Антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель этой работы заключается в изучении инфляционного процесса и анализе возможных вариантов антиинфляционной политики в Российской Федерации.
Задачами работы являются:
изучение процесса инфляции, факторов на него влияющих, причин, механизма развития инфляции, ее особенностей в России;

рассмотрение различных вариантов антиинфляционной политики с учетом мирового опыта;
анализ применения различных вариантов антиинфляционной политики в России с учетом ее особенностей.

Оглавление

Введение.

Глава 1. Сущность, причины и механизмы инфляции.
1. Понятие инфляции
2. Причины инфляции
3. Виды инфляции
4. Инфляционная спираль
5. Сущность инфляции в разных экономических школах.

Глава 2.Стратегия и тактика антиинфляционного регулирования.
1. Монетарные инструменты антиинфляционной политики.
2. Немонетарные инструменты антиинфляционной политики.
3. Борьба с инфляцией как многофакторным явлением.
4. Способы предотвращения инфляции

Глава 3. Особенности борьбы с инфляцией в России. Антиинфляционная политика государства в 2011 году



Заключение.

Файлы: 1 файл

эк. теория курсовая.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

В начале 2011 года лидерами роста стали гречневая крупа (+2,3%), пшено (+2%), капуста (+1,7%) и репчатый лук (+1,6%). Подсолнечное масло, маргарин, говядина, хлеб и мука подорожали на 0,6-1,1%. В среднем цены на начало года на продукты выросли на 2,6%, на услуги - на 4,1%, на непродовольственные товары - на 0,9%. Лидером роста стал картофель (+23%).

В марте на фоне других продуктов особенно заметно подорожало пшено (+9%), на гречневую крупу-ядрицу - на 8,7%. Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце марта 2011г. составила 2845,1 рубля в расчете на месяц. За месяц его стоимость выросла на 0,7%, а с начала года - на 8,4%. В то же время снизились цены на лимоны (-4,8%), виноград (-4,6%), груши (-1,7%), картофель (-1,1%) и сахар-песок (-2,2%). Цены на бензин, благодаря вмешательству государства, снизились на 0,8%. Среди других товаров, подешевевших (по данным Росстата) в марте - компьютеры и сотовые телефоны, зимняя обувь и одежда для взрослых и детей, аппараты для измерения артериального давления, стиральные машины, фотоаппараты, бытовые плиты и проигрыватели.
В апреле среди продуктов одним из лидеров по темпам увеличения цен стали куриные яйца - они подорожали в среднем по стране на 6,2%. по-прежнему зарегистрирован заметный прирост цен на пшено и гречневую крупу - 7,2 и 5,8% соответственно. Цены на столовую свеклу увеличились на 13,4%, свежую белокочанную капусту - на 2,1%. За апрель подешевели картошка, груши, лимоны, виноград (на 3-5%), бананы (на 10%). Из непродовольственных товаров дешевле стали дрова, свежесрезанные цветы, зимние куртки, пальто и сапоги, персональные компьютеры и телефонные аппараты сотовой связи (на фоне дорожающих мыла, сигарет и бензина).

Государственная проверка выявила также необоснованный рост тарифов на коммунальные услуги, который происходит вследствие того, что компании завышают расходы на обслуживание соответствующей инфраструктуры и закладывают их в тарифы. Кроме того в системе ЖКХ используются устаревшие нормативы потребления, в частности, воды, что влечет за собой рост расходов на ремонт.

Причины снижения инфляции в 2011 году

низкий потребительский спрос;

укрепление курса рубля (усиление курса рубля способствует понижению инфляционного давления);

Антиинфляционная политика государства в 2011 году

таргетирование инфляции (регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах);

продажа зерна из интервенционного фонда (порядка 5,6 млн. т зерна, ежемесячный объем торгов будет составлять до 500 тыс. т зерна (из них 100 тыс. - фуражного), проводиться они будут до конца июня 2011 года);

в планах принятие закона "О торговле" (фиксирование цен на продукты, если цены растут более чем на 30% в течение 30 календарных дней. Закон также позволит принимать отдельные законы по установлению цен или предельных наценок на любые товары.)

