Белорусско-российская экономическая интеграция: цели, особенности, инструменты, проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие сущности союза России и Белоруссии, изучение истории становления Союзного государства, рассмотрение перспектив экономического и политического развития российско-белорусских отношений.

Исходя из целей курсовой работы, задачами являются исследования:

- сущности и истории формирования союза;

- условий становления союзных отношений;

- нормативно-правовой базы Союзного государства;

- проблем развития интеграционных связей

Оглавление

Введение 3
1.Понятие, сущность,предпосылки, цели и эффекты международной экономической интеграции 5
1.1. Содержание и формы международной экономической интеграции 5
1.2.Факторы, определяющие интеграционные процессы .7
1.3. Цели и эффекты интеграции 9
2. Союзное государство как форма экономической интеграции Республики Беларусь и России 12
2.1. Исторические и экономические предпосылки формирования союза Беларуси и России………………..……………………………………………12
2.2.Правовая основа союзного государства России и
Беларуси …………………………………………………………………........16
2.3. Проблемы белорусско-российской интеграции………………………...21
3. Основные направления сотрудничества и перспективы развития союза Беларуси и России. 32
3.1.Внутренняя и внешняя политика союза россии и Беларуси…….……...32
3.2.Перспективы экономической интеграции России и Беларуси…………………………………………………………………….….36
Заключение 39
Список использованных источников 41

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

       Новая стратегия экономической интеграции России и Белоруссии включает основные принципы: прагматизм, совпадение интересов, взаимовыгодность двухстороннего сотрудничества, сохранение политического суверенитета. [20]

       В краткосрочном периоде на первый план выходят конструктивные решения и четкие действия по активизации интеграции, завершение формирования полноценной правовой базы. В долгосрочном периоде интеграционные процессы будут развиваться в направлении создания зоны свободной торговли через открытие национальных границ на пути движения товаров, услуг, труда, капитала, достаточно свободной, чтобы учитывать интересы и суверенитет государств. [21]

       Исходя  из накопленного опыта белорусско-российской интеграции, при определении дальнейших перспектив союзного строительства  целесообразно руководствоваться следующими основными положениями и концептуальными подходами:

       - четкое осознание целей интеграционного  развития и определения общих долгосрочных приоритетов;

       - поэтапность развития, восхождения  от низших ступеней интеграции  к высшим – от зоны свободной торговли к таможенному союзу и единому внутреннему рынку, далее к экономическому, валютному и политическому союзам;

       - усиление роли межгосударственных  институтов при постепенной передаче им наднациональных полномочий в различных сферах деятельности. Все более частое применение принципов субсидиарности, когда решения принимаются на том уровне,где это возможно сделать с наибольшей эффективностью;

       - постепенное введение единой  денежной единицы;

       - формирование единого образовательного пространства;

       - преемственность интеграционной  политики;

       - поиск взаимоприемлемого баланса  интересов и нахождения согласия. В союзной политике исключительно  важна роль компромиссов.Выработка  коллективных решений осуществляется на основе взаимных уступок, согласования интересов различных сторон;

       - тесное взаимодействие союзного  права и национального права;

       - подготовка необходимой нормативно-правовой  базы интеграции, тщательность и детальность разработки союзных документов и механизмов их реализации;

        - опора на общественную поддержку, внимательное отношение к общественному мнению, разъяснение целей и предполагаемых результатов тех или иных интеграционных решений для рядовых граждан.

       Поскольку в основу создания Союзного государства закладывается экономическое взаимодействие в едином пространстве, то в его исключительную компетенцию переходят выработка и проведение единой экономической политики, установление правовых основ общего рынка, принципов регулирования хозяйственной деятельности субъектов, единой денежно-валютной, налоговой, ценовой, инвестиционной и таможенной политики, функционирование объединенных транспортно-энергетических систем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

       С момента подписания Договора «О создании Союзного государства» прошел ни один год. Наблюдая за достаточно успешным развитием сотрудничества, некоторые страны также выражают желание присоединиться к союзу. В настоящее время необходимо подчеркнуть, что при любых путях развития ситуации вокруг привлечения к Союзному государству самых экзотических "коалиционеров", сам этот союз для России и Белоруссии крайне важен. Сегодня фактически только Белоруссия "мешает" замыканию геополитической Балтийско-Черноморской дуги, превращающейся не только в "санитарный кордон" между Россией и Западом, но и в реальный плацдарм для всех форм экспансии на российскую территорию. Если такое замыкание произойдет, речь пойдет уже о дележе территории самой России по тем или иным стратегическим схемам. [15,с.22-23]

       Кроме того, Белоруссия исключительно важна  для России и как единственный по сути (в отсутствие Украины и Прибалтики) выход в Европу для транспортно-коммуникационных маршрутов (железные и автомобильные дороги, газопроводы и нефтепроводы, ЛЭП и т.д.). Уход Белоруссии из зоны "российской союзности" будет означать резкое наращивание уровня геополитической и геоэкономической изоляции нашей страны.

       Наконец, Белоруссия и Россия, хотя бы в силу унаследованной структуры своих хозяйственных комплексов, являются друг для друга пока незаменимыми производственно-технологическими партнерами и взаимодополняющими рынками, лишиться которых для каждой из республик будет крайне болезненно.[2]

       Но  и у Белоруссии в обозримом  будущем иных серьезных союзников, кроме России, нет и скорее всего  не появится. Таким образом, в сегодняшней ситуации нарастания экономической слабости и политической изоляции, действительное укрепление и углубление союзных отношений России и Белоруссии практически безальтернативно.

       В настоящее время Республика Беларусь и Российская Федерация последовательно продвигаются по пути интеграции. Двусторонние отношения носят позитивный и динамичный характер. Усилия руководства двух стран направлены на выработку оптимальной модели дальнейшего сотрудничества Беларуси и России в рамках Союзного государства.

       С точки зрения Запада, политика долгосрочного объединения России и Белоруссии - дело свободного выбора обоих государств, постольку, поскольку оно соответствует принятым в ОБСЕ стандартам «свободного и честного» волеизъявления. В идеальном случае такая политика привела бы к положительным результатам, если бы влияние России на внутреннюю политику Белоруссии способствовало возвращению к демократии, плюрализму, свободе прессы и привело к оживлению структурной реформы и приватизации, к повышению компетентности. Но, несмотря на это, сотрудничество двух стран приносит достаточно ощутимые результаты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

       
  1. Мейнвил М. Новые шагик союзу России и  Беларуси // The Washington times.2005.
  2. Плотников А.Ю. Союзное государство Белоруссии и России: современное состояние и перспективы развития// Доклад экспертного совета Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности. 2005.
  3. Борисов Е.Ф. «Экономическая теория»: Учебник для студентов обучающихся по гуманитарным и техническим специальностям. – М.: Юрайт-М, 2001 г. – 384 с.
  4. Колотушкин В., Белкин В., Белкина Н. Система «РОСТ» в действии // Трудовые отношения, 2007 г., №3, с.3-10.
  5. «Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика»/Учебное пособие/Руководитель авторского коллектива и научный редактор профессор А.В.Сидорович. – М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, Издательство «ДИС», 2007 г. – 735 с.
  6. Шинкарецкая Г.Г. Союзное государство Белоруссии и России // Государство и право. 2001. N 4. С. 84.
  7. Бородин П. Союзное государство России и Белоруссии - новая геополитическая реальность// Газета «Ведомости».2006.С.10.
  8. Никитин В.П. Союз России и Белоруссии и возможные конфигурации // Альманах «Школа целостного анализа».2002.Выпуск 5.
  9. WWW.region.ru /«Новости федерации»
  10. Россия - государства СНГ: взаимодействие в базовых отраслях промышленности / Мельников В.А., Спиридонова Е.Э., Клюквин В.И., Зайцев А.А. и др.. Под ред. Мельникова В.А. М.: ЗАО «Издательство Экономика». 2001.С.261.
  11. Федоров В., Петухов В. Россия и Беларусь: есть ли будущее у союза? // РИА Новости. 05.02.2007.
  12. Независимая газета.2007.11 янв.
  13. WWW.gtmag.com /«Global Finance»
  14. Российская газета.2007.11 янв.
  15. Нетреба П., Свирко Ю., Рыбальченко И. Союз России и Белоруссии распался на три вопроса // Газета «Аргументы и факты».2005.
  16. Российская газета.2007.24 марта.
  17. Российская газета.2007.19 мая.
  18. Мах В. Россия и Белоруссия в союзном тупике // Газета «Ведомости».2004.С.16
  19. Гамов А. Почему мы никак не построим союз России и Белоруссии? // Газета «Комсомольская правда».2007.С.14.
  20. Акименко В. Союз России и Белоруссии уже не актуален? - служба мониторинга «Би-би-си», 22.10.2004
  21. Лукашенко: Россия не желает строить союз с Белоруссией -информбюро «Грани.ру». 07.09.2002

Информация о работе Белорусско-российская экономическая интеграция: цели, особенности, инструменты, проблемы и перспективы развития