Антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 00:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить основные направления в политике государства по регулированию инфляции и нормализации денежного обращения в стране в её условиях.
Задачи:
1.Раскрытие сущности, типологию и источники инфляции.
2.Изучить основные положения стратегии и тактики антиинфляционного регулирования, сложившиеся в мировой практике.
3.Рассмотреть особенности регулирования процесса инфляции на примере
антиинфляционной политики нашего государства.

Оглавление

Введение…………...…………………………………….....………….…....3
1. Инфляция как многофакторный процесс
1. Сущность и типология инфляции ………………………………………………5
2. Причины инфляционных процессов……………………………………………11
3. Инфляционные механизмы ………………………………………………………13
4. Последствия инфляционных проявлений ……………………………………15
2. Монетаризм
1. Монетаристская теория ……………………………………………………………18
2. Определение монетаризма…………………………………………………………19
3. Антиинфляционная политика
1. Антиинфляционная политика ……………………………………………………20
2. Управление инфляцией в условиях реформируемой экономики…………21
4. Регулирование инфляции
1. Стратегия и тактика антиинфляционного регулирования………………23
2. Особенности антиинфляционной политики России………………………25
3. Кризис 2008-09 гг г. ……………………………30
4. Антиинфляционная политика России 2010 г. ……………………………31
Вывод ………………………………………………………………………………36
Список литературы ………………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

курсовая Антиинфляционная политика государства.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

    2)Обесценивание  сбережений. Темпы инфляции не  только сводят на нет причитающиеся  проценты по вкладам, но и  обесценивают сами вклады.

    3)Рост налогообложения. При действии прогрессивной шкалы налогообложения осуществляемая индексация доходов приводит к тому, что увеличивающийся номинальный доход постепенно подпадает под действие более высоких налоговых ставок. Налогоплательщик помимо своей воли переходит в группу граждан, облагаемых более высокой налоговой ставкой, что ведет к сокращению его реальных доходов. Это позволяет увеличивать доходную часть федерального бюджета без изменения системы налогообложения.

    4)Свертывание инвестиционной деятельности. Необходимо указать на две стороны сдерживания инвестиционного спроса. Под воздействием инфляции происходит обесценивание, с одной стороны, амортизационных отчислений, с другой — фонда накопления. В результате и валовые, и чистые инвестиции существенным образом «усыхают» и не позволяют реализовать запланированные проекты и мероприятия, связанные с технической реконструкцией производства, обновлением и модернизацией используемого оборудования, новым строительством. Это ведет к ограничению предложения товаров и услуг. Одновременно происходит истощение и другого источника финансовых ресурсов — обесценивание и изъятие населением и юридическими лицами своих сбережений. Кроме того, в условиях неопределенности и нестабильности раскручивание инфляционной спирали существенно понижает склонность к сбережению, что также подрывает финансовую основу развития и совершенствования производства. Кроме того, быстрое обесценивание денежных сбережений подталкивает их владельцев к слабо продуманным и чрезмерным расходам денежных ресурсов, нарушению межотраслевых пропорций, расхищению финансовых средств.

    5)В  связи с тем, что в государственном  секторе цены как на ресурсы,  так и на выпускаемые товары  пересматриваются реже, чем в частном секторе, технически сложно наладить регулирование цен, не говоря уже о достижении ценовой стабильности. В результате увеличивается дисбаланс частного и общественного секторов, а государство теряет свой потенциал и утрачивает возможность адекватного воздействия на экономику. Данный эффект особо опасен при переходе от административно-командной системы хозяйствования к регулируемой рыночной экономике.

    6)Подрыв предпринимательской и трудовой активности. Инфляция существенно подрывает мотивацию к активной предпринимательской и трудовой деятельности. Для предпринимательских кругов, особенно в сфере производства, неопределенность в механизме ценообразования значительно увеличивает степень риска при реализации тех или иных инвестиционных проектов. Одновременно им все сложнее становится получать кредиты. Это не может не сказаться на производстве и сокращении предложения товаров и услуг. Что касается лиц наемного труда, то при высокой инфляции происходит обесценивание их доходов в результате роста цен и сокращение реальных возможностей на приобретение необходимых потребительских благ, а поэтому значительно снижается усердие и прилежность работников.

    7)Ограничение  продажи сельскохозяйственных продуктов  в силу снижения заинтересованности, в ожидании повышения цен на  продовольствие.

    8)Изменение  структуры кредита. Инфляция делает  предоставление средств в кредит невыгодным для кредитора и выгодным для должника. Рост цен сокращает долю долгосрочных, а затем и среднесрочных кредитов. Сокращение сбережений сопровождается сокращением инвестиций. Осуществлять долгосрочные вложения становится рискованным. Меняется структура инвестиций: постепенно они перемещаются из сферы производства в сферу торговли, а также на финансовые рынки. Снижение уровня инвестиций в свою очередь приводит к старению оборудования и росту издержек, «подогревая» таким образом инфляцию.

    9)Особо  отметим, что рост инфляции  сочетается практически всегда  с высокой, хотя и неполной  занятостью и большим объемом  национального производства. И наоборот, снижение инфляции совпадает  по времени со спадом производства  и ростом безработицы. Зависимость между этими процессами была выведена в 1958 году английским экономистом А. Филлипсом; её краткие положения - чем выше темп роста товарных цен, тем ниже уровень безработицы.

    Завмсимость снижения (стабилизации) инфляции ценою  роста безработицы лежит в  основе многих государственных антиинфляционных программ (США, Польша, Венгрия).

    Кейнсианская  теория и ее последователи  считают, что слабая инфляция стимулирует  экономическое развитие. Медленное постоянное повышение цен обеспечивает фирмам получение дополнительной прибыли, и они будут заинтересованы в осуществлении инвестиций и расширении производства.

    В отличие от последователей Кейнса, представители  различных направлений  неоклассической  теории считают, что  даже слабая инфляция негативно влияет на экономическое развитие. Во-первых, рост цен приведет к тому, что сначала вкладчики замедлят темпы роста вкладов, а затем станут уменьшать их, перемещая средства в сферу потребления. Во-вторых, рост цен тормозит инвестиционный процесс. Перспектива сбыта продукции в условиях роста цен становится неопределенной, и расширение производства в такой ситуации становится рискованным и даже бессмысленным.

    Следует отметить, что истинность той или  другой точки зрения эмпирически  не подтверждена. Можно признать, что  при уровне инфляции до 5% в год происходит экономический рост. Инфляция выше этого уровня влияет на экономику негативно.

    2. Монетаризм

    2.1. Монетаристская теория

    Монетаристская  теория  возникла  в середине 50х  гг. в США как «чикагская школа», во главе которой стоял М.Фридмен. Он считал, что стихийному товароному хозяйству свойственна особая внутренняя устойчивость обусловленная дествием  рыночных механизмов конкуренции и ценноообразования. Сторонники этой теории выступают противниками кейнсианской концепции вмешательства в хозяйственные процессы. Они утверждают, что государственные  мероприятия по стимулированию спроса, рекомендуемые кейнсиансами, не только не улучшают состояние экономики, но и порождают новые диспропорции и кризисные спады.

    Широкое рапростронение монетаризм получил в 70е  гг., когда он использовался правительственными органами для борьбы со стагфляцией и  явился теоритической основой  для государственных программ денежно-кредитного регулирования экономики.

    Несмотря  на то что монетаризм имеет ряд  направлений и теоретиков(К.Бруннер, А.Мельцер, Д.Лейдлер и др.), наиболее популярной является версия М.Фридмена, которая включает:

    • Количественную теорию денег, обосновывающую причинную связь между  количеством денег в обращении и уровнем товарных цен;
    • Монетарную теорию промышленных циклов,  согласно которой колебания хозяйственной конъюктуры опеределя.тчся предшествующими изменениями денежной массы;
    • Особый «передаточный» механизм  воздествия денег на реальные факторы воспроизводства: не через  уровень товарных цен;
    • Положение о неэффетивности государственных мероприятий экономического регулирования в связи с наличием изменяющихся издержек, между изменением денежных показателей  и реальных факторов производства
    • «монетарное правило», согласно которому происходит атоматическое увеличение денежной массы в обращении на несколько процентов в годназависимо от состояния хозяйства , фазы цикла и тд
    • Систему плавающих валютных курсов для «саморегулирования» внешнеэкономического равновесия

    2.2. Определние монетаризма

    Монетаризм- это экономическая теория и практическая концепция экономического управления государством, согласно которой определяющую роль в экономических процессах, в хозяйствовании играет количество денег в обращении и свзяь между денежной массой и товарной. Монетаристы рассматривают в качестве главных способов воздействия на экономику регулирование эмиссии, валютный курс  национальной денежной единицы, кредитный процент налоговые ставки, таможенные тарифы

    Монетаризм- альтернативная кейнсианству  экономическая  теория, согласна которой:

    • Совокупный объем  продукта и уровень цен изменяются  в зависимости от изменения предложения денег
    • Достижение безинфляционного роста  экономики  требует контроля  за обращаемой  денежной массой

    Идеи  монетаризма отказали существенное влияние на концепции экономической политики и практические мероприятия правительств многих стран Европы и Америки. В начале 80х годов с приходом власти консервативных кругов в развитых государствах  монетаризм стал  ведущим течением экономической науки. Однако в современных условиях используются в политике в сочетании с выводами и рецептами теоретиков других школ.

          Таких образом, монетаризм- это теория экономического равновесия, главной проблемой, которой является  инфляция.

  

      3. Антиифляционная политика

     3.1. Антиинфляционная политика

Для антиинфляционного  регулирования используются два  типа экономической политики:

1. Политика, направленная на сокращение бюджетного  дефицита, ограничение кредитной  экспансии, сдерживание денежной  эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование – регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).

2. Политика  регулирования цен и доходов,  имеющая целью увязать рост  заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

     Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных  мер весьма трудно, если не сказать  невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.

     Конкретные  методы сдерживания инфляции, «дозировка» и  оследовательность применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят от постановки правильного «диагноза». «Поставить диагноз» — значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие! раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания».

     Инфляция  может носить монетарный или преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных  факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются, и корректируются.

3.2. Управление инфляцией в условиях реформируемой экономики

     Вполне  очевидно, что управление инфляцией  в условиях реформирования централизованной экономики предполагает использование  как апробированных, так и нестандартных  мер, учитывающих природу инфляции, ее причины, методы проявления. По сути дела, в наших условиях следует вести речь об особой форме инфляции, порождаемой конкретными условиями, противоречиями переходного периода.

     Следует признать, что ни в Венгрии, ни в  России, ни в других странах, вставших на путь экономических преобразований, расчеты на быстрое укрощение стихии цен и пробуждение заинтересованности у производителей не оправдались. Запустить новую систему хозяйственного регулирования оказалось далеко не просто. Переход от одной системы к другой — от централизованно управляемой к основанной на действии рыночных сил — натолкнулся на беспрецедентные проблемы, которые не были предвидимы ни в деталях, ни в целом. Управлять инфляционным процессом в переходной экономике оказалось необычайно трудно. Возник новый тип инфляции, который не отвечает привычным оценкам и слабо реагирует на традиционные методы воздействия. В случае затяжного инфляционного «заболевания» складывается ситуация своего рода консервации инфляционного климата, негативного или непредвиденного реагирования на попытки вывести экономику из состояния инфляционного шока.

     Применительно к России (на начальном этапе экономической  реформы) можно выделить следующие  особенности хозяйственной ситуации.

1. Наличие  общего структурного неравновесия  и отсутствие конкурентной среды. Сжатие спроса на многие потребительские товары, происшедшее в результате отпуска цен, само по себе не ведет к конкуренции между производителями.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства