Антиинфляционная политика государства и ее основные направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 13:44, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня при формировании проекта бюджета среди политиков довольно острому обсуждению подлежат вопросы понижения темпов инфляции, а также вопросы взаимосвязи инфляции и экономического роста. Считается, что инфляция является тормозом развития российской экономики, поскольку стремление понизить денежное предложение из опасения усилить инфляцию не стимулирует экономический рост. Потому на данный момент важным считается рассмотрение имеющихся проблем российской инфляции и антиинфляционных мер, принимаемых государственными органами для понижения ее темпов.

Оглавление

1) Введение 3
2) Социально-экономические последствия инфляции 4
3) Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики 8
4) Особенности антиинфляционной политики в России на современном этапе 12
5) Эссе на тему «Методы борьбы с инфляцией в России. Последствия
их длительного применения». 17
6) Заключение 20
7) Литература 21

Файлы: 1 файл

1.docx

— 57.46 Кб (Скачать)

   Но рекомендации  кенйсианцев, применяемые в 50-60-е годы в ФРГ и США и давшие положительные результаты, в начале 70-х годов вдруг стали иметь прямо противоположный эффект. Вызвано это было тем, что предлагаемые кейнсианством методы действительно могут быть эффективными лишь в условиях сильных конкурентных сил. В 70-е же годы усилились монополистические тенденции на многих рынках, воздействие роста совокупного платежеспособного спроса на расширение производства сильно ослабилось, что увеличило инфляционные процессы.

   На практике  недостаточность кейнсианских программ  становилась все более очевидной,  поскольку во многих странах  стал расти внешний долг и дальше увеличивать его не представлялось возможным.

   Монетаристы во главе с М. Фридменом обратили внимание и на то, что рецепты Кейнса не дают кризису до конца выполнить свою очищающую функцию – освободить на какой-то срок экономику от диспропорций и восстановить в стране экономическое равновесие. Страна досрочно выходила из кризиса, но сохраняла старые диспропорции, далее – на них накладывались новые, и страна вновь находилась на пороге кризиса и инфляции.

   Монетаристы акцентировали внимание на антиинфляционном блоке, связанном с ростом предложения, который бы не требовал дополнительных инвестиций. По их мнению, необходимо продавать все, что можно (ресурсы, информацию и т.д.) и вести решительное наступление на монополизм в экономике, поощряя мелкий и средний бизнес. Если в стране большой государственный сектор, возможна разумная приватизация и необходима либерализация рынков. Сократить спрос, по мнению Фридмена, можно и путем денежной реформы конфискационного плана или замораживанием сбережений для снижения давления спроса на потребительском рынке. Сокращение совокупного потребительского спроса возможно и путем уменьшения бюджетного дефицита, прежде всего за счет освобождения от чрезмерных социальных программ, поддержания дотациями и субсидиями неэффективного производства. Таким образом, стимулирование совокупного предложения и сокращение совокупного спроса. Монетаристы предлагают ввести дорогой кредит, который становится недоступным для малоэффективного производства, на рынок выходят наиболее сильные производители, которые поощряются более низкой ставкой налогов.

   Монетарные программы осуществляются в три этапа. На первом и втором этапах используются рычаги, снижающие совокупный спрос, на третьем – рычаги, стимулирующие рост товарной массы.

   Несмотря  на жесткость и сильный радикализм (сначала углубляется спад, усиливается  безработица, общество гнетет  социальная нестабильность, ухудшается  криминальная обстановка, происходит  стагнация инвестиционного климата), эффект от монетаристских рецептов, использованных в США (рейганомика), в Великобритании (тетчеризм) и других странах, привел к длительному и эффективному подъему.

   Экономические  взгляды монетаристов легли в основу стандартного набора рекомендаций Международного валютного фонда (МВФ) к развивающимся и постсоциалистическим странам для стабилизации их экономик (так называемые меры ортодоксальной стабилизации). Практика показала, что без задействования немонетаристских инструментов экономического регулирования (таких как фиксация валютного курса, деиндексация контрактов, административные ограничения отдельных видов цен, политика доходов и т.д.), результаты монетаристской политики оказываются низкими: резкий экономический спад, высокая безработица, падение уровня жизни населения.

   Все это  сопровождалось ростом критических  взглядов на ортодоксальные монетаристские  концепции среди ряда ученых  и практиков и побудило их  к поискам иной, альтернативной  монетаризму экономической концепции,  отвечающей в первую очередь  реалиям стран с переходной  экономикой. Такой концепцией стал  структурализм, крупнейшими центрами  развития которого стали США  (Л. Тэйлор), Израиль и латиноамериканские страны. Необходимо отметить, что в 1997г. к негативной оценке монетаристских концепций макроэкономического регулирования для развивающихся и переходных стран практически присоединился МВФ, официальная позиция которого теперь состоит в необходимости мощного государственного вмешательства в переходных экономиках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Особенности антиинфляционной политики России на современном этапе. 

