Антимонопольная политика и пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства в современных условиях.
Объектом исследования выступает антимонопольная политика государства, в частности Республики Беларусь.
Предмет исследования - антимонопольное регулирование в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
4
1.1.Общая характеристика рыночных структур
4
1.2. Понятие, сущность и виды монополий
5
ГЛАВА 2.АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
12
2.1.Понятие и направления антимонопольной политики государства
12
2.2.Антимонопольная политика в Республике Беларусь
16
2.3.Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь
20
ГЛАВА 3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 182.78 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ

4

1.1.Общая характеристика  рыночных структур

4

1.2. Понятие, сущность и виды монополий

5

ГЛАВА 2.АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

12

2.1.Понятие и направления  антимонопольной политики государства

12

2.2.Антимонопольная политика  в Республике Беларусь

16

2.3.Антимонопольное регулирование  в Республике Беларусь

20

ГЛАВА 3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

27

ПРИЛОЖЕНИЕ А

29


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Монополизация рынка влечет за собой существенные общественные потери:

- по сравнению с конкурентным рынком, монополия устанавливает обычно более высокие цены при ограниченном объеме производства;

- монополия способна извлекать  сверхприбыли, присваивая при этом  значительную часть потребительского  излишка;

- монополия препятствует  эффективному распределению ресурсов  в том смысле, что монополистические  фирмы необязательно производят  по минимальным средним издержкам, как при совершенной конкуренции;

- монополия препятствует  рыночной конкуренции путем установления  фиксированных цен, возведения искусственных  барьеров для входа на рынок, заключения контрактов на жестких условиях, вытеснения конкурентов из бизнеса посредством хищнической практики.

Таким образом, монополия ведет к замедлению работы хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для развития рынка. В тоже время, рынок неизбежно стремится к монополизации, так как для эффективного функционирования производителям требуется установление контроля над рынком.

Конкуренция является действенным механизмом повышения качества, количества товаров и услуг при соизмеримом уменьшении его стоимости.

Государственная политика в области конкуренции обычно направлена на:

- интенсификацию научно-технического прогресса, т. е. повышение эффективности и снижение времени разработки и внедрения в производство новых научных и технологических разработок, позволяющих увеличить ассортимент, качество и снизить цену предоставляемых на рынке благ;

- поддержание конкуренции  в нормативно-правовом поле;

- создание условий для  эффективной и результативной  конкурентной борьбы.

На создание условий добросовестной конкуренции и предотвращения монополизации рынка направлена государственная антимонопольная политика. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства в современных условиях.

Объектом исследования выступает антимонопольная политика государства, в частности Республики Беларусь.

Предмет исследования - антимонопольное регулирование в Республике Беларусь.

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

 

1.1.Общая характеристика  рыночных структур.

Под термином "рыночная структура" понимают совокупность условий, в которых протекает рыночная конкуренция. Рыночная структура характеризуется следующими параметрами:

  • количеством и размерами фирм в отрасли;
  • характером продукции;
  • условиями вхождения и выхода из конкретного рынка;
  • доступностью информации;
  • контроль над ценой.

В соответствии с этими параметрами выделяют четыре главных типа рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия (табл. 1.1.).

 

Таблица 1.1.

Характеристика рыночных структур

Рыночная структура

Число фирм

Характер продукции

Условия вступления в рынок

Доступ к информации

Контроль над ценой

Примеры отрасли, рынка

Совершенная конкуренция

Очень большое

Однородная

Очень легкие

Равный доступ

Отсутствует

Рынок ценных бумаг, сельское хозяйство

Монополистическая конкуренция

Много

Разнородная

Сравнительно легкие

Некоторые ограничения

Некоторый, но ограниченный

Сеть ресторанов, сфера банковских услуг

Олигополия

Несколько

Однородная или дифференцированная

Отдельные препятствия

Некоторые ограничения

Ограниченный взаимной зависимостью

Производство алюминия, стали, автомобилей, сигарет

Монополия

Одна

Уникальная

Жесткие барьеры

Ограничения

Значительный

Предприятия общественного значения


 

Совершенная конкуренция — это рыночная структура, которая характеризуется большим количеством мелких фирм, которые предлагают однородную (стандартизированную) продукцию многим покупателям, возможностью свободного входа и выхода из рынка, отсутствием контроля над ценами и равной для всех участников рынка доступностью информации. Таким образом, на рынке совершенной конкуренции выполняются следующие условия:

1) множество  конкурирующих продавцов реализует  стандартизированную продукцию многим покупателям;

2) каждая фирма  имеет менее 1% общего объема продаж  за любой период;

3) отдельные  фирмы не рассматривают конкурентов  как угрозу их рыночной доле продаж, а поэтому не интересуются производственными решениями друг друга;

4) информация  о ценах, технологии, прибыли доступна. Фирмы имеют возможность быстро  реагировать на изменение рыночных  условий;

5) не существует  ограничений для входа в рынок  и выхода из него.

Несовершенная конкуренция - это рыночная ситуация, когда на рынке присутствует ограниченное число продавцов такого количества товаров, которое существенно влияет на его цену. Несовершенная конкуренция, в зависимости от степени нарушения свободной конкуренции, в свою очередь подразделяется на следующие основные подвиды: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

Чистая монополия - ситуация, когда на рынке есть единственный продавец товара, у которого нет близких заменителей.

