Антиинфляционная политика государства: инструменты, виды, эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Сущность и происхождение инфляции по-разному трактуются представителями различных экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением. Целью данной работы является анализ антиинфляционной политики государства, обозначив при этом основные цели и инструменты борьбы с инфляцией.

Оглавление

Введение
Глава 1 Антиинфляционная политика государства и ее эффективность

1.1 Основные подходы к формированию антиинфляционной политики
1.2 Виды антиинфляционной политики
1.3 цели и Инструменты борьбы с инфляцией
2. Анализ антиинфляционной политики в России
2.1 История развития и регулирования российской инфляции
2.2 Эффективность российской антиинфляционной политики

Заключение.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 53.94 Кб (Скачать)

АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ  ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: ИНСТРУМЕНТЫ, ВИДЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ. 
Введение

Глава 1 Антиинфляционная политика государства и ее эффективность 
 
1.1   Основные подходы к формированию антиинфляционной политики

1.2 Виды антиинфляционной политики 
1.3   цели и Инструменты борьбы с инфляцией 
2.     Анализ антиинфляционной политики в России 
2.1   История развития и регулирования российской инфляции 
2.2   Эффективность российской антиинфляционной политики 
 
Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие «инфляция» неотделимо от понятия  «деньги». В современном рыночном хозяйстве жизнь отдельных людей  и человечества в целом в еще  большей степени зависит от денег, чем в древности, средневековье  или в период капитализма и  свободной конкуренции. Именно деньги противостоят миру товаров и услуг, а соответствие между денежными  и товарными мирами является одной  из характеристик благополучия общества – состояние динамического макроэкономического  равновесия. Как и сами деньги, процесс  их обесценивания известен человечеству с незапамятных времен.

В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX века не было инфляции. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать,— циклическим кризисам. Очень остра сегодня проблема инфляции для России.

Обычно, под понятием «инфляция» люди понимают повышение цен на товары и услуги, но не всегда понимают причины  и последствия этого процесса. Для того чтобы понять, что делает государство, чтобы регулировать этот процесс, какие меры ему еще надо принимать, необходимо разобраться  в самом понятии инфляции и  причинах возникновения.

Инфляция является сложным социально-экономическим  явлением, порождаемым диспропорциями воспроизводства в различных  сферах рыночного хозяйства и  представляет собой одну из наиболее острых проблем современной экономики  во многих странах мира. Проявлением  инфляции является повышение общего уровня  цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса, т.е. это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. 

Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Проблема инфляции издавна занимает важное место в науке и экономической политике государств. Инфляция, как известно, препятствует социально-экономическому развитию, так как подрывает конкурентоспособность участников рыночной экономики, ведет к перераспределению национального дохода в пользу предприятий-монополистов и государства, теневой экономики, к снижению реальной заработной платы, пенсий и других фиксированных доходов, усиливает имущественную дифференциацию общества. Поэтому для каждого государства наиболее актуальной проблемой на любом этапе развития является разработка и реализация эффективных и рациональных мероприятий по антиинфляционному регулированию.

Сущность и происхождение инфляции по-разному трактуются представителями  различных экономических школ. Поверхностное  представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам  борьбы с этим явлением. Целью данной работы является анализ антиинфляционной политики государства, обозначив при этом основные цели и инструменты  борьбы с инфляцией.  

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 
1.Раскрыть сущность инфляции,  ее причины и последствия. 
2.Рассмотреть стратегию и тактику инфляционного регулирования. 
3.Обозначить особенности борьбы с инфляцией в России.

 Объектом исследования являются финансовая сфера Российской Федерации.

Предмет исследования – антиинфляционная политика.

Методы  исследования: аналитический; исследовательский; диалектико-правовой.

При написании курсовой работы использовалась следующая информационная база: законодательные акты РФ, нормативно-правовые акты Банка России, статистические материалы, материалы периодических  изданий, учебники  и материалы  официального сайта Центрального банка  РФ.

Практическое  значимость заключается в том, что её основные положения и выводы могут быть использованы на семинарских занятиях, учебных конференциях, а также при подготовке к экзамену.

Структура работы определяется логикой исследования темы и нацелена на последовательное раскрытие финансового менеджмента в кредитных организациях.

Конструктивно курсовая работа состоит из введения, теоретической  части, практической части, заключения и библиографического списка.

Объём работы. В состав работы входят ??????? таблиц и ????? схем. Общий объём работы ?????? машинописных листов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.

Негативные социальные и  экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую  политику. При этом в первую очередь  экономисты пытаются найти ответ  на такой важный вопрос – ликвидировать  инфляцию путем радикальных мер  или адаптироваться к ней. Эта  дилемма в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических  обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Некоторые другие страны разрабатывают  комплекс адаптационных мероприятий.

