Бюджет и финансовая политика. Бюджетный дефицит и государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение сущности и функции государственных финансов, их влияния на развитие общества и выявление путей совершенствования российской системы государственного финансового контроля.
Изучение аспектов данной темы будет способствовать финансовой стратегии российского государства, выработке подходов к преодолению сложнейших экономических, социальных и территориальных диспропорций в развитии страны. Таким образом, тема исследования представляется достаточно актуальной.

Оглавление

Введение……………………………………………………………. 5
1. Государственные финансы: сущность и структура..…………. 7
1.1. Сущность государственных финансов………………………. 7
1.2. Функции государственных финансов…………………….… 8
1.3. Принципы и роль государственных финансов…………….. 10
1.4. Сущность и роль государственных финансов в России….. 11
2. Государственная финансовая политика………………………. 16
2.1. Основные направления финансовой политики……..……… 16
2.2. Механизм реализации финансовой политики……………… 18
3. Государственное регулирование финансов. 22
4. Российский бюджет и перспективы повышения эффективности его функционирования……………………………………………………… 25
4.1. Госбюджет России на 2011-2013г.г………………………… 25
Заключение…………………………………………………………. 28
Список использованной литературы…………………………….. 30

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

    2. Увеличение сбора налогов достигается путем расширения налогооблагаемой базы, сокращения просроченной задолженности, усиления финансового контроля, изменения порядка зачисления платежей по уровням бюджетной системы, введения государственной монополии на производство алкогольной продукции.

    3. Стратегический курс в сфере  государственных финансов — это  прежде всего реальный бюджет. Реальный бюджет — это и возможность его исполнения в соответствии с утвержденными параметрами, что во многом зависит от макроэкономических показателей развития экономики. Важнейший из них — уровень инфляции, определяющий динамику денежной массы и ее соответствие спросу экономики на деньги. Масштабы денежной эмиссии, заложенные в источниках финансирования дефицита бюджета, не могут служить основным ориентиром для прогнозирования уровня инфляции.

    4. Большое значение имеет стабилизация валютного курса рубля. Проводимая в последние годы денежно-кредитная политика «подталкивает» и вынуждает население к использованию иностранной валюты в качестве основной формы сбережений в целях снижения инфляционного риска. Это негативно влияет на валютный курс рубля, искажая реальное соотношение рубля и доллара по паритету покупательной способности. Такие вложения носят в основном спекулятивный характер и напрямую зависят от макроэкономических показателей.

    5 . Одна из проблем федерального бюджета — повышение отдачи от использования государственной собственности. Необходимо повысить персональную ответственность представителей государства в органах управления корпораций, доля акций которых принадлежит государству, за эффективное использование активов, налаживание кооперационных связей и создание условий для привлечения инвестиций. Соответствующие положения должны быть предусмотрены в контрактах, заключаемых с представителями государства. Следует обеспечить поступление в бюджет дивидендов, арендной платы от использования государственного имущества.

    Вопросы управления государственной собственностью неотделимы от дальнейшего развития бюджетного федерализма. Повышение заинтересованности субъектов РФ в получении доходов от государственной собственности возможно через механизмы налоговых отчислений в бюджеты регионов либо предоставления права установления и взимания сборов за использование местной инфраструктуры при эксплуатации высокорентабельных месторождений.

    6. Для формирования доходной базы бюджетов всех уровней особое значение имеет проблема их кассового исполнения. В процессе управления финансовыми потоками государства возникают временные кассовые разрывы. Эти ресурсы могли бы эффективно использоваться на покрытие временных кассовых разрывов бюджета.

    7. Необходима ориентация финансовой и денежно-кредитной политики России на ее геополитические интересы.

    Таким образом, для стабилизации экономики и финансовой системы необходимо:

  • обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей;
  • реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы;
  • установить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке;
  • стабилизировать валютный курс рубля через усиление контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы;
  • реформировать систему казначейского исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения;
  • ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок.

    Важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую  политику, направленную на интересы широких  слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Преодоление финансового кризиса находится в плоскости макроэкономической стабилизации на базе оживления, развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Государственное регулирование финансов

    Государство формирует финансовую политику и  осуществляет законодательное регулирование  финансов на макро- и микроуровнях.

    Государственное регулирование представляет собой  законодательно оформленную систему воздействия на финансовые процессы в социально-экономической жизни общества.

    Все направления государственного регулирования  между собой взаимодействуют  и влияют друг на друга. Выявление  этих взаимосвязей имеет большое  значение для функционирования финансовой системы. Воздействие государства на экономику осуществляется через систему законодательных актов, государственных и муниципальных законодательных, представительных и исполнительных органов власти.

    В основу государственного регулирования  заложена определенная финансовая концепция. Различают две наиболее противоположные по формам реализации мировые концепции государственного финансового регулирования: монетаризм и кейнсианство.

    Монетаризм  приветствует свободный нерегулируемый рынок с ограничением государственного вмешательства в экономику поддержанием стабильного темпа роста денежной массы. Он широко используется Международным валютным фондом и Организацией экономического сотрудничества и развития для реализации программ финансовой стабилизации государств, испытывающих финансовые трудности и привлекающих внешние источники централизованного финансирования бюджетного дефицита и дефицита платежного баланса.

    Рестриктивная политика монетаризма основывается на сокращении государственных расходов и повышении налогов. Цель такой политики — сокращение покупательной способности населения, уменьшение бюджетного дефицита и снижение уровня инфляции. Одновременно это вызывает замедление экономического роста. Сокращение спроса приводит к трудностям сбыта и падению темпов прироста выпускаемой продукции. Сдерживание спроса предприятий путем проведения жесткой денежной политики не создает условий для прироста производства продукции, который может обеспечить снижение цен. В конечном счете задача сводится к переориентации ресурсов от потребления к накоплению. Сложность ее реализации обусловлена возможным усилением стагнации производства. Политика ограничения спроса усиливает конкуренцию и возможность банкротства, а также социальную напряженность в обществе.

    Противоположностью монетаризму является широко применяемая в последние десятилетия финансовая концепция кейнсианства. В основе ее — государственное регулирование и государственная поддержка проводимых в экономике преобразований. Кейнсианство основано на экспансионистской финансовой политике, включающей расширение государственных расходов и снижение налогов, а также экспансионистской денежно-кредитной политике, связанной с расширением денежной массы в обращении.

    Увеличение  государственных расходов стимулирует  рост производства, а значит, и рост инвестиций и вложений в человеческий капитал. Экспансионистская политика требует жесткого контроля за ценами, так как издержки производства имеют тенденцию к росту. Контроль необходим и в связи с риском роста инфляции, процентных ставок, налогов.

    Выбор форм государственного регулирования  финансов особенно сложен в российской экономике при проведении структурных  преобразований. Отсутствие достаточных  накоплений в частном секторе  означает невозможность быстрой  переориентации финансирования с государственных источников на собственные средства предприятий. Применение мирового опыта без учета конкретных особенностей и состояния экономики России способствовало усугублению кризисных процессов.

    Политика  экономического роста, как правило, включает такой элемент государственного регулирования, как девальвацию национальной валюты, которая снижает цену продукции, а следовательно, и затраты на производство и реализацию, повышает ее конкурентоспособность на мировом рынке. В то же время она сдерживает внутреннее потребление из-за падения заработной платы. Девальвация приводит к удорожанию импорта и удешевлению экспорта, возрастанию размеров внешнего долга и увеличению расходов на выплату процентов по нему. Стимулирование экспорта имеет большое значение для погашения внешних обязательств Российского государства. Для нормального состояния платежного баланса рост экспорта должен опережать рост им порта и покрывать возросшие расходы по обслуживанию внешнего долга. Для внутреннего состояния экономики имеет значение сокращение издержек производства и обращения, себестоимости по уровню, превышающему снижение цен. В этом случае преимущество получает прибыль. Возрастание прибыли позволяет обеспечить рост инвестиций одновременно с расширением производства.

    Результатом свободного ценообразования, являются уравновешивание спроса и предложения, достижение стабильности. Кейнсианская школа считает, что цены малоподвижны и не могут быстро реагировать  на состояние спроса и предложения.

    Между уровнем цен и денежной массой существует тесная зависимость. Так считают монетаристы. Поэтому если бюджетный дефицит покрывается за счет эмиссии, то это стимулирует инфляцию и рост цен. Для устранения этого негативного явления Центральный банк должен строго контролировать прирост денежной массы.

