Антимонопольная политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:00, реферат

Краткое описание

Развитие антимонопольного регулирования наиболее актуально для развития российской экономики, поскольку степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством.
Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития России.
Объектом данной работы является антимонопольная политика, субъектом – значение и проблемы антимонопольной политики.

Оглавление

Введение 3
Глава I Экономическая природа и роль антимонопольной политики государства 6
1.1 Сущность и цели антимонопольной политики 6
1.2 Задачи и значение антимонопольной политики 9
Глава II Антимонопольная политика России на современном этапе 10
2.1 Цели и значение антимонопольной политики в России 10
2.3 Методы антимонопольной политики в России 11
2.2 Органы антимонопольного регулирования в России 17
Глава III Эффективность, проблемы и совершенствование антимонопольной политики 20
3.1. Проблемы и перспективы развития антимонопольной политики 20
3.2 Основные направления антимонопольной политики в современных условиях 27
Заключение 35
Список использованных источников 38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ..docx

— 73.94 Кб (Скачать)

Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации  экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается  в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной  политики состоит в том, чтобы  помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности  конкуренции и перевести ее в неценовую.

Подводя итог, можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной  экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним  возможность реализовать свой товар  на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.

Безусловно,  демонополизация  производства, основанного на государственной  собственности, - это долгий и сложный  процесс. Отчасти преодоление монополизма  может осуществляться путем разукрупнения  предприятий, механического раздела  их на части. Для строительства же новых предприятий-дублеров потребовалось  бы слишком много средств, которыми наша страна в настоящее время  не располагает. Можно предположить, что преодоление монополизма  пойдет за счет диверсификации производства на действующих предприятиях, которым  под силу использовать свободные  мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных товаров. В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и др. Различные формы собственности, функционирующие в общей системе экономических отношений, не могут быть изолированными друг от друга. Преодолевая свою специфику, они неизбежно переплетаются. На основе этого переплетения могут возникать смешанные формы собственности. Объективная основа этого переплетения - взаимное дополнение и использование тех специфических возможностей, которые заложены в каждой из конкретных форм хозяйствования. Так, в российских АО сейчас сливается собственность отдельных граждан, коллективов и государства. Создание и развитие АО является главным путем разгосударствления собственности.

В России на данном этапе  проблема монополизации перестает  быть чисто экономической, и все  больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в  полном объеме сможет заменить десятилетиями  складывающиеся монополии свободным  и самоорганизующимся рынком.

Окончательная цель заключается  в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат  более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость  ассортимента.

Антимонопольная  политика  в России развита  ещё  не  достаточно  хорошо,  но  имеются  все  тенденции  к дальнейшему  совершенствованию  этой   сферы.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Абалкин А. Роль государства в становлении экономики //Вопросы экономики. 2008. - №1

2. Винокурова М.А., Демина М.П. Экономическая теория. Ч 1. Изд-во ИГЭА, 2007. – 427 c.

3. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. / под ред. Нуреева Р. М. – М.: «Норма», 2008. – 576 с.

4. Курс рыночной экономики. /Под ред. Абалкина А.И. М., 2009. – 350 с.

5. Савченко П. В. Национальная экономика: учебник / под ред. П. В. Савченко. – М.: Экономистъ, 2008. – 813 с. – (Homo faber)

6. Фонарева Н. Е., Шаститко А. Е. О критериях экономической эффективности антимонопольной политики // Вестник МАП России. 2009. №2. С. 14-18

7. Шульга В. А. Национальная экономика: Учебник / под  общей ред. акад. РАЕН В. А. Шульги. – М.: Изд – во Рос. экон. акад., 2008. – 592 с.

8. Федеральный закон от 26 июля 2006 г.N 135-ФЗ "О защите конкуренции": http://www.fas.gov.ru – официальный сайт ФАС

9. Статья №1-3 от 29.06.2009 N 132-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ: Гражданский кодекс РФ

10. Статья №17 Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ: http://www.constitution.ru – официальный сайт Конституции РФ

11. Вильсон Дж., Цапелик В. «Естественные монополии России» //Вопросы экономики. – 2009. - № 11


Информация о работе Антимонопольная политика России