Антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

целью курсовой работы является изучение сущности антиинфляционной политики. Из поставленной цели вытекает необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность инфляции;
- изучить основные причины и последствия инфляции;
- изучить особенности антиинфляционной политики зарубежных стран;
- выявить отличительные особенности антиинфляционной политики в России;
- определить основные проблемы, пути решения и перспективы антиинфляционной политики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА……...
1.1. Понятие, сущность и причины инфляции………………………………
1.2. Экономические и социальные последствия инфляции……….………..
1.3. Сущность и методы антиинфляционной политики…………………….
ГЛАВА 2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ……………………………………………………….
2.1. Антиинфляционная политика: опыт зарубежных стран……………….
2.2. Отличительные особенности антиинфляционной политики в России..
2.3. Эффективность антиинфляционной политики в Росси на современном этапе……………………………………………………….
ГЛАВА 3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ…………………..
3.1. Проблемы антиинфляционной политики и пути их решения…………
3.2. Перспективы развития антиинфляционной политики России………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..

Файлы: 1 файл

инфляции курсовая готово.doc

— 187.50 Кб (Скачать)
  1. совершенствование денежной политики;
  2. повышение учетной ставки (ставки рефинансирования), обеспечение ее положительного значения;
  3. сдерживание кредитной эмиссии, повышение нормы обязательных резервов в национальной банковской системе;
  4. сокращение государственных расходов, обеспечение бездефицитного бюджета;
  5. совершенствование налоговой системы и увеличение денежных поступлений в бюджет, повышение степени доходности государственного имущества;
  6. подавление в национальной экономике монополистических тенденций;
  7. реформирование национальной экономики, освобождение ее от убыточных предприятий, повышение уровня рентабельности реального сектора экономики, включение специального противозатратного механизма;
  8. стабилизация обменного курса национальной валюты.

В рамках государственной  денежно-кредитной политики в последнее  время стали активно использовать такой прием, как таргетирование инфляции. Денежные власти страны с учетом тенденций, сложившихся в национальной экономике, определяют прогнозное значение инфляции и сравнивают его с допустимым уровнем (целевой показатель). После этого разрабатывается комплекс мер денежно-кредитной политики, чтобы обеспечить плановое значение инфляции.

Таким образом, из вышесказанного следует, что инфляция, несмотря на то, что она проявляется в росте цен, является сложным социально-экономическим явлением, порождаемым диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства и представляет собой одну из наиболее острых проблем современной экономики во многих странах мира. Основным методом борьбы с инфляцией является антиинфляционная политика, которая представляет собой систему мер по предупреждению и преодолению инфляции.

ГЛАВА 2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

 

 

2.1. Антиинфляционная политика: опыт зарубежных стран

 

 

Мировой опыт подтверждает приоритетность цели снижения инфляции в экономической политике, а также свидетельствует о наличии богатого арсенала инструментов для ее достижения.

Конкурентное стимулирование производства проводилось в США – администрация Р. Рейгана отказалась от государственной поддержки таких малоконкурентных отраслей, как черная металлургия, автомобилестроение, текстильная и обувная промышленность, что вызвало волну слияний крупных компаний. В результате резко возросшая конкуренция способствовала уменьшению инфляции с «ползучих» форм, а также ослаблению инфляционной спирали «заработная плата – цены». Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления. Поэтому большинство правительств при ее проведении в 60 – 70-х годах проявляли сдержанность или вовсе отказывались от нее [5, С.85].

Дополнительный аспект, требующий отдельного рассмотрения, – сроки введения режима. Ряд стран, такие как Великобритания и Швеция, использовали шоковый подход в проведении политики таргетирования инфляции и ввели новую политическую структуру за относительно короткий период времени. Другие страны, такие как Канада, Израиль и Австралия, предпочли политику градуализма, предполагающую постепенное приспосабливание к новому режиму и наличие множества целевых точек, учитывающих динамику экономической среды. Авторы полагают, что «Примером удачной шоковой терапии может служить Польша, оказавшаяся осенью 1989 г. на грани гиперинфляции (месячный уровень инфляции достигал 55%). После либерализации цен и сокращения темпов роста денежной массы уровень инфляции резко снизился, сопровождаясь на первых порах сокращением ВНП.

Среди республик бывшего СССР примерами успешно проведенной шоковой терапии можно считать антиинфляционную политику, проводимую с середины 1992 г. в Эстонии, Латвии, в меньшей степени в Литве. Введя собственную валюту, эти страны защитили себя от влияния инфляционных процессов в странах рублевой зоны. Одновременно была осуществлена либерализация цен, ликвидировано большинство субсидий и дотаций, бюджетный дефицит был сведен к минимуму [14, С.64].

