Бюджетный дефицит и государственный долг. Методы их регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 12:54, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет взаимодействует с различными финансовыми фондами более мелкого масштаба. При необходимости, государственный бюджет оказывает так называемую «помощь». Она сводится к тому, что денежные средства передаются из государственного бюджета муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

Оглавление

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ 3
РАСХОДНАЯ И ДОХОДНАЯ СТАТЬИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. 3
СТРУКТУРА ДОХОДНОЙ СТАТЬИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА 1999 ГОД. 5
СТРУКТУРА РАСХОДНОЙ СТАТЬИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА 1999 ГОД. 9
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ. 12
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ДЕФИЦИТОВ. 14
ПОКАЗАТЕЛИ И ПРОБЛЕМЫ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ. 15
РАСЧЕТ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА 17
ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КРУПНЫХ ДЕФИЦИТОВ. 19
МЕТОДЫ БОРЬБЫ С КРУПНЫМИ ДЕФИЦИТАМИ И РОСТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА. 20
БОРЬБА С БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 28

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 261.50 Кб (Скачать)

Институт  государственного управления права  и инновационных технологий 
 
 

Курсовая  работа

По дисциплине «Экономическая теория»

На тему:

Бюджетный дефицит и государственный долг. Методы их регулирования. 
 
 
 

Студентки I курса

Экономического  факультета

Заочного отделения

Специальность

«Бухгалтерский  учет,

 анализ  и аудит»

Селивановой

Анны  Евгеньевны

Проверил:

Степанов

Александр Дмитриевич 
 
 
 

Москва 2010 
 
 

Содержание: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Государственный бюджет

 

      Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. 

      За  счет государственного бюджета содержатся армия, милиция, значительная часть  здравоохранения, с его помощью  государство оказывает влияние на экономику.

Государственный бюджет взаимодействует с различными финансовыми фондами более мелкого  масштаба. При необходимости, государственный  бюджет оказывает так называемую «помощь». Она сводится к тому, что  денежные средства передаются из государственного бюджета муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

      Проект  бюджета ежегодно обсуждается и  принимается законодательным органом  – Государственной Думой.

Расходная и доходная статьи государственного бюджета.

 

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих статей: доходной и расходной.

      Доходная  статья – показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства.

      Расходная статья – показывает, куда (на какие цели) направляются государственные деньги.

«Статья 1. 

Утвердить основные характеристики федерального бюджета  на 2010 год, определенные исходя из прогнозируемого  объема валового внутреннего продукта в размере 43 187,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 10,0 процента (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года):

прогнозируемый  общий объем доходов федерального бюджета в сумме 6 950 010 032,5 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 3 194 681 720,0 тыс. рублей;

общий объем расходов федерального бюджета в сумме 9 886 920 940,1 тыс. рублей;

объем нефтегазового  трансферта в сумме 1 943 415 000,0 тыс. рублей;

нормативную величину Резервного фонда в сумме 4 318 700 000,0 тыс. рублей;

верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации  на 1 января 2011 года в сумме 3 301 795 464,0 тыс. рублей;

верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации  на 1 января 2011 года в сумме 63,3 млрд. долларов США, или 45,2 млрд. евро;

дефицит федерального бюджета в сумме 2 936 910 907,6 тыс. рублей1.

     Очевидно, что величина государственного  бюджета, как и его структура,  для каждой страны индивидуальна.  Все это определяется экономическим  потенциалом страны, масштабностью страны, ролью государства в экономике. Ниже приведена примерная структура бюджетных расходов и доходов стран с рыночной экономикой. 

Примерная структура бюджетных  расходов и доходов  и доля отдельных  статей в Государственном  бюджете стран с рыночной экономикой. %

РАСХОДЫ

 
Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти  цели. 40-50
Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ. 10-20
Расходы на вооружение и материальное обеспечение  внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы  иностранным государствам. 10-20
Административно-управленческие расходы: содержание правительственных  органов, полиции, юстиции и др. 5-10
Платежи по государственному долгу 7-8

ДОХОДЫ

 
Налоги (в т.ч. акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор) 75-85
Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственной торговли 5-8
Взносы  в государственные фонды социального  страхования, пенсионный, страхования  от безработицы. 10-12
 

      Структура расходов Государственного бюджета  оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, национальную конкурентоспособность на мировых рынках. 

Структура доходной статьи Федерального бюджета РФ на 2010 год.

 

    «Статья 5.

