Антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 09:43, реферат

Краткое описание

Именно потому, что тема эта столь популярна в наши дни, я остановился на ней как на предмете своего скромного исследования. Я хотел бы уяснить себе, что это за феномен; каковы его корни; столь ли он опасен для экономики, как это говорят, и если да, то почему; и как с ним борется государство. Я хотел бы отметить, что мои стремления были направлены на то, чтобы установить, как все это бывает обычно.

Оглавление

Инфляция.
Антиинфляционная политика государства.
Роль Центрального банка
Содержание
Вступление
1. Что такое инфляция?
2. Причины инфляции
3. Антиинляционная политика
4. "Антиинфляция" по-российски
5. Центральный банк
6. Таргетирование
7. Как спасти отечество?
8. Вместо заключения

Файлы: 1 файл

Инфляция.docx

— 35.59 Кб (Скачать)
justify">Во-первых, только ему подчинена  денежная эмиссия. Здесь надо заметить, что для эффективного выполнения центральным банком своих задач  необходимо исключить возможность  любого давления со стороны правительства  либо других государственных структур для осуществления своей политики или ведения других операций, так  как подобное вмешательство может  вызвать бесконтрольное увеличение ликвидности банковской системы. В  подавляющем большинстве стран  есть специальный закон о Центральном (Национальном, Федеральном резервном, др. –от названия не меняется сущность) банке, устанавливающий его независимость от правительства, главы государства и парламента. Но, естественно, мероприятия центробанка проводятся по согласованию с правительством и в рамках общей национальной политики.

Во-вторых, центральный банк осуществляет косвенный контроль над  денежной массой через воздействие  на процентную ставку–норму минимальных  обязательных резервов на счетах в  центральном банке для коммерческих банков, который осуществляется законодательно, с дифференциацией по видам депозитов  и кредитных институтов.

Для понимания этой операции необходимо остановиться подробнее  на таком термине, как банковская ликвидность, то есть способность превращаться в наличные деньги. Совокупная ликвидность  банковской системы обеспечивается центральным банком путем обмена платежных исков к нему самому на долгосрочные активы коммерческих банков (в реальной практике в качестве залога). Таким образом центральный банк выступает в роли "последнего кредитора в критической ситуации". Эта оперция позволяет коммерческим банкам-держателям неликвидов удовлетворять требования вкладчиков на фонды.

Высокий уровень ликвидности  при низкой норме процента прежде всего расширяет спрос на кредиты и государственные ценные бумаги со стороны частного сектора, а также стимулирует рост расходов частных лиц на товары и услуги, вызывает повышение уровня экономической активности, то есть оказывает давление на рост цен, уровень ценовой инфляции. Поэтому увеличение нормы минимальных обязательных резервов - путь к уменьшению ликвидности банковской системы, ограничению кредитных операций и, как конечный результат, вызывает сокращение темпов роста денежной массы.

Для регулирования совокупной ликвидности центральный банк в  соответсвии с целями национальной политики, кроме изменения нормы процентной ставки, прибегает к ряду других методов, осуществляя прямое финансирование правительственных расходов, покупая ценные бумаги, ведя операции на открытом рынке.

Надо, однако, заметить, что  реакция на подобные меры будет варьироваться  в зависимости от соотношения  предложения и спроса на кредитные  ресурсы на момент их реализации. Норма  процентной ставки также во многом зависит от общего развития производства, коньюктурного колебания цен, дефицита государственного бюджета и даже от многих внешнеэкономических факторов. Поэтому подобные меры косвенного воздействия дают ощутимые результаты лишь в долгосрочном плане. В-третьих, это - сокращение кредита, неизбежное в условиях высокого уровня притока капитала из-за границы. Необходимо отметить, что долгосрочные сберегательные активы небанковских структур тоже могут колебаться. Поэтому кредитная экпансия только частично увеличивает количество денежной массы, а сокращение объемов предоставляемых кредитов лишь частично ее уменьшает. В целом можно сказать, что влияние центрального банка значительно, но отнюдь не имеет определяющего значения. Проводя политику по обузданию инфляции в масштабах целого государства, необходимо помнить, что денежные отношения не оторваны от других сфер экономической и социальной жизни страны. Активные действия, проводимые исключительно в рамках возможностей центрального банка, без других комплексных мер могут не возыметь должного действия, и даже вызвать обратный эффект. Ограничение эмиссии, повышение минимальных обязательных резервов и уменьшение спроса на кредиты, особенно в условиях олигополистичнеской структуры рынка, может привести к сокращению инвестиций и объемов производства.

