Безработица. Причины, виды, последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 14:20, курсовая работа

Краткое описание

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Цель, к которой необходимо стремиться - полная занятость. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 3
1. Теоретические основы экономического понятия безработица………. 6
2. Анализ безработицы в России…………………………………………. 19
3. Пути снижения безработицы и роль государства в стимулировании занятости……………………………………………………………………. 25
Заключение…………………………………………………………………. 33
Список использованной литературы……………………………………... 35

Файлы: 1 файл

экон.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

       -финансирование государством специальных  программ помощи конкретным социальным группам на рынке труда — попавшим 
под сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи и т.п.;

       -адаптация безработных к изменившимся  требованиям рынка 
через систему профессиональной подготовки при максимальном 
учете имеющейся базовой квалификации;

      -упрощение процедуры регистрации безработных в службах занятости.

     4. Усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы.

       5. Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства. Система социального партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев — выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости.

     Важнейшей задачей социального партнерства  является устранение конфликтных ситуаций. К сожалению, партнеры наемных работников — государство и предприниматели нередко нарушают взятые на себя обязательства, что приводит к возникновению трудовых конфликтов в различных формах [6].

     В сложившейся в стране ситуации отсутствует  главное — равноправие сторон. Необходимо преодолеть отчуждение работника от его рабочей силы, привести цену рабочей силы в соответствие со стандартами цивилизованного мира. Новая рыночная модель труда предполагает ликвидацию всех форм принуждения людей к труду, свободный выбор сфер профессиональной деятельности, свободный перелив рабочей силы между отраслями, профессиональными группами, территориями, формирование оплаты труда по законам спроса, предложения и цены рабочей силы, создание системы государственных гарантий, социальной защищенности граждан от безработицы.

     Социальное  партнерство реализуется через  систему переговоров и заключаемых соглашений и договоров. Особое значение приобретает заключение коллективных договоров на предприятиях и в организациях там, где непосредственно происходит соединение владельцев рабочей силы и средств производства. В этих договорах должна быть предусмотрена взаимная заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективной экономической деятельности, развитии производства и конкурентоспособности товаров и услуг, росте трудовой и социальной активности, смягчении остроты социальных противоречий и нахождении конструктивных форм разрешения трудовых конфликтов. Для того чтобы социальное партнерство достигло своих целей, к заключению коллективных договоров надо подходить дифференцированно. При обсуждении коллективных договоров, их содержании и структуры нужно учитывать специфику предприятия, статус и характер его деятельности. Имеются в виду особенности предприятий в зависимости от форм собственности, размера и объема производства, их финансового состояния (рентабельное или убыточное), отраслевой принадлежности, местонахождения, состава работников, наличия социальной инфраструктуры.

     Учитывая  особенности российского рынка  труда в переходный период, можно  сделать вывод, что официально провозглашенный  курс более полного и эффективного использования ресурсов (включая  трудовые), в том числе за счет введения в действие различных форм хозяйственной деятельности, на нынешнем этапе реформ пока сопровождает разрушением трудового потенциала.

     Очевидно, что важнейшими приоритетами в борьбе с безработицей  в России являются переход к активной политике занятости в сочетании с макроэкономической стабилизацией и ростом производительности труда.

Многие  недостатки прежних государственных  программ в области занятости  и рынка труда были учтены  в последней «Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 гг.»,  одобренной распоряжением Правительства Российской федерации от 06.05.2003 г. за №568-р.

     В концепции достаточно объективно, в  том числе и в количественном выражении, представлены тенденции, сложившиеся  на российском рынке труда с 90-х  гг. ушедшего века, учитываются все наиболее острые его проблемы.

     Ключевой  задачей на рынке труда  определяется повышение эффективности занятости, и для ее решения обозначен  ряд приоритетных направлений. К  ним можно отнести: обеспечение  социальных гарантий безработным и слабоконкурентным группам населения; разграничение полномочий в области политики занятости и рынка труда между  уровнями власти; свободное перемещение трудовых ресурсов по территории и отраслям страны; поддержка малого предпринимательства и регулирование привлечения  и использования иностранной рабочей силы.

     Намечается  разработка прогноза потребности в  рабочих и специалистах по видам  экономической деятельности и регионам, и, соответственно – определение  объемов подготовки этих рабочих  и специалистов, а также необходимых для этого  бюджетных средств.

     Примечательно, что в Концепции Правительство  РФ в качестве  специального направления  своей деятельности выделяет содействие занятости, стимулирование создания и  сохранения рабочих мест, а также  совершенствование социального партнерства на отраслевых рынках труда.

     Для решения задач в этом направлении  предусмотрен широкий, но довольно целенаправленный спектр мер, таких как: экспертная оценка последствий вступления  страны в ВТО; налоговое стимулирование новых рабочих мест в «перспективных отраслях экономики»;  разработка и реализация специальных программ повышения производительности труда; анализ возможностей повышения занятости в «проблемных отраслях» (угольной, металлургической, топливно-энергетической, легкой промышленности); поддержка малого предпринимательства как для создания рабочих мест, в том числе на селе, так и для развития инфраструктуры  военных городков, закрытых административно-территориальных образований, территорий градообразующих  организаций;  разработка механизмов  взаимодействия  субъектов социального партнерства; развитие социально планирования в организациях; создание консультационных пунктов на предприятиях, где предусмотрено высвобождение работников и др. Концепция предполагает комплекс мер по развитию региональных рынков труда. Здесь предусмотрены территориальные программы содействия занятости. Так, выделена  необходимость осуществления  ряда мер по повышению  занятости на Северном Кавказе; поставлена задача дополнительного инвестирования местных учебных заведений силами отдельных хозяйственных организаций; говорится о необходимости разработки специальных программ занятости для территорий с градообразующими предприятиями, о  развитии местных  инициатив по поддержанию занятости.

     Проблема  регулирования трудовой миграции также выделена в отдельное направление  деятельности  правительства РФ. Среди мероприятий  этого направления следовало  бы подчеркнуть  довольно четко обозначенную приоритетность предоставления рабочих мест, прежде всего, российским гражданам и актуальность легализации мигрантов.

     В направлении содействия гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, на первое  место выдвинута  задача  точного учета безработных  по отдельным  группам  и категориям для реализации принципа адресности в работе служб занятости; предусматривается также разработка специальных программ  трудоустройства наименее  защищенных групп граждан.

     В области оптимизации  служб занятости  поставлена задача  развития системы  информационного  обеспечения органов  службы занятости, обеспечения доступной информации для клиентов этих служб.

     В целом данная Концепция представляет  собой шаг вперед  по сравнению  с  аналогичными предыдущими документами  Правительства Российской Федерации.

     Очевидно, что важнейшими приоритетами в борьбе с безработицей  в России являются переход к активной политике занятости в сочетании с макроэкономической стабилизацией и ростом производительности труда.

     Многие  недостатки прежних государственных  программ в области занятости  и рынка труда были учтены  в последней «Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 гг.»,  одобренной распоряжением Правительства Российской федерации от 06.05.2003 г. за №568-р.

     В концепции достаточно объективно, в  том числе и в количественном выражении, представлены тенденции, сложившиеся  на российском рынке труда с 90-х гг. ушедшего века, учитываются все наиболее острые его проблемы.

     Ключевой  задачей на рынке труда  определяется повышение эффективности занятости, и для ее решения обозначен  ряд приоритетных направлений. К ним можно отнести: обеспечение социальных гарантий безработным и слабоконкурентным группам населения; разграничение полномочий в области политики занятости и рынка труда между  уровнями власти; свободное перемещение трудовых ресурсов по территории и отраслям страны; поддержка малого предпринимательства и регулирование привлечения  и использования иностранной рабочей силы.

     Намечается  разработка прогноза потребности в  рабочих и специалистах по видам  экономической деятельности и регионам, и, соответственно – определение объемов подготовки этих рабочих и специалистов, а также необходимых для этого  бюджетных средств.

     Примечательно, что в Концепции Правительство  РФ в качестве  специального направления  своей деятельности выделяет содействие занятости, стимулирование создания и сохранения рабочих мест, а также совершенствование социального партнерства на отраслевых рынках труда.