ужесточение монетарной политики - повышение учетной ставки;

повышение с 1 февраля 2011г. нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте - с 2,5 до 3,5%. С 25 марта размер обязательных резервов повысился с 4,5% до 5,5%, по обязательствам перед физлицами и иным обязательствам кредитных организаций в рублях и иностранной валюте - с 3,5% до 4%;

ужесточение антимонопольных мер (по завышению цен на лекарства, бензин и продукты);

регулирование (фиксация) цен на электроэнергию и бензин;

снижение импортных пошлин (на национальном уровне и уровне Таможенного союза) на ряд продовольственных товаров (сахар, гречку, зерно);

заимствование денежных средств на финансовом рынке - операции на открытом рынке (размещение евробондов РФ);

расширение валютного коридора (гибкость курсообразования);

прекращение экспорта бензина в мае для стабилизации ситуации на внутреннем рынке. Экспортная пошлина на бензин с 1 мая 2011г. составит 408,3 долл./т, что на 34% больше по сравнению с изначально запланированной на май пошлиной и на 44% - по сравнению с действовавшей в апреле;

повышение ставки рефинансирования

сокращение государственных расходов на оборону и МВД;

сокращение государственных инвестиций (оптимизация расходов на ФЦП, поддержку юрлицам и ипотечным программам)

В 2011 году подавление роста потребительских цен планируется достигать в основном за счет средств денежно-кредитной политики. В первом квартале 2011 года благодаря административным мерам (фиксации цен) правительства удалось замедлить темпы инфляции до 0,2-0,5% в месяц.

В России монетарный фактор на темпы инфляции почти не действует (вклад монетарного фактора на уровень инфляции находится в пределах 5-6%). Удельный вес денежной массы, обслуживающей российскую экономику, по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) значительно ниже, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой.

Пути совершенствования антиинфляционной политики в РФ:

снижение ставок таможенных пошлин;

изменения в налоговой политике (снижение страховых взносов в ПФ);

регулирование тарифов естественных монополий (в пределах инфляции предыдущего года);

ужесточение контроля над ценами;

дотирование и возмещение расходов на ГСМ сельхозпроизводителей;

Структура расходов населения РФ:

продовольственные товары: 38,5%;

непродовольственные товары: 35,57%;

услуги: 25,93%.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных
процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием набегания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции в различных его проявлениях носит не случайный характер, а весьма устойчивый. К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.
В отличие от Запада в России и других странах, осуществляющих
преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс
развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма
необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию к регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.


Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют
выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в
жизнь.

Итак:

1. Как было показано выше, в настоящее время инфляция один из самых
болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы,
денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только
снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности
хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению
структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

2. По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляции бывают
весьма различными. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как
прямой результат только определенной политики расширения денежной
эмиссии, так как рост цен оказывается не просто следствием непродуманных
действий государственных чиновников, а неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. Нельзя сказать, что инфляция в различных ее проявлениях носит случайный характер, нет, это далеко не так. Напротив, инфляция носит весьма устойчивый и практически неизбежный характер.


3. В экономически развитых странах инфляция может рассматриваться как
неотъемлемый элемент хозяйственного механизма. Однако в них она не
представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно
широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных
процессов.

4. Управление инфляцией представляет важнейшую проблему
денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо при этом учитывать многофакторный характер инфляции. При всей значимости
сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной
эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных
мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства,
совершенствование налоговой системы, повышение ответственности
предприятий за результаты хозяйственной деятельности. проведению
определенных мер по регулированию цен и доходов. Именно из-за
актуальности данной темы для России в настоящее время я выбрал именно
эту тему для курсовой работы. Ведь, как было показано выше, очень важно
уметь и понимать причины и сущность инфляции.




СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Жуков Е.Ф. «Общая теория денег и кредита». 1995 г.,

2.      Лившиц А. Введение в рыночную экономику // М., 1991

3.      Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Основы экономической теории». М.: Экономика, 1995 г.,

4.      Самуэльсон П. Экономика М. 1992 г. т.1, гл.15, 19; т.2, гл.36,39.

5.      Фальцман В. "Инфляция" журнал "Экономические науки" №2, 1992 г.

6.      Шагинян Г.А. «Общая экономическая теория» 1996г.

7.      Берзон Н.И., Буянова Е.А., Кожевников М.А., Чаленко А.В. Фондовый рынок: Учебное пособие для высших учебных заведений экономического профиля. М.: Вита-Пресс, 1998.

8.      Орлов А. О социально-экономической природе современной инфляции // Общество и экономика. -2005. -№ 4

9.      Основные направления государственной денежно-кредитной политики на 2006 год // Деньги и кредит. -2005. -№ 11.

10. Тарханов О. Инфляция // Общество и экономика. -2004. -№ 10.

11. http://www.semestr.ru/ks261?razdel=2&object=4

 



Информация о работе Антиинфляционная политика государства