Тем не менее, повышение регулирующей роли центрального банка - важная предпосылка  успеха. Необходимо предоставить ему  необходимую самосоятельность в осуществлении денежной политики, законодательно закрепленную возможность контролировать каналы, по которым возникает нагнетание денежного обращения в стране, в то же время обеспечив согласованность его мероприятий с общей политикой, проводимой правительством.

В условиях экономического кризиса, неразвитости рыночных отношений, слабости денежной и кредитно-финансовой системы  центральный банк неизбежно будет  пользоваться жесткими административными  методами регулирования, и только в  перспективе - переход к косвенному ргулированию, в том числе через установление целевых ориентиров, на чем, кстати, надо остановиться подробнее.

6. “Таргетирование”- установление центральным банком целевых ориентиров прироста денежной массы. Фридмен, один из апостолов современного монетаризма, например, принимал величину темпа роста денежной массы в 4% в год за оптимальную, так как при таком росте, по его мнению, одновременно сохраняется стабильность покупательной способности денег и обеспечивается экономический рост при высоком уровне занятости.

Впервые опыт таргетирования приобрел Бундесбанк –центральный банк Германии - в 1974 году, и с тех пор он ведет активные мероприятия в этой области. К настоящему времени подобная практика распространилась на большинство экономически развитых стран. В одних случаях таргетирование сводится к чистой формальности, официальному прогнозу возможного развития ситуации. В других случаях либо устанавливается твердая контрольная цифра допустимого роста по одному или нескольким денежным агрегатам на определенный период времени, либо применяется так называемая "вилка"– устанавливаются верхний и нижний допустимый предел. Использование "вилки" объясняется рядом объективных причин, в том числе краткосрочным изменением коньюктуры, внешнеэкономическим воздействием, трудностями, связанными со статистическим измерением денежной массы. Широкая "вилка" в 3% (которую применял, например, тотже Бундесбанк в 1979-1983 и 1986-1988 годах)4) говорит об увеличении степени неопределенности и снижении эффективности регулирования денежной массы.

Вместе с тем, устанавливая значительную разницу между верхним  и нижним пределами темпа роста  денежной массы, центральный банк сознательно  создает большие возможности  реагирования на возникновение диспропорций, не подрывая доверия к своей политике управления денежным обращением.

Надо, кстати, сказать, что  сторонники монетаризма в экономической  теории утверждали, что центральный  банк не должен ни в каком случае отступать от намеченных ориентиров, обращать внимание на краткосрочные колебания коньюктуры цен, валютных курсов, спроса на деньги. Но рецепты стабилизации экономики, предлагаемые теоретиками монетаризма, нигде не были восприняты буквально. Следуя в общем в русле этого экономического учения, центральные банки на практике проводили меры, от него отклоняющиеся или даже просто ему обратные, ибо главной целью своей деятельности видели не доказательство верности или ложности той или иной теории, а удовлетворение национальных интересов и благосостояние своей страны.

Поэтому, несмотря на рецепты  монетаристов, центральные банки при установлении целевых ориентиров учитывали краткосрочные колебания коньюктуры цен, валютных курсов, спроса на деньги. В течение года банк объявлял, какой именно из границ "вилки" он будет придерживаться.

Отвечая на два основных аргумента  противников таргетирования, нужно отметить, что инфляционные процессы обладают огромной энертностью. Очевидно поэтому, что, имея в стартовой позиции значительные темпы обесценения денег, центральные банки не могут при установлении целевых ориентиров не учитывать "неизбежного" темпа инфляции. Это, однако, вовсе не говорит о неэффективности таргетирования.

И еще: неустойчивое общеэкономическое  положение, внешнеэкономические факторы, тесное интегрирование национальной системы  хозяйства в мировую экономику  и многое другое - вот те причины, благодоря которым правительства развитых государств не могут проводить полностью автономную денежную политику. Международный перелив капитала, различия в нормах процентных ставок по странам и колебания курсов валют заставляют иногда центральные банки отступать от намеченных целей. Так, в 1978 году центральный банк Германии - Бундесбанк пошел на незапланированное понижение нормы процента, что вызвало значительное увеличение денежной массы в обороте. В данном случае банк руководствовался теми соображениями, что в условиях значительного экономического роста, повышения курса марки к другим твердым валютам и интенсивной германской экономической экспансии подобные меры были бы полностью оправданы.

Подводя промежуточные итоги, я могу сказать, что значение таргетирования среди всех методов регулирования денежного обращения центральным банком трудно переоценить. Установление целевых ориентиров и наблюдение за реальной динамикой цен позволяет своевременно принимать решения о необходимых регулирующих мероприятиях.