Ученые выявили, что «Индексация сначала применялась в конце 40-х – начале 50-х годов, при инфляции, вызванной переходом от военной экономики к формальным рыночным условиям. Вновь индексация стала применяться в 70-е годы в связи с развертыванием галопирующей инфляции. В большинстве ведущих промышленно развитых стран она распространялась на меньшую часть трудового населения (например, в США приблизительно на 10%). Исключением была Италия, профсоюзы которой добились введения в стране полной индексации».

С целью облегчить жизнь в условиях инфляции индексация применялась в таких странах как Бразилия и Израиль, когда инфляция там измерялась двузначными и даже трехзначными цифрами.

Индексация имеет тенденцию сводить все цены и ставки заработной платы к средней величине, затрудняя корректировку относительных цен. В качестве примера такого рода нередко исследователи приводят Израиль, где «…практика индексации получила наиболее широкое распространение. Нефтяные шоки 70-х годов вызвали в Израиле возникновение инфляционной спирали, раскручивание которой к середине 80-х годов достигло 1000% в год. В экономике США, где индексация используется в гораздо меньшей степени, резкие колебания цен на энергоносители увеличили темп инфляции лишь на несколько процентных пунктов».

Индексация денежных доходов, которая часто ассоциируется с защитой от инфляции, на деле инициирует ускорение роста денежной массы и самой инфляции. В связи с чем писатели приводят такие цифры: «Так, в Израиле индексация способствовала росту инфляции с 40% в 1974 г. до 130% в 1980 г. и 425% в 1984 г». В итоге к середине 1980-х гг. в большинстве стран индексация как средство приспособиться к инфляции или игнорировать ее была либо существенно модифицирована, либо прекращена.

Экономическая политика США, с точки зрения Сарджента, после Второй мировой войны проводилась в режиме «стой – иди», причем допускалась систематическая инфляционная ошибка. Правительство попеременно боролось то с безработицей (проводя экспансионистскую экономическую политику), то с инфляцией (проводя ограничительную экономическую политику). Однако в среднем периоды экспансии были более продолжительными и более радикальными, чем периоды ограничений.

Доказательством рассуждений Т. Сарджента, как считает автор, «…служит обеспечение контроля над гиперинфляцией в Германии в 20-е годы. Во второй половине 1923 года ежемесячный темп инфляции в Германии достиг 35 000 %. Однако уже к концу года решительное изменение в проводимой налогово-бюджетной и денежно-кредитной политике, сопровождавшееся обещанием добиться конвертируемости немецкой марки в доллары (что означало тогда обратимость в золото), резко остановило развитие инфляционных процессов» [8, С.154].

Некоторые страны, подверженные гиперинфляции, предпринимали аналогичные изменения в режиме проводимой ими экономической политики и добивались при этом переменного успеха. В 1990 году к решительным изменениям в режиме экономической политики приступили Бразилия и Польша, переживавшие в предыдущем году гиперинфляцию. Хотя эти примеры и не подтверждают заявление о том, что существуют способы преодоления инфляции без определенных издержек, они действительно указывают на то, что изменение режима экономической политики может стать весьма существенным элементом в программе замедления темпов развития инфляции.

Сторонники «концепции предложения» в качестве одного из способов достижения результата рассматривали изменение налоговой политики. Они, как считают Э. Дж. Долан и Д. Линдсей, «…обращали внимание на то, что в течение 70-х годов произошла приостановка роста естественного уровня реального объема производства. Главной причиной этого замедления, по их мнению, стала действовавшая в США налоговая система». Не только корпорации и владельцы огромных состояний страдали от высоких налогов. Объединенное воздействие инфляции, прогрессивного подоходного налога и растущего налога, взимаемого со средств, направляемых на социальное обеспечение, вводило обыкновенных рабочих, получающих заработную плату, в группы, облагаемые еще более высоким налогом. Предельные ставки налогов до 30 или даже 40% от величины дохода рабочих и служащих обрабатывающей промышленности не поощряли их стремления повышать свою квалификацию, работать сверхурочно или просто регулярно появляться на рабочих местах. Международная практика показывает, что таргетирование позволяет снизить реальный уровень инфляции и с лагом удержать инфляционные ожидания. Однако воздействие политики на прочие макроэкономические переменные неоднозначно.

При всей кажущейся простоте основополагающих принципов их практическая реализация предполагает серьезные идеологические изменения в проведении денежно-кредитной политики. На практике Центральные банки обеспечивают прозрачность политики различными способами, как правило, публикуют отчеты по инфляции или отчеты о денежной политике. Однако частота публикаций, временные горизонты и допущения при прогнозировании, а также их содержание могут быть в разных странах разными.

2.2. Отличительные  особенности антиинфляционной политики  в России

 

 

Российский  тип инфляции отличается от всех других известных типов, что объясняется условиями её развития при переходе от плановой экономики к рыночной.

Ряд исследователей считают, что характер инфляции в  России не может быть объяснён только разрушением денежной массы вследствие гипертрофированного спроса. Они полагают, что инфляция имеет немонетарную или, по крайней мере, не только монетарную природу. В качестве причин, вызывающих инфляцию, приводятся следующие:

1) структурные  диспропорции между отраслями  экономики, оставшиеся в наследство  от централизованной плановой системы. Микро - и макроэкономические перекосы не только соответствуют стандартам рыночной экономики, но и не позволяют быстро победить инфляцию. Последняя может быть остановлена только после радикальных структурных преобразований, на которые потребуются десятилетия;

2) высокий уровень  монополизации экономики, что  объясняет монопольный характер  поведения производителей на  рынке и устанавливаемые ими  монопольные цены;

3) глобальная  милитаризация экономики, большая  армия. Эти сектора экономики, по своему определению, являются нерыночными. Их продукция не ориентируется на свободный рынок и производится только по государственным заказам, а финансирование осуществляется из государственного бюджета. Факторы производства не являются достаточно мобильными и не могут быть легко перемещены в рыночно ориентированные секторы экономики. Другими словами, разрыв между спросом на потребительские товары, который предъявляет население, и рыночным предложением этих товаров не моет быть легко устранён, что сохраняет базу для роста инфляции;

4) огромные масштабы  страны и колоссальный экономический  потенциал. Импорт, который в относительно  небольшой стране может создать  конкурентную среду для внутренних  производителей, не может полностью  нейтрализовать монопольные тенденции и все существующие перекосы российской экономики [15, С.75].

При определённом высоком уровне инфляции становится опасной для экономии и социальной стабильности общества. Отрицательное  влияние высокой инфляции для  национальной экономики России состоит в следующем:

  • обесцениваются доходы населения, особенно занятого в бюджетной сфере;
  • происходит перераспределение национального богатства от наиболее бедных к наиболее богатым слоям населения, что подрывает социальную стабильность в обществе и усиливает социальное расслоение;
  • разрушается денежная система страны, иностранные денежные знаки постепенно вытесняют национальную валюту, расцветает бартер;
  • денежные накопления предприятий обесцениваются, невозможные инвестиции, никакие долгосрочные решения не могут быть приняты, подрывается база экономического роста [5, С.74].

Сегодня можно  утверждать, что поскольку инфляция порождена диспропорциями общественного  воспроизводства в сложных условиях перехода России к рыночной экономике  и распада традиционных связей с бывшими союзными республиками, то доминантой в антиинфляционной стратегии и политике должен быть воспроизведённый аспект. Поэтому первоочерёдной задачей в борьбе с инфляцией является преодоление экономического распада, эффективная антиинфляционная политика, формирование стабильной макроэкономической структуры рынка с целью постепенного выравнивания диспропорций общественного воспроизводства.

Основными направлениями  российской антиинфляционной политики являются регулирование инструментами  денежно-кредитной политики объёмов денежной массы. Однако, как показывает опыт, преодоление высокой инфляции в России с помощью только одних монетарных методов носит крайне неустойчивый характер, что объясняется двумя факторами. Во-первых, в стране в огромном объёме появились неплатежи, в том числе и длительные задержки выплаты зарплаты и пенсий, особенно со стороны руководителей частных предприятий. Но если в этих условиях для ликвидации неплатежей провести значительную эмиссию, то рост цен может вернуться на уровень гиперинфляции. Во-вторых, повышение государственных расходов при недостаточном уровне доходов, как правило, вынуждает потребителя прибегать к погашению дефицита через заимствование на внутреннем рынке. Однако в настоящее время с ростом налоговых поступлений объём заимствований на внутреннем рынке резко сократился, т.е. вместо дефицита образуется профицит.

Таким образом, высокая инфляция является негативной составляющей всего процесса перехода от прежней плановой экономики к  рыночной. Необходимо отметить, что  результативность мер борьбы с инфляцией неразрывно связана с выбором целей и путей их достижения.

Информация о работе Антиинфляционная политика