Антимонопольная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: провести исследование по вопросам возникновения, становления и развития антимонопольной политики в России.
Задачи:
1. Изучить экономическую литературу по вопросу антимонопольной политики государства.
2. Исследовать влияние антимонопольной политики в экономике России.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы антимонопольной политики государства………………………………………………………………………...4
1.1. Монополия: понятие, сущность, виды ………………………………………4
1.2. Предпосылки формирования и развития современных российских монополий…………………………………………………………………………..6
1.3. Особенности антимонопольной политики и антимонопольного законодательства США и стран Западной Европы…………………………….8
ГЛАВА 2. Антимонопольная политика в РФ. ………………………..11
2.1. Система антимонопольных органов и порядок их формирования ……11
2.2. Становление антимонопольной политики в России……………………..15
2.3. Методы антимонопольной политики в России……………………………18
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………27

Файлы: 1 файл

курсовая эк теория.docx

— 60.17 Кб (Скачать)

     В целом, можно сказать, что контрольная  деятельность антимонопольного ведомства  пока недостаточно эффективна. Оно  не привлекает отраслевые министерства к проведению конкурентной политики в отраслях, не имеет следственных полномочий (в отличие, например, от японской Комиссии по добросовестной торговле), ему трудно получать требуемые  сведения. Соглашение между ГАК и  Госналогслужбой об обмене информацией  и содействии друг другу практически  не выполняется. Суды не применяют статью Уголовного кодекса, в соответствии с которой виновный в установлении монопольных ограничений конкуренции  может быть лишен свободы на срок от 2 до 7 лет. Статья не работает еще  и потому, что предприниматели  не готовы подавать жалобы и взаимодействовать  с правоохранительными органами, а антимонопольное ведомство  не проявляет активности в подаче исков о таких нарушениях.

     Важным  для антимонопольной политики является также запрет на недобросовестную конкуренцию. Под ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые  противоречат законодательству, обычаям  делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые  причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб  их деловой репутации. Речь идет о  распространении ложных, неточных или  искаженных сведений, способных причинить  убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.

     В антимонопольной политике используются ещё и запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства  государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом  запрещено принимать нормативные  акты и совершать действия, которые  ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные  условия для одних в ущерб  другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий  или граждан.

     Однако  власти субъектов Федерации и  органы местного самоуправления допускают  многочисленные нарушения, в частности  необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу  или покупку товаров, указывают  на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры  регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг "иногородних" предприятий и  так далее.

     Подобные  действия органов власти имеют экономическую  подоплеку, желание угодить "своим" предприятиям или тем, кто обещает  финансовую поддержку на выборах. Между  тем законодательство многое запрещает  должностным лицам государственной  власти и управления, как-то: заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия; самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих  им акций (вкладов, паев, долей) на общих  собраниях акционеров; совмещать  функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.19

     Кроме того, не разрешается создавать министерства, госкомитеты и т. п. для монополизации  производства или реализации товаров, а также наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и  ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с  антимонопольным ведомством.

             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

     Рассмотрев  выбранную тему, важно отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности  воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит  в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить  возможности конкуренции и перевести  ее в неценовую.

     В России на данном этапе проблема монополизации  перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство  в полном объеме сможет заменить десятилетиями  складывающиеся монополии свободным  и соморганизующимся рынком. 

     Государство выполняет в экономической жизни  цивилизованных стран несколько  важнейших функций. Первая из них - защита экономических свобод и правил хозяйственной  жизни, что делает коммерческие операции более предсказуемыми и снижает  их риск. Для защиты экономических  свобод и принятых обществом форм хозяйственной деятельности государство  создает антимонопольные законы, судебную систему и организует исполнение таких законов.

     Второй  важнейшей функцией государства  в мире экономики является компенсация  слабостей рыночных механизмов. Необходимость  в этом диктуется тем, что рыночные механизмы допускают ошибки, а  некоторые проблемы решить не могут. Это ухудшает условия хозяйственной  деятельности, а потому участники  рынка, исходя из общенациональных интересов, поручают государству устранению таких  ошибок. 

     Выполняя  возложенные на него задачи, государство  защищает рынки от монополизации, совершенствуя  антимонопольные законы.

     В итоге мы пришли к следующим выводам, характерным для западной и российской экономики:

     ·  развитие ситуации на товарных рынках и условия формирования цен сильно зависят от того, насколько поставки товаров сконцентрированы в руках крупнейших фирм;

     ·  для вытеснения с рынка существующих конкурентов и предотвращения появления на нем новых соперников, стремящиеся к монополии фирмы стараются поглотить более слабых противников (более характерно для западных стран) и возвести труднопреодолимые барьеры для входа на рынок потенциальных конкурентов (чаще встречается в экономике России).

     ·  для предотвращения монопольного диктата в области цен и объемов производства государство обычно вводит специальное антимонопольное законодательство и устанавливает строгие меры ответственности за ущемление прав покупателей и ограничение конкуренции.  

     В России антимонопольное законодательство имеет существенные особенности. Во-первых, для экономики страны важно развивать  разнообразное производство и воссоздавать конкурентноспособные фирмы, а затем  уже защищать специальными законами конкуренцию. Во-вторых, нужно ускорять разработку законов, их принятие в вопросах защиты производителя от злоупотреблений со стороны власти. 

     Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что антимонопольная политика в России развита ещё не достаточно хорошо, но имеются все тенденции к дальнейшему совершенствованию этой сферы. Антимонопольная политика будет плодотворно развиваться как в отношении монополий закрытого и открытого типа, так и в отношении естественных монополий, что, пожалуй, на данный момент наиболее важно для российской экономики. 
 
 
 

     Список  литературы

  1. Вечканова Г.С. Микро- и макроэкономика, Новосибирск, 2008.С. 74
  2. Вильсон Д., Цапелик В. «Естественные монополии России» М., 2009.С.18
  3. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. – М.: Информац.-внедренч. центр «Маркетинг»,2009.С.80.
  4. Грязнова А.Г, Юданова А.Ю. Микроэкономика. Теория и российская практика.М.,2009.С.61.
  5. Караваев А. "Борьба с недобросовестной конкуренцией", М., 2008.С.16.
  6. Князева И.В. Антимонопольная политика в России/ И. В. Князева – М.: Издательство «Омега-Л», 2008.С.35.
  7. Колесов А.И., Исаенко А.В. Рынок и антимонопольное регулирование/ А.И. Колесов, А.В. Исаенко - Белгород: Изд. белгородского университета потребительской кооперации, 2009.С.86.
  8. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. /Пер. с англ. 11-го изд. К., Хагар-Демос, 2009.С.102.
  9. Никитин С., Глазова Е. "Государство и проблема антимонополии", М.,2009.С.53.
  10. Никифоров А. "Выявление антимонопольной политики государства" Саратов,2008.С.55.
  11. Нуреева Р.М. Курс микроэкономики. Учебник.2010.С.43.
  12. Сальников Е. "Антимонополия: вчера, сегодня, завтра", М., 2008.С.86.
  13. Санько Г.Г. Монополизм и антимонопольное регулирование. - М.:БГЭУ, 2008.С.42.
  14. Стародубровская И. "Основы антимонопольной политики", Омск, 2010.С.32.
  15. Тотьев К. "Государственная и естественная антимонополии» М. , 2011.С.86.
  16. Чемберлин Е. "Теория монополистической конкуренции" М., 2009.С.66.
  17. Экономика: справочник Финансы и статистика.М., 2008.С.71.
  18. Ясин Е., Цапелик В. "Пути преодоления монополизма в общественном производстве". М.,2008. С.40.
   

            

 

Информация о работе Антимонопольная политика