Антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Победить инфляцию, уничтожить ее невозможно в современных условиях, так как нельзя ликвидировать факторы, порождающие ее: бюджетный дефицит, диспропорции в хозяйстве, монополизм в экономике, инфляционные ожидания населения, неуправляемые перемещения спекулятивных капиталов между странами. Однако уровень инфляции в стране можно сделать контролируемым, управляемым. Это является целью антиинфляционной политики государства.
В настоящей работе мною будут рассмотрены социально–экономические последствия инфляции и основные методы антиинфляционной политики государства, а также особенности антиинфляционной политики в России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1) Социально-экономические последствия инфляции…………….…………...4
2) Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики…………………………………………………………………….....…..7
3) Особенности антиинфляционной политики в России на современном этапе………………………………………………….………………...…………13
Практикум………………………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Текст.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

    Кейнс утверждал, что размеры общественного  производства и занятости, их динамика определяются не факторами предложения, а факторами платежеспособного спроса и его составляющих, а также факторов, влияющих на спрос.

    Рост  совокупного спроса тормозят два  фактора. Первый – психология потребителей. С увеличением доходов не все они будут направлены на покупку товаров, часть доходов пойдет на сбережения. С увеличением доходов склонность к потреблению снижается, склонность к сбережению – растет. Второй тормоз – снижение эффективности капитальных вложений. С увеличением размеров накопленного капитала норма прибыли снижается в силу закона убывающей производительности капитала. Если норма прибыли не сильно отличается от нормы процента, то расчет на получение высоких доходов от расширения и модернизации производства оказывается малопривлекательным. Спрос на инвестиционные товары падает.

    Кейнс предложил следующие инструменты  регулирования совокупного спроса:

  • предлагалось снизить проценты на кредиты, что увеличит разрыв между стоимостью кредитов и ожидаемой прибыльностью капиталовложений, поднимет их «предельную эффективность». Предприниматели будут вкладывать денежные средства не в ценные бумаги, а в развитие производства; 
  • чтобы стимулировать эффективный спрос, Кейнс рекомендовал увеличить государственные расходы, инвестиции и закупки товаров. Расчет делался на то, что государство «будет брать на себя все большую ответственность за прямую организацию инвестиций». Предполагалось, что расширение инвестиционной деятельности государства будет направлено, прежде всего, на организацию общественных работ — строительство шоссейных дорог, освоение новых районов, сооружение предприятий;
  • намечалось перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих наиболее низкие доходы. Такая политика была призвана увеличить спрос этих социальных групп, повысить денежный спрос массовых покупателей. Склонность к потреблению в обществе должна увеличиться.

    В итоге, утверждал Кейнс, расширится производство, будут привлечены дополнительные работники, сократится безработица. Рассматривая два инструмента регулирования спроса — денежнокредитный и бюджетный, Кейнс отдавал предпочтение второму. Во время спада инвестиции слабо реагируют на снижение уровня процентной ставки (денежно-кредитный способ регулирования). Значит, главное внимание следует уделять не снижению процентной ставки (косвенная форма регулирования), а бюджетной политике, в том числе увеличению тех расходов самого государства, которые стимулируют инвестиции фирм.

    Со  второй половины 70-х – начала 80-х  г.г. шел интенсивный поиск новых  подходов к регулированию экономики. Если при разработке теории Кейнса центральным вопросом была безработица, то затем ситуация изменилась. Главной стала проблема инфляции при одновременном снижении производства. Эта ситуация получила название стагинфляции. Кейнсианские рекомендации по увеличению бюджетных расходов и проведению политики дефицитного финансирования в изменившихся условиях оказывались непригодными. Бюджетные манипуляции могли только усилить инфляцию, что и происходило.

    Началась  переоценка ценностей, поиск новых рецептов. Был выдвинут лозунг «Назад к Смиту!», что означало отказ от методов активного государственного вмешательства в экономику. Немаловажное влияние в процессе разработки новой концепции и пересмотра экономической политики получили рекомендации монетаристов, во главе которых стоял    М. Фридман.

Основные  положения концепции  Фридмена и его  сторонников:

    1. Устойчивость частного рыночного  хозяйства. Монетаристы считают,  что рыночное хозяйство в силу  внутренних тенденций стремится  к стабильности, самоналаживанию.  Система    рыночной    конкуренции обеспечивает   высокую   стабильность. Цены исполняют роль  главного инструмента, обеспечивающего корректировку в случае нарушения равновесия. Если имеют место диспропорции, нарушения, то это происходит, прежде всего, в результате внешнего вмешательства.

