Безработица: виды, причины, последствия, способы борьбы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Проблема занятости - одна из актуальнейших проблем экономического развития.
Большинство западных стран накопили достаточный опыт политики занятости, но для России - это относительно новые проблемы. Их актуальность требует изучения накопленного опыта, учета страновой специфики.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….
Глава 1. Безработица, её структура и виды…………....
1.1 Сущность безработицы……………………………………………..
1.2 Виды безработицы………………………………………………….
Глава 2. Причины возникновения безработицы и её последствия…
2.1. Причины и факторы, способствующие безработице……………..
2.2. Последствия безработицы…………………………………………….
Глава 3. Анализ проблемы безработицы в РФ с 1992 по 2009 года
3.1 Уровень безработицы в РФ…………………………………
3.2 Государственная политика в области занятости в РФ……………..
3.3.Пути решения проблемы безработицы в РФ………………………
Заключение
Список используемой литературы…………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 573.24 Кб (Скачать)

Гендерно-семейные особенности российских безработных, наконец, 2009 г., %

Самый высокий удельный вес среди безработных по возрасту приходится на молодежь 20-24 лет (21,8 %). Здесь тендерный признак не играет существенной роли (22,3 % среди мужчин, 21,2 % среди женщин).

 

Общая динамика безработных по возрасту в тендерных группах

Группой наиболее высокого риска и угрозы стать безработным являются молодые люди в возрасте от 20 до 29 лет. Наиболее высокий рост безработицы характерен для сельской молодежи (в 2 раза выше, чем в 1992 г.).

В финансово-банковской сфере рынок труда до финансового кризиса 1998 г. был очень динамичным и быстро расширялся, но после финансового кризиса он резко сократился, серьезно деформировался, что сопровождалось сокращением числа занятых (особенно в банковском секторе), усилением нисходящей социальной мобильности специалистов.

Социальные негативные последствия безработицы связаны с переходом индивида из одного статусного состояния (занятого трудовой деятельностью) в другое (безработный) проявляются: в виде усиления депрессии, снижения уровня социального оптимизма, разрыва устоявшихся коммуникативных связей, изменения ценностных ориентаций, перехода в маргинальное состояние. Главное в том, что индивид лишается материальной базы своего развития, падают уровень и качество его жизни.

 

Структура экономически активного населения России в 2009 г., млн. человек

Продолжительность безработицы (или продолжительность поиска работы) является важным социально-психологическим показателем и представляет собой время, в течение которого человек, потерявший работу, ищет возможность нового трудоустройства, используя для этого любые способы.

Наиболее активно используются такие формы поиска работы, как:

  • обращение в государственную, в коммерческую службы занятости;

  • подача объявлений в печать, отклик на объявления;

  • обращение к друзьям, родственникам, знакомым;

  • непосредственное обращение к администрации, работодателю — интернет-поиск и инициативная рассылка резюме по адресам потенциальных работодателей — форма трудоустройства, используемая преимущественно безработными возрастных групп от 20-24 до 40-44 лет.

Средняя продолжительность поиска нового места работы составила: 4,4 мес. в 1992 г.; 9,7 мес. в 1999 г.; 7,7 мес. в 2009 г. Это довольно длительный период, что объясняется конкуренцией на рынке труда и занятости, а также его ограниченностью, особенно в регионах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3.2 Государственная политика в области занятости в РФ.

 

Проблема занятости населения является составной частью государственного регулирования на рынке труда. Важными элементами деятельности государства выступают активная антиинфляционная политика и противодействие вынужденной безработице, устранение неравномерности в распределение трудовых ресурсов, создание условий для их нормального воспроизводства и ослабление социальной напряженности в обществе.

Основной целью государственной политики занятости является:

  • формирование благоприятных условий для занятости населения;
  • обеспечения предприятий работниками через экономическую стабилизацию;
  • повышение качества и конкурентоспособности работников,
  • развитие системы обучения кадров;
  • действия государственных органов по вопросам занятости.

