Бюджет и налоговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:34, реферат

Краткое описание

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, налоговую и пр. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизм.

Оглавление

Введение---------------------------------------------------------------------------------3
Бюджет--------------------------------------------------------------------------------4
Налоговая политика----------------------------------------------------------------9
II.1. Стратегия и тактика налоговой политики------------------------------12
II.2. Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма-------13
Заключение----------------------------------------------------------------------------15
Список использованной литературы----------------

Файлы: 1 файл

рефер.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

     Основные  виды налоговых доходов:

     * налоги на прибыль, доход, прирост капитала;

     * налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные  сборы;

     * налоги на совокупный доход;

     * налоги на имущество;

     * платежи за пользование природными  ресурсами;

     * налоги на внешнюю торговлю  и внешнеэкономические операции;

     * прочие налоги, пошлины и сборы.

     К неналоговым доходам относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в собственности государства или муниципального образования:

     -арендная плата за сдачу во временное пользование государственного или муниципального имущества;

     -проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных учреждениях;

     -средства, получаемые от передачи имущества  под залог или доверительное управление;

     -плата  за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или  юридическим лицам на возвратной и платной основе;

     -доля прибыли предприятий, в уставном капитале которых есть доля государства или муниципалитета;

     -дивиденды по акциям, находящимся в собственности государства или муниципального образования;

     -часть  прибыли унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей;

  • доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафыкомпенсации, конфискации;
  • лицензионные сборы, в частности на производство и оборот этилового спиртаалкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • таможенные пошлинытаможенные сборы и другие доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • платы за пользование природными ресурсами:

     -лесным фондом;

     -водными  объектами;

     -водными  биологическими ресурсами;

  • плата за негативное воздействие на окружающую среду;
  • другие неналоговые доходы

     Структура расходов бюджета. По влиянию на процесс расширенного воспроизводства выделяют:

     Текущие расходы – это бюджетные средства, выделяемые юридическим лицам, для финансированиях их текущих потребностей; к текущим расходам относятся: содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, текущие субсидии нижестоящим органам государственной власти, выплата процентных платежей по государственному долгу и другие платежи.

     Капитальные расходы – это государственные вложения в основной капитал и прирост запасов. Предметный признак - все государственные расходы делятся на несколько групп. Выделяют следующие группы госрасходов:

     - расходы на национальную безопасность;

     - расходы на научные исследования;

     - расходы на осуществление внешней  политики;

     - финансирование социальной сферы  (образование, здравоохранение, культура, спорт и др.);

     - создание резервных фондов;

     - расходы на гос. управление;

     - расходы по обслуживанию государственного  долга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Налоговая политика

      Налоги, как известно, являются одним из источников финансирования всех направлений  деятельности государства и экономическим  инструментом реализации государственных  приоритетов. Налог - одно из проявлений суверенитета государства. Этим они отличаются от доходов с государственных имуществ и займов. Право взыскивать налоги всегда было одним из суверенных прав государства, так же, как чеканка монеты и отправление правосудия, следовательно, налоги устанавливаются в одностороннем порядке, однако противоречие между согласием на установление налогов и принудительным характером их взыскания только внешнее. Налоги и их функции  отражают реальный базис, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике.

      Нало́г – обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Все налоги подразделяются на несколько видов:

1)Прямые и косвенные

В общем, налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления. Прямыми налогами можно назвать такие, как личный подоходный налогналог на прибыль и подобные. К косвенным налогам относятся налог с продажналог на добавленную стоимость и другие.

2)Аккордные и подоходные

Также принято различать аккордные и подоходные налоги. Первые государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента. Таким образом,

.

Под последними же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода (Y). Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога(t), которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога (q): просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода. То есть,

 или  , где:      

3)Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные

     Подоходные  налоги сами делятся на три типа:

  • Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка зависима прямо пропорционально от уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растет и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает.
  • Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога обратно пропорциональна уровню дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растет, если доход уменьшается.
  • Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

     Взимание  налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принциповформ и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

      Под налогом понимается принудительное изымание государственными налоговыми структурами с физических и юридических лиц, необходимое для осуществления государством своих функций.

      Положение налогового права служат отправным  моментом в осуществлении налоговой политики. Таким образом, налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

      В условиях высокоразвитых рыночных отношений  налоговая политика используется государством для перераспределения НД в целях  изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

      Задачи  налоговой политики сводятся к: обеспечению  государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования  хозяйства страны в целом; сглаживанию  возникающего в процессе рыночных отношений  неравенства в уровнях доходов населения.

      Можно выделить три типа налоговой политики.

      Первый  тип - политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.

      Второй  тип - политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

      Третий  тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

      При сильной экономике все указанные  типы налоговой политики успешно сочетаются. Для Казахстана характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

II.1. Стратегия и тактика налоговой политики

 

      Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности  воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика - это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.

      Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, - это налоговая стратегия, а на текущий момент - налоговая  тактика. Тактика и стратегия  незаменимы, если государство стремится  к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи:

      экономические - обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

      социальные - перераспределение НД в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения  падения доходов населения;

      фискальные - повышение доходов государства;

      международные - укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Информация о работе Бюджет и налоговая политика