Установить, что:

  • возврат суммы налога, подлежащей возмещению в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, отражается по соответствующему коду налога классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
  • уплата процентов, начисленных при нарушении срока возврата налога (сбора), страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога (сбора), страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежит отражению по отдельному коду подвида доходов соответствующего кода налога (сбора), страховых взносов на обязательное пенсионное страхование классификации доходов бюджетов Российской Федерации.
  • Средства от реализации, не вывезенной лесопользователями с мест рубок в течение установленного срока или самовольно срубленной (секвестрованной) древесины, а также от реализации древесины при размещении заказа на выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов без продажи лесных насаждений для заготовки
 

    1 Федеральный Закон «О Федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011и 2012 годов» Статья первая от 20 ноября 2009 года.

 

      древесины и древесины, полученной при использовании      лесов, расположенных на землях лесного фонда,в        соответствии со статьями 43 - 46

     Лесного кодекса Российской Федерации, после уплаты   налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, подлежат перечислению в федеральный бюджет.

  • Средства, получаемые Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от Международного бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 года и Протоколом к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков, подписанным в городе Мадриде 28 июня 1989 года, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
  • Установить, что факт уплаты государственной пошлины и иных обязательных платежей в случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, бюджетным учреждением, которому в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации открыт лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства (финансовом органе субъекта Российской Федерации или финансовом органе муниципального образования), подтверждается платежным поручением с отметкой соответствующего территориального органа Федерального казначейства (финансового органа субъекта Российской Федерации или финансового органа муниципального образования).
  • В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, государственные органы и органы государственной власти, не являющиеся федеральными органами исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также находящиеся в их ведении бюджетные учреждения осуществляют начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с лицензированием, проведением аттестации, государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий, платежей по отдельным видам неналоговых доходов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, включая пени и штрафы по ним, а также осуществляют взыскание задолженности и принимают решения о возврате (зачете) указанных платежей в порядке, установленном для осуществления соответствующих полномочий администраторами доходов федерального бюджета. Порядок учета и отражения в бюджетной отчетности указанных платежей устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
  • Средства от реализации высвобождаемого движимого и недвижимого военного и иного имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и получателей средств федерального бюджета, находящихся в их ведении, от реализации продукции военного назначения из наличия федеральных органов исполнительной власти при осуществлении военно-технического сотрудничества, от реализации в установленном порядке земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности, а также средства от оказания услуг (выполнения работ) на основании договоров гражданско-правового характера, заключаемых в случаях, предусмотренных законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, подлежат зачислению на лицевые счета получателя бюджетных средств, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства указанным федеральным органам исполнительной власти и находящимся в их ведении получателям средств федерального бюджета, и учитываются как средства, полученные от приносящей доход деятельности. Указанные средства после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и возмещения расходов по оформлению правоустанавливающих документов на высвобождаемое недвижимое военное имущество и земельные участки, предоставленные для нужд обороны и безопасности, затрат, связанных с реализацией высвобождаемого движимого и недвижимого военного и иного имущества, с подготовкой и поставкой на экспорт продукции военного назначения и оказанием услуг при осуществлении военно-технического сотрудничества, с осуществлением мероприятий по оценке их стоимости, а также после возмещения затрат, связанных с оказанием услуг (выполнением работ) на основании договоров гражданско-правового характера, заключаемых в случаях, предусмотренных законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, подлежат перечислению указанными в настоящей части получателями средств федерального бюджета на лицевые счета получателя бюджетных средств, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых они находятся, и учитываются как средства, полученные от приносящей доход деятельности, для последующего перечисления ими указанных средств в доход федерального бюджета.
  • Средства, получаемые Министерством обороны Российской Федерации от передачи в аренду продукции военного назначения при осуществлении военно-технического сотрудничества после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежат перечислению в доход федерального бюджета.
  • При принятии решений об экспорте продукции военного назначения, предусматривающих вовлечение в экономический и гражданско-правовой оборот результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации обеспечивает заключение лицензионных договоров с определением в них стоимости использования (передачи) указанных результатов (прав).
  • Средства, полученные организациями от реализации продуктов утилизации вооружения и военной техники после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежат перечислению в доход федерального бюджета.
  • Средства, получаемые Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" от выпуска материальных ценностей из государственного запаса специального сырья и делящихся материалов после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежат перечислению в доход федерального бюджета.
  • Правительство Российской Федерации вправе провести в 2010 году реструктуризацию задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических предприятий и организаций, по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, образовавшейся по состоянию на 1 января 2009 года, а также списание этих пеней и штрафов в случае досрочного погашения реструктурированной задолженности по налогам и сборам в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
  • Средства, уплачиваемые в установленном порядке заказчиками документации, подлежащей государственной экологической экспертизе объектов государственной экологической экспертизы, организация которой осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами, подлежат перечислению в федеральный бюджет2.
 
 
 
 
 
Ведомственная структура расходов
федерального  бюджета на 2010 год
 
 
 
 

 «РАСПРЕДЕЛЕНИЕ  РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА  НА 2010 ГОД ПО РАЗДЕЛАМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ  КЛАССИФИКАЦИИ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА»3

 
 
 
 
 
 

2 Федеральный Закон  «О Федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» Статья пятая от 20 ноября 2009 года.

3 Приложение №6 к ФЗ «О Федеральном бюджете на 2010 год и на плановый 2011 и 2012 годов» от 20 ноября 2009 года.

 
 
 
 
            (тыс. рублей)
Наименование Мин Рз ПР ЦСР ВР Сумма
В С Е Г О           8 846 973 525,7
МИНИСТЕРСТВО  ПРОМЫШЛЕННОСТИ И  ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 020         102 441 434,1
МИНИСТЕРСТВО  ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 022         35 468 815,1
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 048         2 443 599,4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ 049         22 699 996,4
МИНИСТЕРСТВО  ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 051         4 325 815,5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОДНЫХ РЕСУРСОВ 052         9 600 920,7
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО  ХОЗЯЙСТВА 053         20 101 522,8
МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 054         67 667 030,1
МИНИСТЕРСТВО  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ  И СОЦИАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 055         269 191 293,8
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 060         4 303 821,2
МИНИСТЕРСТВО  СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 071         3 587 678,5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 073         222 345 124,1
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 074         2 817 401,1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ 076         13 870 494,1
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ  И ФИТОСАНИТАРНОМУ  НАДЗОРУ 081         9 868 491,9
МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 082         137 586 936,1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ 084         31 680 132,3
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ  ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ 087         441 627,7
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ 088         2 059 047,3
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФЕЛЬДЪЕГЕРСКАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 089         2 522 894,9
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ  МОЛОДЕЖИ 091         481 952,0
МИНИСТЕРСТВО  ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 092         4 150 103 210,1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ  СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ, СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, И ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ГУМАНИТАРНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ 095         1 650 946,4
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ  В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ 096         2 440 726,1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО 100         34 665 667,7
МИНИСТЕРСТВО  ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 103         15 492 814,6
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ  В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА 106         3 051 561,9
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА 107         40 092 258,2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО 108         274 020 292,3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА 110         40 466 586,4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ 135         43 538 079,8
МИНИСТЕРСТВО  ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 139         28 747 809,5

       Правительство любой страны старается сделать так, чтобы расходная статья равнялась доходной. Реально это, разумеется, не так, расходная статья превышает доходную. Такая ситуация называется бюджетным дефицитом.

Бюджетный дефицит.

 

      Бюджетный дефицит – это сумма превышения за каждый данный год расходов Федеральным правительством над его доходами.

      К сожалению, в отечественной экономической  науке до недавних пор превалировал сугубо отрицательный взгляд на бюджетный  дефицит; он рассматривался как крайне отрицательное свойство, присущее, якобы, лишь бюджетам западных стран. В литературе утверждалось, что в нашей экономике с ее планомерным развитием бюджетный дефицит не может существовать. Отсутствие глубоких научных разработок о причинах, допустимом пределе и социально-экономических последствиях бюджетного дефицита, сравнительно низкая общая финансовая культура привели к тому, что прежние экономические ведомства страны оказались неподготовленными к управлению бюджетным дефицитом.

      Основными причинами резкого скачка бюджетного дефицита 90-х годов явились:

  • низкая эффективность общественного производства, усугубляемая малой результативностью внешнеэкономических связей.
  • нерациональная структура бюджетных расходов, усиленная стремлением жить не по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и огромные военные расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездную) развивающимся странам.
  • неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы.

      Важным  фактором дестабилизации финансового  состояния хозяйства страны, снижения государственных доходов и роста  бюджетного дефицита явилась финансовая система страны.

      Резкое  увеличение бюджетного дефицита привело  к нарастанию инфляционных процессов, поскольку для покрытия дефицита правительство систематически использовало денежно-кредитную эмиссию. Нарастание инфляционных процессов выразилось в росте цен на товары и услуги (т.н. видимая инфляция) и резком повышении уровня неудовлетворительного платежеспособного спроса (подавленная, т.е. скрытая инфляция). Нарастание инфляционных процессов существенно снижает жизненный уровень населения, ведет к обострению социальной напряженности.

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг. Методы их регулирования