    2. Число государственных регуляторов сокращается до минимума, исключается или снижается роль налогового, бюджетного регулирования (административных методов).

    3. В качестве главного регулятора, воздействующего на хозяйственную жизнь, служат «денежные импульсы», денежная эмиссия. Фридмен утверждал, ссылаясь на «монетарную» историю Соединенных Штатов, что между динамикой денежной массы и динамикой национального дохода существует самая тесная корреляционная связь и денежные импульсы — самая надежная настройка экономики. Денежная масса влияет на величину расходов потребителей, фирм; увеличение массы денег приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей — к росту цен.

    4. Поскольку изменения денежной массы сказываются на экономике не сразу, а с некоторым опозданием (лагом) и это может вести к неоправданным нарушениям, то следует отказаться от краткосрочной денежной политики. Ее следует заменить политикой, рассчитанной на длительное, постоянное воздействие на экономику, имеющее целью рост производственного потенциала. Данное положение, как  и  другие, также направлено против кейнсианского курса на текущее урегулирование конъюнктуры: кейнсианские коррективы запаздывают и могут приводить к противоположным результатам.

    Монетаристы  исходят  из  того,  что  главная  функция  денег  —  служить  финансовой  основой  и  важнейшим стимулятором   экономического развития.

    Регулирование  денежной  массы  через   систему   банков   воздействует   на распределение   ресурсов   между   отраслями,   способствует    техническому прогрессу, поддержанию экономической активности.

    Денежным  инструментом следует  пользоваться  осторожно.  Если  происходит относительно  небольшое  увеличение   количества   денег   в   обращении   и соответственно повышение цен, согласуемые с темпом экономического роста,  то создаются необходимые  предпосылки для равновесия между денежным  и  товарным секторами. Если  цены  растут  быстро,  то  развертывается  неконтролируемая инфляция. Снижается покупательная сила денег. Потребность в них  возрастает, ибо увеличивается объем товарооборота (в  номинальном  выражении).  Нехватка денежных средств может привести к кризису платежей и расчетов.

    Как говорилось выше, спрос на  деньги  формируется  на  основе  сравнения альтернативных  выгод.  В  связи  с  ожидаемой   инфляцией   все   стремятся освободиться от «горячих» денег. Их трансформируют в  другие  виды  активов, например, в ценные бумаги, недвижимость,  а  не  в  производство,  так как  риск инвестиционных вложений растет.

    Исходные  положения  монетаристской  теории  —   устойчивость   рыночного  механизма, его способность к саморегулированию;  при этом  имеется в виду наличие в обществе определенных  условий.  Оптимизация структуры богатства предполагает, что средний класс обладает  основными формами богатства и может выбирать,  что полезнее   для   максимизации   доходов.   Необходимы предпосылки  для  свободного  вложения  ресурсов  и   перемещения активов; совокупный спрос на деньги должен стабилизироваться.

    Монетаристская  концепция и монетаристские  рецепты  отличаются от кейнсианских, а иногда и противоречат им. Вместе  с  тем  было бы  неправильно  проводить  резкую  грань  между  этими  двумя  подходами  к проблеме экономического регулирования. Обе теории построены применительно  к условиям,  прежде  всего,  рыночной  экономики.   В   известной   мере   они взаимодополняют друг друга,  составляя  теорию  определения  общего  дохода. Кейнс обосновывает количественную зависимость доходов от  расходов,  Фридмен — зависимость доходов от денег.   
 

    Особенности антиинфляционной политики в России

    на современном этапе 

    Условно в РФ можно выделить четыре различных  периода антиинфляционной политики.

    Первый (1992-1994 гг.) – это период гиперинфляции  или почти полного отсутствия антиинфляционной политики, в следующий  период               (1995-1996 гг.) происходит резкое и многократное снижение инфляции, явно свидетельствующее об осуществлении в РФ некоторых антиинфляционных мер; затем, и это уже третий период (1997-1999 гг.) – антиинфляционная политика постепенно и неуклонно слабеет, а темпы инфляции, соответственно, ежегодно возрастают, период активизации антиинфляционной борьбы с 2000 по 2008 гг. характеризуется ежегодным снижением инфляции.

    По  итогам третьего квартала 2009 г. можно  констатировать, что российская экономика  вышла из острой фазы кризиса. Об этом свидетельствует возобновление роста российской экономики во второй половине 2009 г. Проводимая Правительством РФ антикризисная политика не только позволила предотвратить более глубокий спад, но и привела к сравнительно быстрому выходу экономики на положительные темпы роста. При этом положительные тенденции оживления экономики сопровождаются резким замедлением инфляции, что позволяет предположить, что рост является сбалансированным и не основан на появлении новых «пузырей» на отдельных рынках. Стабильной остаётся ситуация в социальной сфере – в результате проводимой антикризисной политики удалось предотвратить рост социальной напряжённости, под контролем находится уровень безработицы (на конец ноября он составил 8,1% экономически активного населения, против 9,1% по итогам первого квартала). В то же время, положительные тенденции пока носят неустойчивый характер. Экономический рост и увеличение объёма промышленного производства в одних секторах сочетается с падением в других. Продолжается стагнация основных локомотивов устойчивого роста – инвестиционной и кредитной активности. Такой путь не обеспечивает модернизации экономики, достижения целей и задач долгосрочного развития, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. (далее – Концепция), а также в основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2012 года. Это значит, что необходима корректировка политики в плане смещения акцента с мер, нацеленных на антикризисную поддержку отраслей, предприятий и населения, на меры, ориентированные на формирование нового промышленного потенциала, модернизацию, инновации, повышение качества человеческого капитала. Такое смещение акцентов должно позволить на горизонте в 2-3 года компенсировать накопленное за 2009 год отставание от «графика» модернизационной повестки дня, сформулированной в Концепции.

    Прежде  всего, из мер, задействованных в 2009 г., будет продолжена реализация наиболее эффективных. Часть мероприятий, предусмотренных пакетом антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г. носит дополнительный характер, и их реализация продолжится в 2010 году. 

    Основные  приоритеты антикризисной  программы:

  1. Поддержка социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения: снижение напряжённости на рынке труда; на указанные цели в федеральном бюджете на 2010 г. предусмотрено выделить 36,3 млрд. рублей.
  2. Поддержка оживления экономики – 233 млрд. рублей зарезервированы на 2010 год на: расширение кредитования предприятий, реструктуризация задолженности реального сектора; поддержка внутреннего спроса; расширение базы экономического роста – развитие малого и среднего бизнеса; реструктуризация экономики моногородов.
  3. Модернизационные меры: диверсификация экономики, поддержка внутреннего спроса, создание новых современных производств; стимулирование инновационной активности в экономике; развитие ключевых высокотехнологичных и инфраструктурных отраслей экономики; формирование «длинных денег» в экономике; модернизация финансовой системы; развитие человеческого капитала; государственный сектор и бюджетная сфера; модернизационные аспекты макроэкономической политики.

    В 2010 г. будет предложена тенденция  последовательного снижения темпов инфляции. В первой половине 2010г. инфляция будет оставаться достаточно низкой в связи с сохранением высоких спросовых ограничений и прогнозируемым укреплением обменного курса. Сдерживающее влияние также окажет снижение цен на зерно урожая 2009 г. По мере восстановления экономики и оживления спроса рост потребительских цен может возобновиться. В целом за год инфляция может составить 6,5-7,5 процентов.

    В связи с замедлением темпов роста инфляции в 2010-2012 годах и более сильным ростом экономики реальная заработная плата в целом за 2010-2012 годы вырастит на 6,5 процентов. Снижение инфляции благоприятно скажется на увеличении реальных располагаемых денежных доходов населения – в 2010 году они вырастут на3%. Значительный вклад при этом будет вносить рост доходов пенсионеров. Стабильной останется в 2010 г. численность безработных которая сократится в среднем за 1 год до 6,3 млн. человек (8,6% от экономически активного населения) – 6,4 млн. чел.в2009 году.

    В 2010 г. начнёт восстанавливаться потребительский спрос, в первую очередь за счёт проводимых мероприятий по опережающей индексации социальных пособий и выплат, повышению денежных доходов пенсионеров, а также восстановления докризисного уровня заработной платы в организациях коммерческого сектора на основе роста объёмов производства и снижения инфляции. В целом за год потребительский спрос вырастет на 3,3 процента. В последующие годы рост спроса будет поддержан ростом заработной платы и восстановление кредита.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства