Бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы и разработка мероприятий по совершенствованию бюджетной системы.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;
- исследовать отдельные звенья (уровни) бюджетной системы;

Оглавление

Введение.
Глава 1:Основы бюджетной системы.
История развития бюджетной системы.
Сущность бюджетной системы.
Субъекты бюджетной системы.
Глава 2:Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы.
Структура бюджетной системы.
Федеральный бюджет Российской Федерации за 2008 и 2009г.

Заключение.
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

экономика.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

     Бюджет  состоит из двух взаимосвязанных  частей: доходной, которая содержит перечень поступающих средств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Доходная часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. Расходная часть отражает направление расходования аккумулируемых в бюджете средств.

     Сущность  и значение бюджета наиболее полно  проявляются в его функциях, важнейшими из которых являются распределительная (перераспределительная) и контрольная. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства  и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей, а также для воздействия на различные стороны хозяйственной жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных отраслей экономики, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала.

     Перемены  в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х  годов, вызвали серьезные изменения  в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. [3, 35]

     Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации и ее бюджетном устройстве.

       Бюджетный кодекс РФ дает следующее  определение2:

     «бюджетная  система – это основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами  права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».

     Бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней3:

       первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

       второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов: 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, городские бюджеты Москвы и Санкт - Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

       третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

       Консолидированный бюджет РФ  – это федеральный бюджет и  консолидированные бюджеты всех  субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей. [4, 69]

1.3. Субъекты бюджетной  системы. 

В систему  органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий. Органом денежно-кредитного регулирования является Банк России.

     Органами  государственного или муниципального финансового контроля являются4:

     - счетная палата Российской Федерации;

     -контрольные и финансовые органы исполнительной власти;

     -контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.

     Участниками бюджетного процесса являются (См. Приложение 1):

     1) Президент Российской Федерации; 

     2) органы законодательной (представительной) власти;

     3) органы исполнительной власти (высшие  должностные лица субъектов Российской  Федерации, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие  сбор доходов бюджетов, другие  уполномоченные органы);

     4) органы денежно-кредитного регулирования;

     5) органы государственного и муниципального  финансового контроля;

     6) государственные внебюджетные фонды; 

     7) главные распорядители и распорядители  бюджетных средств; 

     8) иные органы, на которые законодательством  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

     Порядок и сроки составления  проектов бюджетов:

     1. Порядок и сроки  составления проекта федерального  бюджета и проектов бюджетов  государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации с соблюдением требований, установленных Бюджетным Кодексом РФ.

     Согласование показателей  прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, бюджетных проектировок на очередной финансовый год и показателей сводного финансового баланса Российской Федерации осуществляется комиссией, создаваемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

     Законом (решением) о бюджете устанавливаются:

     - перечень главных администраторов доходов бюджета;

     - перечень главных  администраторов источников финансирования  дефицита бюджета;

     - объем межбюджетных  трансфертов, получаемых из других  бюджетов и (или) предоставляемых  другим бюджетам бюджетной системы  Российской Федерации в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде);

     - верхний предел  государственного (муниципального) внутреннего  долга и (или) государственного  внешнего долга по состоянию  на 1 января года, следующего за  очередным финансовым годом;

     Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период в трех чтениях.

     Секретные статьи федерального бюджета5:

      1. Секретные статьи  федерального бюджета рассматриваются  на закрытом заседании палат Федерального Собрания Российской Федерации. Материалы к секретным статьям федерального бюджета рассматриваются исключительно председателями палат Федерального Собрания Российской Федерации и специальными комиссиями палат.

      2. Принятие специальных секретных программ и включение их в состав тех или иных расходов федерального бюджета осуществляется по представлению Президента Российской Федерации.

 

    ГЛАВА  2: Характеристика отдельных звеньев бюджетной

    системы. 

2.1. Структура бюджетной  системы. 

     Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.

       Именно федеральный бюджет является  основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической

     стратегии.

     Основными функциями федерального бюджета  являются:

      - перераспределение национального  дохода и ВВП;

      - государственное регулирование  и стимулирование экономики;

      - финансовое обеспечение социальной политики;

      - контроль за образованием и  использованием централизованного  фонда денежных средств.

     В условиях перехода на рыночные механизмы  доходы бюджетной системы претерпели коренные изменения.

     Основными доходами федерального бюджета являются налоговые, они составляют 93,5%, а около 34% от них составляет налог на добавленную стоимость. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов поступает в федеральный бюджет не полностью, часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты.

       Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

     - обеспечение деятельности Президента  Российской Федерации, Федерального  Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной  власти и их территориальных органов;

     - функционирование федеральной судебной  системы;

     - национальная оборона и обеспечение  безопасности государства;

     - фундаментальные исследования и  содействие научно-техническому  прогрессу;

      - государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

      - государственная поддержка атомной  энергетики;

      - ликвидация стихийных бедствий  и чрезвычайных ситуаций

     федерального  масштаба;

      - содержание учреждений, находящихся  в государственной собственности;

      - обслуживание и погашение госдолга РФ;

      - компенсация государственным внебюджетным  фондам расходов на выплату  государственных пенсий и пособий,  подлежащих финансированию за  счет средств федерального бюджета;

      - пополнение государственных запасов  драгоценных металлов и драгоценных  камней, государственного материального резерва;

      - финансовая поддержка субъектов  Российской Федерации;

      - официальный статистический учет  и др.

     Бюджеты субъектов Российской Федерации  входят во второй уровень бюджетной  системы.

       Бюджет субъекта РФ6 – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

     Из  этих бюджетов в значительной мере финансируется:

      - развитие отраслей производственной  сферы, в первую очередь местной легкой и пищевой промышленности;

      - коммунального хозяйства; 

      - развитие транспорта и связи. 

     Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью  или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие.

       К регулирующим доходам относится  вся совокупность денежных средств,  передаваемых из вышестоящих  бюджетов в нижестоящие с целью  регулирования (сбалансирования)  их расходов и доходов.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации