Аспекты рыночного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.

Оглавление

введение
1. Теоретические аспекты рыночного хозяйства и социально ориентированного общества 5
1.1 Теория социального рыночного хозяйства 5
1.2 Социальные реформы в РФ на этапе ее перехода от плановой
к рыночной экономике 11
2 Анализ концепций Л. Эрхарда и Г. Мюрдаля о
социальном рыночном хозяйстве 18
2.1 Концепция «социального рыночного хозяйства» Л. Эрхарда 18
2.2 «Шведская модель социализма» Г. Мюрдаля в условиях
рыночной экономики 27
3 современное состояние и Основные направления социального развития 30
3.1 Социальная направленность политики России 30
3.2 Задачи и предложения для перехода к социально-ориентируемому рыночному хозяйству 36
Заключение 43
Библиографический список 44

Файлы: 1 файл

Социальное рыночное хозяйство и социально ориентированное общество Гульфия.doc

— 197.00 Кб (Скачать)


43

Оглавление

 

введение

1. Теоретические аспекты рыночного хозяйства и социально ориентированного общества                                       5

1.1 Теория социального рыночного хозяйства                                                     5

1.2 Социальные реформы в РФ на этапе ее перехода от плановой

к рыночной экономике                                                                                          11

2 Анализ концепций Л. Эрхарда и Г. Мюрдаля о

социальном рыночном хозяйстве                                                    18

2.1 Концепция «социального рыночного хозяйства» Л. Эрхарда                    18

2.2 «Шведская модель социализма» Г. Мюрдаля в условиях

рыночной экономики                                                                                            27

3 современное состояние и Основные направления социального развития                                                                             30

3.1 Социальная направленность политики России                                            30

3.2 Задачи и предложения для перехода к социально-ориентируемому рыночному хозяйству                                                                                            36

Заключение                                                                                                     43

Библиографический список                                                                  44

 

 

 

 

 


Введение

 

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики. По сути, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль. По мере экономического роста создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, то есть в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной приводит к возникновению ряда проблем в сфере социально-трудовых отношений и обострению проблем занятости. Только умелое государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить успех реформ.

Социальная политика государства затрагивает и охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений деятельности государства является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов социально-ориентированной экономики, модели социально-ориентированной экономики, задачи и предложения для перехода к социально-ориентированному рыночному хозяйству.

 


1. Теоретические аспекты рыночного хозяйства и социально ориентированного общества

 

1.1 Теория социального рыночного хозяйства

 

Впервые термин «социальное рыночное хозяйство» и основные характеристики этого феномена были изложены в работе А. Мюллера-Армака «Регулирование экономики и рыночное хозяйство» 1947 г. Популярность новой теории, пытавшейся соединить рыночную экономику и социальную направленность системы, была высочайшей.

Дело в том, что мировой кризис 1929–1933 гг. показал неэффективность саморегулирования рыночной экономики. В этой обстановке в среде экономистов стали складываться два подхода, каждый из которых претендовал на главенствующее положение в объяснении дальнейшего развития рынка: кейнсианство и неолиберализм. Сторонники первого обосновывали необходимость государственного регулирования экономики, другие пытались переосмыслить и усовершенствовать взгляды неоклассической школы применительно к новым реалиям.

Особенно часто неолибералы ссылались на авторитет А. Смита, родоначальника классического либерализма, и его идею «невидимой руки». Подобно представителям классического экономического либерализма, представители теории «социального рыночного хозяйства» считали, что совершенная конкуренция создает наиболее адекватный механизм экономической активности, так как способствует формированию такой системы цен (на основе соотношения спроса и предложения), которая наиболее рационально распределяет ресурсы между субъектами хозяйствования и удовлетворяет потребности общества в материальных благах и услугах.

Неолибералы видели основной источник бед современного рыночного общества в монополизации экономики, подрыве атрибутов совершенной конкуренции. Они считали свободный рынок наиболее эффективной и соответствующей природе человека системой. Неолибералы подошли к обоснованию необходимости регулирования механизма конкуренции. Основная проблема, по мнению неолибералов, в том, что конкуренция не может постоянно воспроизводиться, поскольку в результате ее осуществления выживает сильнейший, который с течением времени превращается в монополиста. Поэтому следует спасать и сохранять конкуренцию методами сознательного государственного регулирования. Под сильным в этом учении понимается такое государство, которое способно противостоять монополизации экономики, влиянию объединений и организаций [8,11].

Для того чтобы государственная экономическая политика не разрушила механизм конкуренции, она должна отвечать определенным принципам:

- система цен, в основном неподверженная государственному влиянию;

- приоритет денежной политики, препятствующей искажению рыночных процессов;

- открытые рынки;

- частная собственность как основа индивидуальной свободы и координации рынка;

- свобода заключения договоров;

- стабильность экономической политики;

- контроль за монополиями;

- ликвидация негативных социальных последствий функционирования рынка;

- политика перераспределения доходов.

Значение свободной конкуренции для социального рыночного хозяйства определяется тем, что для любого хозяйственного агента существенно расширяются возможности выбора, повышается эффективность распределения ресурсов и, что наиболее важно, предотвращается концентрация экономической власти и создаются благоприятные условия для реализации политических прав и свобод.

На распределение доходов решающее влияние оказывает динамика производительности труда. Если заработная плата в денежной форме растет быстрее, чем реальная производительность труда, ее дальнейшая динамика определяется ценами на товары. Если предприятиям удается учесть связанные с ее повышением издержки в ценах, доходы перераспределяются в пользу работающих по найму. Однако существует опасность того, что уменьшение прибылей предприятий окажет негативное влияние на инвестиционный процесс.