Состояние рынка труда является результатом множества экономических и социальных факторов. Поэтому результативность политики занятости зависит от эффективности действий государства в различных направлениях его общей социально-экономической политики (пенсионная, молодежная, социальная, образовательная политика).

Государство использует экономические, административные, законодательные и организационные формы регулирования. Например:

  • Преодоление дефицита рабочих мест посредством инвестиций, налоговых льгот, развития предпринимательства;
  • Улучшение качества рабочей среды (условия труда, заработная плата, эффективное использование рабочих мест);
  • Совершенствование социальной поддержки населения, развитие программ и услуг, реализуемых через государственные органы по вопросам занятости и систему профессиональной подготовки.

Правительство РФ осуществляет политику занятости в соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации». Финансировалась она сначала из средств Государственного фонда занятости, а с 2001г. – из федерального и местного бюджетов. Основными инструментами осуществления политики занятости являются соответствующие международной практике и российскому законодательству активный и пассивный методы.

Активная политика занятости – меры, которые способствуют снижению безработицы до её минимального (естественного) уровня. Основными инструментами такой политики признаются профессиональная подготовка и переподготовка кадров. К средствам активной политики занятости относятся:

  • информация о рынке труда;
  • содействие в трудоустройстве;
  • профессиональное обучение безработных;
  • общественные работы и организация временной занятости подростков;
  • поддержка предпринимательской активности безработных и самостоятельной занятости.

Пассивная политика занятости – меры, которые направлены на сглаживание негативных последствий безработицы, материальную поддержку безработных и предоставление простейших услуг по подбору рабочего места через государственные органы по вопросам занятости.

Государственными органами создаются: центры профориентации и психологической поддержки населения, учебные, социально-деловые и информационно-консультативные центры, молодежные биржи труда и т.п.

Нормативно-правовыми основами деятельности органов по вопросам занятости являются Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон «О занятости населения в Российской Федерации», конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ) и др.

Мировая практика регулирования трудовых отношений свидетельствует, что отдельный работник – наиболее слабый и уязвимый юридический объект, и законодательство должно обеспечивать большую степень его защищенности. Формирование политики занятости должно быть направлено на систему мер по предотвращению вынужденной, превышающей естественный уровень безработицы и способствовать скорейшему возвращению граждан, потерявших работу, в сферу занятости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3.3.Пути решения проблемы безработицы в РФ

 

Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда. Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы. В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства и ресурсообеспеченностью. Стабилизация и рост производства должны стать отправным пунктом для достижения и поддержания эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы.

 

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

1)  Улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда).  Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

2)  Устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

          а) создание развитого рынка жилья;

         б) увеличение масштабов жилищного строительства;

         в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработных, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия  оказалась устаревшей.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей, для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание условий для роста спроса на товары. Так как  спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

  • стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, -  занятости на них;
  • поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.
  • создание условий для сокращения предложения труда.

Чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже притом же числе свободных рабочих мест. Сократить  число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. Например, в России при упразднении органов управления союзного уровня мужчинам, которые работали в их штатах, позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу, а поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

 

Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

  • экономическая стимуляция занятости молодежи;
  • создание специальных фирм, которые предлагают работу конкретно для молодежи
  • открытие центров обучения для молодых людей, в которых обучают наиболее преспективным профессиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы - ключевый вопрос в рыночной экономике, и не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики.

Исследовав, особенности безработицы в России, её регулирования и проблемы занятости, можно сделать выводы, что в настоящее время в России особенную опасность вызывают увеличение скрытой безработицы, рост обращающихся в службу занятости, быстрое развитие в теневой экономике.

Также остро ощущается отсутствие информации по вопросам использования рабочей силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда.

Что касается области занятости населения, то можно выделить очевидный наклон в сторону изучения проблем безработицы и социальной защиты лиц, которые нуждаются в трудоустройстве. В то же время вопросы эффективности использования рабочей силы на предприятиях и в организациях различных форм собственности, движения рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм, формирования которого, будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

Информация о работе Безработица: виды, причины, последствия, способы борьбы