Антимонопольная политика государства Зарубежный опыт, Российская практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является изучение и обобщение зарубежного опыта антимонопольного регулирования, а так же возможность его применения в российских условиях, анализ основных принципов антимонопольного регулирования в России, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения; определение источников проблем антимонопольного регулирования; основных тенденций изменения антимонопольного законодательства методом анализа особенностей российской экономики.

По своей работе попытаюсь сделать беглый обзор темы, и сделать выводы и заключение по антимонопольной политике.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 3


1.Основные понятия и определения
1.Монополия: понятие, сущность и виды … … … … … … … … … … … 4
2.Необходимость антимонопольного законодательства… … … … … 6
3.Цели антимонопольного законодательства… … … … … … … … … … 6


2.Зарубежный опыт антимонопольной политики
2.1 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования … … … … … 7

2.2 Фиксация цен … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 11

2.3 Слияния фирм и предприятий … … … … … … … … … … … … … … … … 12

2.4 Дискриминация цен … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 13

2.5 Европейская антимонопольная политика … … … … … … … … … … … 13


3. Антимонопольная политика в России

3.1 Особенности антимонопольной политики в России … … … … … … 15

3.2 Структура антимонопольного законодательства РФ … … … … … … 17

3.3 Цели и методы антимонопольного регулирования в России … … 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 27
Список литературы … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Экономике(Кузнецов Александр)2007.docx

— 102.37 Кб (Скачать)

  Федеральное агентство по образованию

  Государственное образовательное учреждение высшего

  профессионального образования

  “ТОМСКИЙ  ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ” 
 
 
 
 
 
 
 

  Кафедра Экономики 
 
 
 
 
 
 
 

  Курсовая  работа

  Антимонопольная политика государства

  Зарубежный опыт, Российская практика 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Выполнил: студент гр. 3В90

  Кузнецов  А. Е.

  Проверил: преподаватель

  Колупаева В. А. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Томск 2010

  Содержание: 
 
 

ВВЕДЕНИЕ … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 3  

  1. Основные  понятия и определения
    1. Монополия: понятие, сущность и виды … … … … … … … … … … … 4
    2. Необходимость антимонопольного законодательства… … … … … 6
    3. Цели антимонопольного законодательства… … … … … … … … … … 6
 
  1. Зарубежный  опыт антимонопольной  политики

      2.1     Зарубежный опыт антимонопольного регулирования … … … … … 7

      2.2     Фиксация цен … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 11

      2.3     Слияния фирм и предприятий … … … … … … … … … … … … … … … … 12

      2.4     Дискриминация цен … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 13

      2.5     Европейская антимонопольная политика … … … … … … … … … … … 13 

3.   Антимонопольная политика в России

      3.1     Особенности антимонопольной политики в России … … … … … … 15

      3.2     Структура антимонопольного законодательства РФ … … … … … … 17

      3.3     Цели и методы антимонопольного регулирования в России … … 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 27

Список  литературы … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 28  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
 
 
 
 
 

  ВВЕДЕНИЕ 

  Данную тему курсовой работы я считаю актуальной в наше время, т.к. проблемы монополизации  хозяйственной жизни, конкуренция  на товарных рынках привлекают сегодня  пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без  принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться  на успех экономической реформы  и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выровненной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

  На совершенном  конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или  покупатель в отдельности не может  повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения  и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько  производить и продавать, а потребители  принимают ее как заданную, решая, сколько купить. Монополия является понятиям, прямо противоположными понятию идеальной конкуренции. Монополия - это когда существует только один производитель товара на рынке и одновременно существует большое количество потребителей товара.

  В России процесс  создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции  фактически начался с нуля, т.к. присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

  Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной  базы по поводу регулирования монополистических  процессов и конкуренции, понимание  населением необходимости экономических реформ в данной сфере, то есть ведение антимонопольной политики. Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для развития российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики - электроэнергетике и транспорте. Так, «РАО ЕЭС России» контролирует 98% потребителей электроэнергии, «РАО ГАЗПРОМ» - 94 % внутреннего газового рынка, МПС - 77% грузооборота.

  Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития России.

  Целью моей работы является изучение и обобщение зарубежного опыта антимонопольного регулирования, а так же возможность его применения в российских условиях, анализ основных принципов антимонопольного регулирования в России, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения; определение источников проблем антимонопольного регулирования; основных тенденций изменения антимонопольного законодательства методом анализа особенностей российской экономики.

  По своей  работе попытаюсь сделать беглый обзор темы, и сделать выводы и  заключение по антимонопольной политике.

  1. Основные понятия и определения.

  1.1   Монополия: понятие, сущность и виды.

 

  Существуют  два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении  естественных монополий и антимонопольная  политика в отношении искусственных  монополий. Для того чтобы разобраться  в вопросах, связанных с антимонопольной  политикой, а в частности, с её проведением в России, необходимо в общих чертах понять сущность самой  монополии.

  

    

    

    

  

    
 
 
 
 
 

  Существует  большое количество определений  монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой  экономической теории есть даже такое  понятие, как теория монополии. В  рамках этой теории монополия рассматривается  через призму трёх аспектов:

  1. С точки зрения рыночной структуры

  2. С точки зрения рыночного поведения

  3. С точки зрения рыночных итогов.

  Рассматривая  каждый из этих аспектов в отдельности  следует уточнить, что опираясь на  рыночную структуру, можно дать следующее  определение: монополия – это  форма рынка, в условиях которой  весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию  через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению  пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого  субъекта. Такое пространство принято  называть отраслью.

  Здесь, я считаю уместным привести ещё одно определение  монополии:

  Монополия –  это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы  фирмы и отрасли совпадают.

  Давая же определение  монополии с точки зрения рыночного  поведения, теория монополии изучает  использование субъектом основных инструментов (таких, как цена реклама…). При монополии субъект оперирует  этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

  Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при  монополии итоги связаны со следующими факторами:

  • монопольно высокими ценами

  • ограниченной готовностью монополии к инновациям.

  Но так как  понятие монополии очень важно  для основного предмета моей работы – антимонопольной политики, необходимо, по-моему, описать это понятие  более детально.

  Итак, можно  привести следующие признаки монополии:

  1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.

  2. Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).

  3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные  причины существования таких барьеров, к примеру:

  • Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.

  • Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.

  • Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).

  • При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.

  • Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.

  4. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

  Существует  три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.

  Закрытая монополия  – это монополия, защищённая от конкуренции  юридическими ограничениями, патентной  защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить  монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом.

  Естественная  монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние  издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает  весь рынок целиком. В такой отрасли  минимальный эффективный масштаб  производства близок к количеству или  даже превосходит то, на которое  рынок предъявляет спрос по любой  цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим  количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут  неэффективно малы. С естественными  монополиями, в основе которых лежит  экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее.

  Открытая монополия  – это монополия, при которой  одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком  продукции, но не имеет специальной  юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать  фирмы, впервые вышедшие на рынок  с новой продукцией.

  Но такое  деление не означает, что все предприятия-монополисты  должны обязательно относиться лишь к одному из этих видов. Такая классификация  в значительной степени условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к  примеру фирмы, обслуживающие систему  телефонной связи, а также электрические  и газовые компании, которые могут  быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так  и к закрытой монополии (так как  присутствуют юридические барьеры  для конкуренции).

  Фактически  все монополии могут считаться  открытыми, так как легальные  барьеры, защищающие закрытые монополии  от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут быть сведены на нет изменениями в технологии. А так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны  возможных товаров-субститутов.

  Так же немаловажным, по моему мнению, является определение  простой монополии, то есть монополии, которая в каждый конкретный момент времени продаёт свой продукт  по одной и той же цене своим  покупателям.

  Учёными выделяются несколько последствий монополизации, на которые я буду ссылаться в  своей работе в дальнейшем, как-то:

  1. недопроизводство товаров

  2. завышение цен

  3. предприятия-монополисты не получали высокой монопольной прибыли.

Информация о работе Антимонопольная политика государства Зарубежный опыт, Российская практика