     Для решения задач в этом направлении  предусмотрен широкий, но довольно целенаправленный спектр мер, таких как: экспертная оценка последствий вступления  страны в ВТО; налоговое стимулирование новых рабочих мест в «перспективных отраслях экономики»;  разработка и реализация специальных программ повышения производительности труда; анализ возможностей повышения занятости в «проблемных отраслях» (угольной, металлургической, топливно-энергетической, легкой промышленности); поддержка малого предпринимательства как для создания рабочих мест, в том числе на селе, так и для развития инфраструктуры  военных городков, закрытых административно-территориальных образований, территорий градообразующих  организаций;  разработка механизмов  взаимодействия  субъектов социального партнерства; развитие социально планирования в организациях; создание консультационных пунктов на предприятиях, где предусмотрено высвобождение работников и др.

     Концепция предполагает комплекс мер по развитию региональных рынков труда.

     Здесь предусмотрены территориальные  программы содействия занятости. Так, выделена  необходимость осуществления  ряда мер по повышению  занятости на Северном Кавказе; поставлена задача дополнительного инвестирования местных учебных заведений силами отдельных хозяйственных организаций; говорится о необходимости разработки специальных программ занятости для территорий с градообразующими предприятиями, о  развитии местных  инициатив по поддержанию занятости.

     Проблема  регулирования трудовой миграции также  выделена в отдельное направление  деятельности  правительства РФ. Среди мероприятий  этого направления  следовало  бы подчеркнуть  довольно четко обозначенную приоритетность предоставления рабочих мест, прежде всего, российским гражданам и актуальность легализации мигрантов.

     В направлении содействия гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, на первое  место выдвинута  задача  точного учета безработных по отдельным  группам  и категориям для реализации принципа адресности в работе служб занятости; предусматривается также  разработка специальных программ  трудоустройства наименее  защищенных групп граждан.

     В области оптимизации  служб занятости  поставлена задача  развития системы информационного  обеспечения органов  службы занятости, обеспечения доступной информации для клиентов этих служб.

     В целом данная Концепция представляет  собой шаг вперед  по сравнению  с  аналогичными предыдущими документами Правительства Российской Федерации.

 

Заключение 

  1. В экономике  существует несколько различных  представлений об экономической  природе безработицы: с точки  зрения классики снижение зарплаты стимулирует  спрос на труд и, стало быть, занятость; рост зарплаты увеличивает предложение труда, но задерживает спрос. Артур Пигу, так трактовал стихийное регулирование занятости: во время депрессии снижаются занятость, зарплата, цены. Но реальная зарплата, выраженная в корзине товаров, которые можно купить, падает медленнее, чем цены, или даже сохраняется на прежнем уровне. По Кейнсу, уровень занятости – функция  эффективного спроса, включающего ожидаемые расходы на потребление плюс инвестиции и определяющего экономическое поведение предпринимателя.
  2. В современной экономической литературе выделяется несколько основных видов и форм безработицы. Из них нами были рассмотрены структурная, фрикционная, естественная, циклическая, сезонная, частичная, застойная, зарегистрированная и скрытая, каждой из которых была дана краткая характеристика.
  3. Нами была рассмотрена сложившаяся ситуация, связанная с рынком труда и безработицей России. И мы  пришли к выводу, что положение здесь довольно сложное и требует внимательного и глубокого осмысления и принятия еще более действенных мер, чем принимаются в настоящее время.

           Несмотря на все выше изложенное считаю разработанность этой проблемы недостаточной, так как динамика безработицы находится в постоянном движении и невозможно точно охарактеризовать ее в определенный момент, это связано большой численностью населения и сложностью контроля некоторых факторов.

В ходе написания данного реферата были сделаны следующие выводы: категории занятости и безработицы занимают одно из важнейших мест в анализе рынка труда. Занятость населения определяет уровень и качество жизни как отдельных граждан, так и общества в целом. Существует множество видов безработицы, которые объединяются экономистами в три основных типа: фрикционную, структурную, циклическую.

Информация о работе Безработица. Причины, виды, последствия