    Рост  цен в секторе, защищенном от конкуренции, всегда выше. Чем выше степень монополизма, тем выше инфляция издержек население в ожидании очередного повышения цен компенсирует потери путем приобретения товаров или иностранной валюты. Без стабильности цен насыщение рынка продукцией, товарами, работами и услугами невозможно. Очень важно проводить политику снижения себестоимости, так как это один из основных факторов роста цен.

    4. Российский бюджет  и перспективы  повышения эффективности  его функционирования. 

    4.1. Госбюджет России  на 2011-2013г.г.

    На  пленарном заседании в среду, 20 октября, Госдума приняла в первом чтении проект госбюджета на 2011-2013 годы. Законопроект, опубликованный Минфином, обрел несколько принципиальных новшеств — это план внешних займов всего в 4,5 млрд долларов и реструктуризация до 2016 года ранее выданных бюджетных кредитов. Впервые в законе зафиксирован прямой запрет на любой рост числа федеральных госслужащих и сотрудников казенных и бюджетных учреждений.

    Бюджет рассчитывался исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 50,389 трлн. рублей и уровня инфляции до 6,5% в 2011 году, 55,95 трлн. рублей и 6% - в 2012 г. и 61,92 трлн. рублей и 5,5% в 2013 г. соответственно.

    Проект  готовили с учетом того, что среднегодовая цена на нефть Urals будет стоить 75 долларов за баррель в 2011 г., 78 долларов - в 2012 г. и 79 долларов - в 2013 г.

    Доходы  федерального бюджета в 2011 г. составят 8,844 трлн. рублей, или 17,6% ВВП, расходы - 10,658 трлн. , или 21,2% ВВП, дефицит - 3,6% ВВП.

    В 2012 году доходы федерального бюджета  составят 9,5 трлн. рублей (17% ВВП), расходы - 11,238 трлн. (20,1% ВВП), дефицит - 3,1% ВВП.

    Доходы  федерального бюджета в 2013 г. составят 10,38 трлн. рублей (16,8% ВВП), расходы - 12,17 трлн. (19,7% ВВП), а дефицит - 2,9 % ВВ

    Макроэкономические  параметры бюджета на 2011—2013 годы остались теми же, тем не менее Минфин в нем окончательно закрепил фактический отказ от финансирования дефицита бюджета через внешние займы. Предел внешних займов РФ на 2011 год установлен, как и оговаривалось ранее, в $7 млрд, однако программа заимствований установлена на уровне всего $4,5 млрд. Учитывая погашения внешнего госдолга на $1,4 млрд, на покрытие дефицита бюджета Минфин планирует занять за пределами РФ до $3,6 млрд — вдвое меньше, чем в 2010 году. Основной источник финансирования дефицита в 1,8 трлн руб.— внутренние займы и, вероятно, средства от приватизации. Внешний долг Белый дом предпочитает наращивать госгарантиями, в том числе экспортными (данные о последних засекречены, в целом объем засекреченных приложений к бюджету в 2010 году ощутимо больше, чем ранее).

    Законопроект  детально определяет развитие системы кредитов федерального бюджета регионам — внеплановое субсидирование второго уровня бюджетной системы в 2011—2013 годах будет заметно более «коммерческим». Правда, ставки по кредитам и суммы невелики: всего Минфин резервирует на кредиты 118 млрд руб., ставки кредита на дорожное строительство — треть ставки рефинансирования ЦБ, по кассовым разрывам — 0,5 ставки ЦБ, по кредитам на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций ставка кредита нулевая. При этом значительная часть законопроекта посвящена открывающейся программе реструктуризации долгов регионов и юрлиц по бюджетным кредитам — их предлагается консолидировать и, списав штрафы и пени, погашать равномерными долями до 1 января 2016 года.

    Впервые закон о бюджете содержит прямой запрет на увеличение в 2011 году численности федеральных госслужащих, работников федеральных казенных учреждений и федеральных бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств. Категоричность этого решения подчеркнута формулировкой: «Правительство РФ не вправе принимать решения…», пункт вынесен на первое место в разделе.

Информация о работе Бюджет и финансовая политика. Бюджетный дефицит и государственный долг