Таргетирование, таким образом, выполняет функцию индикатора, указывающего на необходимость проведения тех или иных изменений. Кроме того, определение целевых ориентиров влияет на инфляционные ожидания хозяйственных субъектов, что само по себе является важным самостоятельным фактором степени обесценивания денег и способствует снижению инфляции. Безусловно, этот фактор возымеет действие только при значительной степени доверия населения полинике центробанка и правительства. Установление заранее невыполнимых целей - путь к усугублению всех возникших проблем. Вообще, без веры жить трудно....

7. Как спасти отечество?  Принципиально различаются два  подхода к способам преодоления  кризиса: рыночный и коммунистический. Я убежден в том, что спад  для экономики периода реформ  дело абсолютно нормальное, на  это указывает и весь мировой  опыт, и наш собственный времен 1920-х годов. Так же очевидно  для меня, что эти реформы были  необходимы. Возвращение к командно-административной  системе (либо к политике доминирования  административных методов ведения  хозяйства) просто невозможно. Поэтому  преодоление спада не может  рассматриваться как вещь сама  по себе. Важно - к чему мы  придем, что будет после. Для  меня "построение" рыночного, нормального,  свободного государства–главная цель, и по отношению к ней я сужу современных политиков и их программы.

Для достижения этой цели безусловный  приоретет имеет, конечно, финансовая стабилизация, и лишь в условиях сбалансированных финансов, умеренной инфляции и положительных процентных ставок можно реабилитировать накопления и сформировать инвестиционный капитал. Что же касается "воздушных" централизованных капиталовложений, то есть государственных инвестиций, проводимых за счет увеличения бюджетного дефицита, то это лишь усугубит проблемы: жить надо по средствам.

В оценке современного состояния  нашей экономики существуют два  различных мнения: первое, что спад в производстве объясняется исключительно  структурной перестройкой экономики, и второе, что этот спад приобрел уже тотальный характер. Никто  не спорит с тем обстоятельством, что в предперестроечный период никакого спада не наблюдалось, и в то же время значительная часть произведенной продукции просто не востребовалась, то есть производилась зря. Однако, если обратиться к опыту западных стран, то можно убедиться, что там структурные изменения были ориентированы прежде всего на модернизацию промышленности. В России же наряду со свертыванием ряда "иррациональных" отраслей (больше всего, конечно, военное производство) не наблюдается никаких надежд на начало процесса обновления основного капитила промышенности.

Причины на это опять-таки две: во-первых, у государства для  этого нет средств, а частные  и акционерные капиталы отпугиваются нерентабельностью инвестиций и  инфляцией. Если обратиться к мировому опыту и к собственной истории  времен НЭПа, то с источником денег там все вроде бы ясно.

Послевоенная Западная Европа получала помощь на восстановление индустрии  от Америки по плану Маршалла, сама Америка проводила индустриализацию на деньги, вырученные от разработки месторождений  техасской нефти и клондайкского золота (не будучи при этом отягощенной грузом требующих модернизации производств, как современная Россия).

Нэповский нарком Григорий Сокольников  предельно четко видел источник финансирования социалистической индустриализации: он, совершенно не стесняясь, использовал  ножницы цен на промышеленную и сельскохозяйственную продукции и этим оригинальным способом откачивал средства из села. Кроме того, Сокольников весьма избирательно подходил к своей собственной финансовой стабилизации: твердым червонцнем тогда расплачивались отнюдь не со всеми, ведь параллельно с червонцем какое-то время широко эмитировали и старые дензнаки. Это значит, что и бюджетный дефицит эксплуатировался без излишней деликатности. Вторая причина - даже если правительству удастся добиться финансовой стабилизации, не обязательно это приведет к модернизации промышленности, так как при нынешнем уровне спада в машиностроении, которое и является ее источником, мы можем в недалеком будущем оказаться со стабильными финансами, но без машин. И в то же время при нынешнем состоянии экономики протекционизм применительно к внутренним товаропроизводителям абсолютно бесполезен - а по отношению к потребителю просто опасен. Защита внутреннего рынка хороша тогда, когда в народном хозяйстве страны развертываются какие-то инвестиционные проекты, намечается рост производства. Этого ничего не наблюдается, и при настоящем спаде увеличение импортных тарифов приведет лишь к оскуднению и без того небогатого рынка и укрепит монополию многих отечественных неконкурентноспособных, а подчас и просто нерентабельных (обанкротившихся) предприятий.

Информация о работе Антиинфляционная политика