Необходимо отметить, что хотя стабильная заработная плата при росте производительности труда приводит к росту прибыли, недостаток спроса может спровоцировать падение конъюнктуры. Поэтому следует сказать, что динамика заработной платы ориентируется в целом на производительность труда с небольшими отклонениями вверх или вниз.

Термин «социально-ориентированная экономика» является в последнее время достаточно употребляемым, хотя в обыденном токовании представление о нем достаточно расплывчато. Не совсем понято, является ли ориентация на высокие социальные параметры характеристикой всех экономик, или она присуща только некоторым разновидностям. Как известно, любая экономическая система имеет своей целью достижение высокого уровня удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, а потому обладает социальными моментами. Действительно, не может же экономика развиваться ради себя самой: конечным результатом и целью жизнедеятельности является человек [11].

Социально-ориентированную экономику можно толковать как систему, в которой наиболее значимой является перераспределительная функция государства, позволяющая устранить существенную дифференциацию доходов в обществе и ликвидировать полюса бедности и богатства. Данное определение будет не совсем точным и правильным, поскольку любое государство занимается перераспределением доходов посредством функционирования бюджетной системы, поэтому вряд ли можно говорить о социальности каждой экономики.

Признаки данной модели социально-экономического устройства:

1) подобная модель должна характеризоваться высоким уровнем экономического развития, который проявляется в производстве существенного объема ВВП на душу населения, развитостью социальных и политических институтов, которые гарантируют и развивают основные права и свободы граждан.

2) этой модели имманентна прогрессивная направленность.

3) социально-ориентированная экономика не ставит своей целью только поддержку малообеспеченных слоев граждан, она должна защищать и работающих по найму.

4) ориентация экономики предполагает, что потребности живущего поколения людей не могут удовлетворяться за счет растранжиривания природных ресурсов и подрыва природной среды обитания будущих поколений.

5) социально-ориентированная экономика предполагает разрешение накапливающихся в обществе социальных противоречий не путем революций и контрреволюций, не путем навязывания своих методов такого разрешения большинством меньшинству, а путем разрешения этих противоречий на основе консенсуса, такого согласования интересов, которое не приводило бы к разрушению части накопленных производительных сил общества, к периодическому падению трудовой и общественно-политической активности народных масс, а позволяло бы находить оптимальное разрешение неизбежно возникающих противоречий классового общества [17].

Когда мы говорим о социальной ориентации, мы чаще всего подразумеваем западноевропейские государства, которые основной целью функционирования общества выдвигают обеспечение социального диалога, партнерства, высокого уровня и качества жизни, социальной защищенности и бесконфликтности.

В основу количественных критериев социально-ориентированной экономики могут быть положены следующие: место социальной политики среди приоритетов развития, распределение социальных функций между государством и иными субъектами хозяйствования, доля государственной собственности в экономической системе, объем перераспределяемого ВВП и т. д.

Использование подобного рода параметров позволяет выделить четыре модели: либеральную, консервативную, социал-демократическую и рудиментарную.

Либеральный режим (Великобритания) основывается на приоритете рыночного механизма, относительно низком объеме ВВП, перераспределяемом через налоговую и бюджетную систему (не более 40%), осуществлении преимущественно пассивной политики на рынке труда, ориентированной на выплаты пособий по безработице, высоком удельном весе частных и общественных компаний в сфере производства частных услуг.

Консервативный режим основан на рыночной логике распределения, относительно большой доле перераспределяемого ВВП (около 50%), ориентации на поддержание полной занятости, развитой системе социального диалога и партнерства. Существенное внимание уделяется проблемам оказания социальной помощи и социального обеспечения. Страховые фонды формируются в основном за счет работодателей. Подобный режим развивается в Германии, Франции, Италии, Австрии и Бельгии.

Социал-демократический режим реализуется посредством перераспределения 50–60% производимого ВВП, активной политики на рынке труда, ориентации социальной политики на конкретного человека. Для экономики характерны высокий уровень дотаций и субсидий. Чрезмерные трансферты обеспечиваются высокими ставками налогообложения, что существенно снижает стимулы для предпринимательства и трудовой деятельности. В последнее время этот режим подвергается существенным модификациям. В качестве примеров можно определить Швецию, Данию, Норвегию и Финляндию [2].

В XXI в. социальная защита населения стала основным атрибутом социальной политики любого цивилизованного государства. Задача большинства систем социальной защиты состоит в поддержании стабильности доходов людей, предоставлении равного доступа к медицинской помощи и оказании необходимых социальных услуг. Как организованная система она существует во многих странах мира. В экономически развитых государствах социальная защита является важнейшей частью национальной экономики, затраты на которую сегодня составляют более четверти валового внутреннего продукта. Наиболее развитые системы социальной защиты имеют страны Европейского союза. Именно в них появились и получили развитие первые социальные программы. Благодаря системам социальной защиты современные европейские экономики получили название социально-ориентированных. Как показывает опыт западноевропейских государств, существование продуманной системы социальной защиты, охватывающей всех граждан, не только приводит к улучшению их благосостояния, расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, но и способствует экономическому росту и стабилизации политической и социальной ситуации в стране. Тем самым социальная защита оказывает позитивное влияние на общество, содействуя социальному согласию и обеспечению общего чувства социальной защищенности среди его членов.

 


1.2 Социальные реформы в РФ на этапе ее перехода от плановой

к рыночной экономике

 

Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной приводит к возникновению ряда проблем в сфере социально-трудовых отношений и обострению проблем занятости. Только умелое государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить успех реформ.

Информация о работе Аспекты рыночного хозяйства