Если в условиях совершенной (или свободной) конкуренции цена выступает как результат стихийного соотношения спроса и предложения и не зависит от сознательных усилий отдельных фирм, то в условиях несовершенной конкуренции фирмы-монополии получают возможность влиять на формирование цены. Так, фирма-монополист является единственным производителем в своей отрасли. Его продукт не имеет близких заменителей, то в условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену в соответствии с кривой спроса, в расчете получить максимальную прибыль.

Олигополией называют господство на рынке нескольких крупных фирм, чаще от 3 до 5 (автомобильные гиганты, добыча и переработка нефти и др.)

Монополистическая конкуренция - это такое состояние рынка, когда имеется достаточно большое количество производителей (20-70 фирм), предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. Эта форма конкуренции близка к совершенной конкуренции. Здесь фирма становится своеобразным монополистом только своей марки товара (например, шоколад "Сникерс"), контроль фирмы над ценой небольшой, почти невозможен тайный сговор фирм в отношении объема производства и цен.

 

1.2. Понятие, сущность и виды монополий.

Если монополия — это рыночная структура, при которой одна фирма является поставщиком продукта, не имеющего близких заменителей, то ситуацию с единственным продавцом товара называют чистой монополией. Кроме того, различают:

  • закрытую монополию, защищенную от конкуренции с помощью юридических ограничений, патентной защиты и т.п.;
  • естественную монополию — модель, при которой долгосрочные средние общие издержки достигают минимума лишь тогда, когда фирма обслуживает весь рынок целиком (система водоснабжения, энергоснабжения, газоснабжения). Иногда монополия обусловлена ограниченностью (уникальностью) ресурсов;
  • открытую монополию, когда фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо товара, не обладая специальной защитой;
  • простую монополию, при которой фирма реализует свою продукцию по одной цене всем потребителям.

Отметим, что такое выделение отдельных видов монополии весьма условно, так как некоторые модели могут одновременно принадлежать к нескольким видам. В тоже время есть и другие классификации видов монополий.

Сохранению монополии, как рыночной структуры, способствуют барьеры, ограничивающие вход в отрасль. Основными типами барьеров являются:

1) исключительные  права, полученные от правительства (лотерея, кабельное телевидение);

2) юридические  соглашения, патенты и авторские  права;

3) собственность  на весь объем предложения  какого-либо ресурса;

4) преимущества  низких издержек крупного производства.

Следует отметить, что фактически все монополии могут считаться открытыми. Легальные барьеры, которые защищают закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом. Преимущества в издержках естественных монополий могут быть сведены на нет изменениями в технологии. Все монополии подвержены ударам со стороны товаров-субститутов, какой бы уникальной ни была их продукция. Одной из характерных черт чистой монополии является наличие существенных барьеров в виде экономии, обусловленной ростом масштабов производства или издержек, имеющимися легальными барьерами типа капиталов, лицензий. При этом определяющей может выступить собственность на важнейшие виды сырья, а иногда и нечестная конкуренция.

В экономической жизни монополия выступает как крупное предприятие или объединение, союз крупных предприятий, которые производят большую часть продукции данной отрасли и обладают определенными экономическими преимуществами.

В процессе монополизации проявляются две основные тенденции:

1) появление крупных  предприятий или фирм на основе  концентрации производства и  их доминирующего положения в  отрасли;

2) образование  монополистических союзов или  достижение соглашений ряда крупных фирм.

Возможность таких союзов возрастает вслед за уменьшением числа хозяйствующих субъектов отрасли. Необходимость монополистического союза вытекает из идеи координации деятельности для уменьшения издержек конкурентной борьбы.

Выделяются низшие и высшие формы монополистических союзов.

Низшие - временные союзы или соглашения, которые достигаются для реализации конкретного проекта (пулы, ринги, корнеры и т.д.).

Высшие же формы монополий или монополистических союзов - это картель, синдикат, трест и концерн.

Картель - это объединение (союз) ряда предприятий одной отрасли, участники которого сохраняют свою самостоятельность производственной и сбытовой деятельности, но договариваются об объеме производства, ценах, делят рынки сбыта продукции.

Синдикат - объединение ряда предприятий одной отрасли производства, участники которого теряют коммерческую, сбытовую самостоятельность, обеспечивая совместную реализацию продукции, закупки исходного сырья и т.д.

Трест - объединение собственности и управления ряда предприятий при полной ликвидации их самостоятельности. В этом случае формируется корпоративная собственность, что позволяет монополизировать источники сырья, перевозку производства и др.

Концерн - объединение предприятий разных отраслей экономики, включая промышленные предприятия, банки, транспортные и торговые компании. В настоящее время основной формой монополии является концерн. Концерн - это наиболее устойчивая форма организации экономической деятельности.

Монополизм - это такой тип экономических отношений, когда хозяйствующий субъект навязывает контрагентам выгодные для себя действия, "эксплуатируя" в своих интересах рыночный спрос через получение высоких прибылей.

Формами проявления монополизма выступают: взвинчивание цен и сокращение производства, уменьшение внимания к издержкам производства, рост зарплаты и премий на предприятиях-монополистах, рост рентабельности и сокращение расходов на рекламу, упрощение маркетинга, снижение качества продукции.

Для определения доминирующего положения монополии на рынке используют разные показатели:

  • доля фиксированного числа предприятий;
  • индекс степени монополизации А. Лернера;
  • индекс Харфиндела-Хиршмана;
  • предельная сумма приобретенных активов, принцип "разумности" и др.

В 1934 г. А. Лернер предложил способ количественного измерения монопольной власти путем определения величины, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Показатель монопольной власти или так называемый индекс степени монополизации А. Лернера (L) рассчитывается по формуле:

Информация о работе Антимонопольная политика и пути ее совершенствования