Антимонопольная политика в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности антимонопольной политики РФ.

Исходя из цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- изучить историю возникновения антимонопольного регулирования;

- рассмотреть российское законодательство о борьбе с монополиями;

- выявить методы борьбы с монополиями;

- проанализировать новую модель антимонопольной политики РФ.

Оглавление

1.антимонопольная политика.

1.1. История возникновения .

2.Методы антимонопольной политики в России.

2.1запреты на монополистическую деятельность

2.2 контроль за экономической концентрацией

2.3запрет на недобросовестную конкуренцию

2.4 запреты на антиконкурентные действия органов власти и

управления

2.5реестр как инструмент антимонопольного контроля

Файлы: 1 файл

1.docx

— 29.43 Кб (Скачать)

предприятия-монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявить

монопольно  высокие или монопольно низкие цены.

Сейчас  в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах

с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые.

Российский  монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение

преимущественно в отношениях с потребителями  или поставщиками, а не с

конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность

применения  монопольно низких цен: мощные многопрофильные  компании благодаря

перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут

занижать  цены на продукцию других и тем  самым блокировать конкурентов. В

этой  части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные

группы.

Так же российское антимонопольное законодательство стремиться к

запрету заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию, а к таким

относятся:

1. соглашения, препятствующие входу других  предприятий на рынок;

2. отказы  от заключения договоров с  определёнными продавцами или

покупателями;

3. соглашения  по разделу рынка по территориальному  принципу или

ассортименту  реализуемой продукции;

4. ценовые  соглашения.

Наряду  с запретами на заключение вредных  для конкуренции соглашений и

на злоупотребление  доминирующим положением для борьбы с ограничением

конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она

возникает в результате создания, реорганизации  или слияния предприятий и

объединений или когда появляется возможность  для группы организаций

проводить на рынке согласованную политику.

Согласно  закону "О конкуренции и ограничении  монополистической

деятельности  на товарных рынках", если предприятие  достигает определенного

порога  по объему операций, оно обязано  получить согласие антимонопольного

органа  на свои действия (предварительный  контроль) или уведомить его о  них

(последующий  контроль).

Предварительно  контролируются:

. создание, слияние и присоединение коммерческих  организаций,

объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс.

МРОТ[15];

. ликвидация  и разделение (выделение) государственных и муниципальных

унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это

приводит  к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке

превышает 35% (за исключением случаев, когда  предприятие ликвидируется

по решению  суда).

Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда:

А) лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в

уставном  капитале хозяйственного общества, если оно (она) получает право

распоряжаться более чем 20% таких акций. Это требование не распространяется

на учредителей  хозяйственного общества при его  образовании;

Б) одно предприятие (группа лиц) получает в  собственность или

пользование основные производственные средства либо нематериальные активы

другого предприятия и балансовая стоимость  имущества, составляющего предмет

сделки, превышает 10% балансовой стоимости  этих средств и активов

предприятия, отчуждающего имущество;

В) лицо (группа лиц) приобретает права, позволяющие  определять условия

ведения предпринимательской деятельности предприятия или функции его

исполнительного органа.

В этих трех случаях предварительное согласие нужно, если суммарная

балансовая  стоимость активов лиц, участвующих  в сделках, превышает 100 тыс.

МРОТ, или  одним из них является предприятие, внесенное в реестр

хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке  определенного товара

превышает 35%, или приобретателем является группа лиц, контролирующая

деятельность  этого предприятия[16].

При создании нового хозяйствующего субъекта учредители освобождены от

предварительного  контроля, однако они должны уведомить антимонопольный

орган о создании предприятия в 15-дневный  срок после регистрации. В случае,

если  создание новой фирмы ведет к  ограничению конкуренции, МАП может

потребовать от учредителей восстановить первоначальные условия. Если же они

опасаются негативных для конкуренции последствий  своих действий, то могут

обратиться  в МАП до регистрации и получить соответствующее заключение.

Российское  антимонопольное законодательство не разрешает действия или

сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной

власти  коммерческой организации, если негативные последствия для

конкуренции не компенсируются повышением ее конкурентоспособности  на

внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции

российских  предприятий для конкуренции  с зарубежными фирмами.

Но, в  тоже время, нередко создание, слияние, присоединение или

ликвидация  коммерческих организаций и приобретение акций нередко проходят с

нарушением  антимонопольного законодательства[17].

В целом, можно сказать, что контрольная  деятельность антимонопольного

ведомства пока недостаточно эффективна. Оно не привлекает отраслевые

министерства  к проведению конкурентной политики в отраслях, не имеет

следственных  полномочий (в отличие, например, от японской Комиссии по

добросовестной  торговле), ему трудно получать требуемые  сведения.

Соглашение  между ГАК и Госналогслужбой об обмене информацией и содействии

друг  другу практически не выполняется. Суды не применяют статью Уголовного

кодекса, в соответствии с которой виновный в установлении монопольных

ограничений конкуренции может быть лишен  свободы на срок от 2 до 7 лет.

Статья  не работает еще и потому, что  предприниматели не готовы подавать

жалобы  и взаимодействовать с правоохранительными  органами, а

антимонопольное ведомство не проявляет активности в подаче исков о таких

нарушениях.

Важным  для антимонопольной политики является также запрет на

недобросовестную  конкуренцию.

А что  такое недобросовестная конкуренция?

Под ней  понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ,

которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота,

требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые

причинили (могут причинить) убытки конкурентам  или нанесли ущерб их деловой

репутации. Речь идет о распространении ложных, неточных или искаженных

сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб, введении

потребителей  в заблуждение относительно характера, способа, места

изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о

некорректном  сравнении собственного товара с аналогичной продукцией

конкурентов. К недобросовестной конкуренции  также относится получение,

использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой

информации  или коммерческой тайны без согласия владельца.

Так же, безусловно, растёт интерес предпринимателей к защите деловой

репутации предприятия и правовой охране товарных знаков от их незаконного

использования. [18]

2.1В антимонопольной политике используются ещё и запреты на

антиконкурентные действия органов власти и управления. Развитие рыночных

отношений предполагает устранение прямого вмешательства  государственных

органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать

нормативные акты и совершать действия, которые  ограничивают

самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные

условия для одних в ущерб другим и  тем самым ограничивают конкуренцию,

ущемляют  интересы предприятий или граждан.

Однако  власти субъектов Федерации и  органы местного самоуправления

допускают многочисленные нарушения, в частности  необоснованно предоставляют

льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их

деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность

некоторых договоров, произвольно устанавливают  размеры регистрационного

сбора, препятствуют выходу на рынок товаров  и услуг "иногородних"

предприятий и так далее[19].

Подобные  действия органов власти имеют экономическую  подоплеку,

желание угодить "своим" предприятиям или  тем, кто обещает финансовую

поддержку на выборах. Между тем законодательство многое запрещает

должностным лицам государственной власти и  управления, как-то:

1. заниматься  предпринимательской деятельностью,  иметь в собственности

предприятия;

2. самостоятельно  или через представителей голосовать  посредством

принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих  собраниях

акционеров;

3. совмещать  функции органов исполнительной  власти и местного

самоуправления  с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять

Информация о работе Антимонопольная политика в РФ