Бюджет и бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:23, контрольная работа

Краткое описание

В современной экономической системе государство выполняет ряд общественно-значимых функций. Успешная их реализация предполагает, что каждая государственная программа должна иметь соответствующую финансовую поддержку. Государство использует финансовые ресурсы, аккумулируемые бюджетной системой за счет налогов и других видов доходов, на финансирование программ расходов.

Файлы: 1 файл

Бюджет и бюджетная система РФ.doc

— 407.37 Кб (Скачать)

 

Проект федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года подготовлен исходя из прогноза, в соответствии с которым:

 

в 2008 году  объем ВВП составит 35 000 млрд. рублей, темп его роста – 106,1 %, индекс-дефлятор ВВП – 107,5 %, целевой уровень инфляции (верхняя граница) – 7 % при среднегодовом курсе доллара США к рублю – 25,9 рубля за доллар США и цене на нефть марки «Юралс» - 53 доллара США за баррель;

 

в 2009 году объем ВВП - 39 690 млрд. рублей, темп его роста – 106,0 %, индекс-дефлятор ВВП – 107 %, целевой уровень инфляции (верхняя граница) – 6,5 % при среднегодовом курсе доллара США к рублю – 26,2 рубля за доллар США и цене на нефть марки «Юралс» - 52 доллара США за баррель;

 

в 2010 году  объем ВВП - 44 800 млрд. рублей, темп его роста – 106,2 %, индекс-дефлятор ВВП – 106,3 %, целевой уровень инфляции (верхняя граница) – 6 % при среднегодовом курсе доллара США к рублю – 26,8 рубля за доллар США и цене на нефть марки «Юралс» - 50 долларов США за баррель.

 

Макроэкономические условия разработки прогноза характеризуются некоторым замедлением роста экономики при постепенном снижении мировых цен  на нефть, уменьшением уровня инфляции и ослаблением обменного курса рубля к доллару США.

 

3. В 2007 - 2010 годах прогнозируется прирост объема ВВП в условиях превышения темпов роста реальной заработной платы (на 11,5 – 4,4 п.п.), инвестиций в основной капитал (на 11,5 – 7,2 п.п.) над темпами роста прибыли в реальном исчислении (101,3  - 103,8 %, по расчетам Счетной палаты) при ускорении темпов роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий, значительном снижении индексов-дефляторов ВВП (на 8,5 – 9,8 процентного пункта по сравнению с уровнем 2006 года).

 

В 2003 - 2006 годах прирост объема ВВП происходил в условиях темпов роста прибыли в реальном исчислении (178,7 - 113,3 %, по расчетам Счетной палаты), в основном опережающих темпы роста реальной заработной платы (110,9 - 113,4 %), инвестиций в основной капитал (112,5 - 113,7 %) при снижении темпов роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий. Индексы-дефляторы ВВП в 2003 – 2006 годах составляли 114 – 120,1  %.

 

При этом, по расчетам Счетной палаты, если в 2003 - 2006 годах прирост прибыли на 1 рубль прироста ВВП существенно опережал прирост фонда заработной платы на 1 рубль прироста ВВП, то в 2007 - 2010 годах, наоборот, прирост фонда заработной платы на 1 рубль прироста ВВП будет значительно превышать прирост прибыли на 1 рубль прироста ВВП.

 

Учитывая изложенное, объемы ВВП, прибыли по всем видам деятельности, инвестиций в основной капитал, фонда заработной платы, рост реальных доходов населения, индексы-дефляторы ВВП, оцениваемые  в  2007 году и прогнозируемые на  2008 - 2010 годы, по мнению Счетной палаты, требуют дополнительного обоснования.

 

4. Сравнительный анализ данных о темпах роста ВВП и сводных индексов, рассчитанных Счетной палатой на основе данных об изменении физического объема инвестиций в основной капитал, оборота розничной торговли, объема платных услуг населению, экспорта и импорта товаров и услуг, представленных в прогнозе и используемых при исчислении использованного ВВП за 2004 – 2010 годы, показал, что в 2007 году сводный индекс (106,2 %) на 0,3 процентного пункта ниже реального темпа роста ВВП (106,5 %), а в 2009 году лишь на 0,1 процентного пункта выше темпа роста ВВП (106 %).

 

Учитывая, что данная динамика отличается от динамики указанных  показателей за 2004 - 2006 годы, когда сводный индекс на 0,4 - 1,5 процентного пункта превышал темпы роста ВВП, прогнозные значения темпов роста ВВП и указанных макроэкономических показателей требуют дополнительного обоснования.

 

5. По мнению Счетной палаты, нуждаются в дополнительной аргументации прогнозируемые в 2007 - 2010 годах темпы роста производительности труда, превышающие темпы роста ВВП на 0,2 - 0,5 процентного пункта. В 2002 - 2006 годах темпы роста производительности труда были ниже темпов роста экономики при ежегодном приросте совокупных затрат труда, который обеспечивал часть прироста ВВП.

 

6. Уровень инфляции по состоянию на 7 мая 2007 года составил 4,2 % (к декабрю 2006 года), что превышает половину верхнего предела целевого уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год».

 

В соответствии с материалами прогноза снижение темпов прироста потребительских цен в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 1 процентный пункт (с 9 до 8 %) будет связано в основном с замедлением на 1,9 процентного пункта роста цен на продовольственные товары (с 8,7 до 6,8 %). Однако в 2007 году по сравнению с 2006 годом предполагается более существенный прирост цен на сельскохозяйственную продукцию, индекс-дефлятор на продукцию сельского хозяйства (108,7 %) будет выше на 3,5 процентного пункта, чем в 2006 году  (105,2 %), что может привести в 2007 году к росту цен на продовольственные товары отечественного производства.

 

Необходимо также учитывать, что в январе - апреле 2006 года темпы прироста цен на продовольственные товары были практически в 2 раза выше, чем в январе - апреле 2007 года, на что повлияли, в том числе, более высокие темпы прироста цен на плодоовощную продукцию. В начале 2007 года резкого скачка цен на плодоовощную продукцию не происходило, следовательно, можно ожидать, что сезонное снижение цен будет не столь значительным. Это может привести к более существенному росту цен на продовольственные товары в оставшийся период 2007 года по сравнению с 2006 годом.

 

В целом, по оценке Счетной палаты, в 2007 году сохраняются инфляционные риски, в зависимости от степени реализации которых инфляция может превысить  уровень представленной годовой оценки – 7-8 %.

 

Одним из факторов снижения инфляции в 2008 - 2010 годах предположительно будет замедление роста цен (тарифов) на платные услуги населению.

 

Сравнительный анализ данных о приросте цен (тарифов) на платные услуги населению (из расчетов уровня инфляции) с динамикой индексов-дефляторов объема платных услуг населению показал, что в 2006 - 2007 годах индекс цен (тарифов) на 0,2 - 0,3 процентного пункта превышал соответствующий индекс-дефлятор. В 2008 - 2010 годах прогнозируется обратная тенденция - превышение индексов-дефляторов над темпами роста цен (тарифов) от 0,8 до 0,5 процентного пункта, что, по мнению Счетной палаты, требует дополнительного обоснования.

 

В среднесрочной перспективе прогнозируется снижение прироста контрактных цен на импортируемые продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) с 15,2 % в 2006 году до 7 % в 2007 году, 3 % в 2008 году, 2 % в 2009 году и 1 % в 2010 году.

 

В прогнозе предполагается, что одним из факторов сдерживания инфляции в 2008 -2010 годах будет увеличение предложения отечественных товаров, развитие конкуренции, что, можно предположить, приведет к импортированию более высококачественных товаров по более высоким контрактным ценам.

 

Одновременно прогнозируется ослабление обменного курса рубля к доллару США на 1,1 % в 2009 году и на 2,2 % в 2010 году, что приведет к росту цен на импортные товары, реализуемые на внутреннем рынке, и будет оказывать повышающее влияние на рост инфляции.

 

Учитывая изложенное, по мнению Счетной палаты, предусматриваемые верхние пределы уровня инфляции в 2008 - 2010 годах (7 - 6 %) требуют уточнения.

 

В прогнозе уровня инфляции факторы, сдерживающие ее рост, связаны с излишне оптимистичной оценкой усиления роста предложения отечественных товаров, развития конкуренции, снижения темпов роста импорта и в недостаточной степени учтены факторы, оказывающие повышающее влияние на рост инфляции, прежде всего связанные с ослаблением курса рубля к доллару США.

 

7. В 2008 - 2010 годах прогнозируется снижение темпов роста реальных располагаемых доходов населения и реальной заработной платы, которые составят в 2008 году 109,1 % и 110,8 % соответственно, в 2009 году - 108 % и 108,8 %, в 2010 году – 107,5 % и 108,2 %. Рост прожиточного минимума в среднем на душу населения будет продолжать опережать рост потребительских цен. Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в прогнозируемый период хотя и уменьшится, но будет оставаться значительной (15 млн. человек в 2010 году).

 

8. В условиях перехода к разработке и утверждению федерального бюджета на трехлетний период в форме закона и реализации принципов бюджетного планирования, ориентированного на результат, принципиально меняется значение и повышаются требования к качеству прогноза социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период. Он должен не только с большой степенью надежности определять исходные условия для разработки проекта федерального бюджета, но и иметь целевой характер, то есть отражать результаты реализации поставленных целей и задач в среднесрочной перспективе, что является критерием эффективности проводимой социально-экономической политики государства и качества государственной системы прогнозирования.

 

За 2007 – 2010 годы реальный объем  ВВП увеличится на 27,2 %,  в то  время как за 2003 - 2006 годы он вырос на 30,6 %. В целом за 2001 – 2010 годы реальный объем ВВП увеличится в 1,8 раза, что не позволяет решить задачу удвоения ВВП за десять лет, поставленную Президентом Российской Федерации.

 

Прогнозируется постепенное снижение целевого параметра  инфляции (декабрь к декабрю) с 7 – 8 % в 2007 году до 5 - 6 % в 2010 году, однако это не решает задачу снижения уровня инфляции до 3-4 % в год, поставленную Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании.

 

Анализ динамики макроэкономических показателей, сложившейся за последние годы, показывает их существенное отклонение от прогнозируемых значений. В целом с 2000 года прослеживается четкая закономерность: фактические объемы ВВП, темпы  роста ВВП и уровень инфляции практически ежегодно оказываются выше прогнозных показателей.

 

Допущены отклонения основных характеристик проекта федерального бюджета на 2008 - 2010 годы от параметров перспективного финансового плана на 2007 - 2009 годы, установленных на 2008 и 2009 годы, что свидетельствует о необходимости повышения качества прогнозирования доходов федерального бюджета и планирования бюджетных расходов.

 

В 2007 году не подготовлен сводный доклад Правительства Российской Федерации о результатах и основных направлениях деятельности на 2008 – 2010 годы, в котором были бы отражены стратегические цели, задачи и показатели деятельности Правительства Российской Федерации,

 

Сдерживающее влияние на социально-экономическое развитие в 2008 - 2010 годах и долгосрочной перспективе может оказать то, что в 2006 году и в 1 квартале 2007 года не реализован ряд мер институционального характера, предусмотренных в программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), не утверждено значительное количество отраслевых стратегий развития.

 

Сопоставление материалов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года с материалами прогнозов за предыдущие годы показало существенное сокращение количества аналитических таблиц по использованию ВВП, отсутствие данных счета производства и счета образования доходов, что снизило прозрачность прогноза.

 

9. Решение задачи дальнейшего удлинения горизонта бюджетного планирования, разработки и использования долгосрочных (на период до 10 - 15 лет и более) бюджетных прогнозов, поставленной Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании, требует повышения качества и надежности прогноза основных макроэкономических показателей, усиления целевой направленности прогнозов, качественного повышения уровня всей системы прогнозирования, включающей критерии устойчивости развития и оценки рисков.

 

10. Приняты меры, направленные на реализацию задач, поставленных в  Послании Президента Российской Федерации и Бюджетном послании.

 

Правительством Российской Федерации впервые разработаны и представлены в Государственную Думу проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на трехлетний период. Стабилизационный фонд преобразован в Резервный фонд и Фонд будущих поколений.

 

Приняты меры по реализации основных направлений налоговой политики, предусмотренных Бюджетным посланием, в части исключения чрезмерно обременительных процедур зачета (возврата) платежей по налогу на добавленную стоимость.

 

Принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

В проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 и на период до 2010 года» предусмотрено финансирование мер по поддержке авиастроения, программы фундаментальных исследований, повышение окладов военнослужащим по воинской должности и воинскому званию, увеличение среднегодового размера пенсии.

 

В Бюджетном послании определены основные задачи совершенствования  налогового законодательства, направленного на создание благоприятных условий для функционирования коммерческих организаций в социально значимых областях, снижение масштабов уклонения от налогообложения, стимулирование потребления более качественных товаров; повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.

 

Вместе с тем до настоящего времени в Налоговый кодекс Российской Федерации не внесены изменения, направленные на урегулирование налогообложения некоммерческих организаций, а также на совершенствование налогового контроля в целях минимизации налогов.

 

До настоящего времени Правительством Российской Федерации не выработаны предложения по дифференциации ставки акциза на бензин, исходя из его качества, имея в виду установление более низкой ставки на высококачественный бензин и более высокой ставки на бензин низкого качества.

 

Правительством Российской Федерации не разработаны критерии и методики определения степени эффективности достижения поставленных целей и решения задач.

 

В Послании Президента Российской Федерации и Бюджетном послании поставлена задача развития транспортной инфраструктуры, существенного увеличения пропускной способности и повышения безопасности автомобильных дорог, развития улично-дорожной сети. В Послании Президента Российской Федерации предложено дополнительно выделить еще 100 млрд. рублей на завершение строительства мостовых переходов, ремонт федеральной трассы Москва – Дон, на развитие улично-дорожной сети, то есть на благоустройство российских городов.

 

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту предусматривается направить в 2007 - 2010 годах на эти цели 100 млрд. рублей.

 

В законопроекте расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)» не превышают объемы финансирования, предусмотренные паспортом программы при ее утверждении.

Информация о работе Бюджет и бюджетная система РФ