 Оценивая характер  антиинфляционной политики, можно  выделить в ней два подхода.  В рамках первого подхода (его  разрабатывают представители современного  кейнсианства) предусматривается активная  бюджетная политика – маневрирование  государственными расходами и  налогами в целях воздействия  на платежеспособный спрос. 
При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. 
Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются прежде всего в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг. , может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется  экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное  регулирование, косвенно и гибко  воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству  Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

 Современная рыночная  экономика инфляционная по своему  характеру, поскольку в ней  невозможно устранить все факторы  инфляции (бюджетный дефицит, монополии,  диспропорции в народном хозяйстве,  инфляционные ожидания населения  и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др. ).

 В связи с этим  очевидно, что задача полностью  ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

1.2 ВИДЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Выделяют следующие  виды антиинфляционной политики:

1. Фискальная политика

2. Кредитно-денежная  политика.

3. Монетаризм

4. Гипотеза естественного  уровня

5. Фискальная политика, ориентированная на предложение.

Фискальная политика - это  манипулированием государственным  бюджетом (правительственными расходами  и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции. Либеральные экономисты, которые  считают, что государственный сектор должен быть расширен, для того чтобы  компенсировать разнообразные погрешности  рыночной системы рекомендуют ограничение  совокупных расходов в период роста  инфляции за счет увеличения налогов. Консервативные экономисты, считающие, что государственный сектор излишне  раздут и неэффективен, могут выступать  за сокращение совокупных расходов в  период роста инфляции за счет сокращения государственных расходов. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.

Методы фискальной политики:

- Изменения реального объема производства. Увеличение реального объема производства повышает реальные доходы от всех главных источников налоговых поступлений, включая подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыли корпораций, с продаж и с оборота. В то же время увеличение реального объема производства сокращает реальные расходы правительства на трансфертные платежи. В основном это происходит за счет того, что увеличение реального объема производства естественно снижает безработицу.

- Изменения уровня цен. Повышение уровня цен также воздействует на обе части государственного бюджета - доходную и расходную. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов. Таким образом, повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем дефицита государственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще более значительно.

- Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит.

- Автоматическая стабилизация. Существует ситуация, когда в экономической системе наблюдается оживление, реальный объем производства увеличивается, уровень цен растет, а безработица сокращается. Каждое из этих явлений приводит к пополнению государственного бюджета в реальном исчислении, то есть к увеличению прямых поступлений, сокращению выплат и трансфертов, либо к обоим этим процессам одновременно. При наступлении экономического спада темпы роста реального объема производства замедляются, и возрастает безработица. При этом темпы инфляции снижаются, даже если сокращение деловой активности недостаточно масштабно, чтобы вызвать значительное снижение уровня цен. Поскольку встроенные в налогово-бюджетную систему механизмы обязаны компенсировать изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций, такие бюджетные составляющие, как подоходные налоги и выплата пособий по безработице называются автоматическими стабилизаторами. Эти механизмы служат для смягчения реакции экономической системы на изменения объемов потребления плановых инвестиций частного сектора и сальдо экспортно-импортных операций.

В кредитно-денежной политике для ограничения предложения  денег, для того чтобы понизить расходы  и сдержать инфляционное давление, используется политика дорогих денег. Смысл ее заключается в понижении  резервов коммерческих банков. Это  делается следующим образом:

Центральные банки должны продавать государственные облигации  на открытом рынке, для того чтобы  урезать резервы коммерческих банков.

Увеличение резервной  нормы автоматически освобождает  коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного  мультипликатора.

Подъем учетной ставки снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством  заимствования у центральных  банков.

Среди трех видов денежного  контроля (операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение  учетной ставки) наиболее важным регулирующим механизмом являются операции на открытом рынке. Три основных инструмента  кредитно-денежной политики периодически дополняются некоторыми менее важными  средствами контроля в форме селективного регулирования, которое касается фондовой биржи, покупок в рассрочку и  увещевания.

На краткосрочных временных  интервалах последствия ограничительных  действий в рамках денежно-кредитной  политики состоят в следующем:

Повышение нормы процента.

Уменьшение уровня реального  объема производства.

Понижение уровня цен.

Однако политика дорогих  денег для ограничения инфляции приводит к сокращению чистого экспорта. Это означает рост торгового дефицита. Происходит это следующим образом: инфляция политика дорогих денег - более  высокая процентная ставка возросший  спрос на национальную валюту за границей стоимость национальной валюты повышается чистый экспорт сокращается сокращается совокупный спрос. Следовательно, политика дорогих денег, проводимая для смягчения инфляции, противоречит задаче корректировке дефицита торгового баланса.

Монетаристский подход состоит  в том, что рынки в достаточной  мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Таким образом, рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству в функционирование экономики, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Монетаристы являются ярыми сторонниками свободного рынка. Государственное управление считается неэффективным, вредным для индивидуальной инициативы и содержащим нередко политические ошибки, которые дестабилизируют экономику. Основополагающим уравнением монетаризма является уравнение обмена (уравнение Фишера):

MV = PQ,

где М - предложение денег,

V - скорость обращения  денег в кругообороте доходов;

P - средняя цена, по которой  продается каждая единица физического  объема производства;

Информация о работе Антиинфляционная политика государства: инструменты, виды, эффективность