случае бюджетный дефицит представляет собой явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только экономических, но и политических решений [22, c.253].

Информация о работе Бюджетный дефицит