   Антиинфляционная  политика — макроэкономическая  политика, нацеленная на стабилизацию  общего уровня цен, смягчение  инфляционной остроты.

   Практически  каждый россиянин знает, что  инфляция в нашей стране одна  из самых больших по сравнению  с государствами Европы. В этом  году прогноз традиционный: по  официальным заявлениям, скорее  всего, индекс потребительских  цен (ИПЦ) останется таким же, как в 2010 году. Следует напомнить, что, по данным Росстата, за июнь 2011 года уровень инфляции составил 0,2%, а с начала года он оказался равен 5%. В прошлом году ИПЦ за июнь прибавил больше, чем в нынешнем, и оказался равен 0,4%, но за первое полугодие 2010 года инфляция составила 4,4%, а по результатам 2010 года удвоилась и оказалась равна 8,8%.2

Если прошлогодняя тенденция к удвоению полугодовой  инфляции к концу года сохранится и в 2011 году, то в конце декабря  нужно будет говорить о 10% за текущий  год. Однако во второй половине года удорожание товаров и услуг может и  замедлиться, но даже при таком раскладе вряд ли инфляция будет ниже прошлогоднего  уровня в 8,8%. В таких условиях думать о том, как сберечь свои деньги от «удешевления», – вполне закономерная позиция. О том, какими способами борьбы с инфляцией пользуются россияне мы рассмотрим далее.

   Какой  вариант приходит в голову  первым, когда вы задаетесь вопросом  о том, где и как хранить  деньги? Правильно, банковские депозиты  издавна являются главным национальным  методом защиты собственных денег  от роста цен. Но по-настоящему  эффективным этот способ в  текущих условиях российской  экономики назвать нельзя. Полученные проценты лишь частично перекрывают уровень инфляции в стране. Таким образом, по итогам года покупательная способность все-таки снижается и удержать ее на прежнем уровне вкладчикам не удается.

   Вторым  популярным убежищем от инфляции  в нашей стране используется  хранение денег в иностранной  валюте. Ключевым риском у граждан  было и остается резкое обесценивание  стоимости рубля относительно  мировых валют. Можно утверждать, что значительная часть населения  по-прежнему страхуется от этого  риска, покупая валюту – как  доллары, так и евро. Причем  некоторые умудряются на этом  вполне успешно спекулировать. 

   Третьим  способом, которым россияне часто  пользуются для сохранения личных  денег от удешевления, является  приобретение недвижимости. Но здесь  следует сразу оговориться, что  к таким видам сбережения могут  прибегать те, кто имеет необходимый  «входной капитал», причем весьма  приличный. Хотя и такие инвесторы  должны быть осторожны: этот  способ, по мнению специалистов, в настоящее время актуален  только для рынка недвижимости  Москвы и, может быть, Санкт-Петербурга, потому что в других регионах  рост цен на квадратный метр  даже для вторичного жилья  не перекрывает инфляцию.

   Есть  и четвертый известный метод  защиты средств от удешевления. Россияне вкладывают деньги в драгоценные металлы (золото и серебро).

  Подводя  итог всему сказанному, остается  отметить, что современная российская  действительность оставляет все  меньше возможностей для пассивных  методов борьбы с инфляцией.  В условиях посткризисного рынка  и постоянно меняющегося прогноза  относительно дальнейшего развития  российской экономики, как и  прежде, выходит, что надеяться  можно только на себя.

   Антиинфляционная  политика государства в 2011 году:

  1. регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах;
  2. продажа зерна из интервенционного фонда (порядка 5,6 млн. т зерна, ежемесячный объем торгов будет составлять до 500 тыс. т зерна (из них 100 тыс. - фуражного), проводились они до конца июня 2011 года);
  3. для поддержания стабильного уровня цен на зерно на внутреннем рынке в октябре 2011 года были введены ограничения экспорта зерна в пределах 24-25 млн.тонн (свыше этих пределов вводятся повышенные тарифы);
  4. ужесточение монетарной политики - повышение учетной ставки;
  5. повышены с 1 февраля 2011г. нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте - с 2,5 до 3,5%. С 25 марта размер обязательных резервов повысился с 4,5% до 5,5%, по обязательствам перед физлицами и иным обязательствам кредитных организаций в рублях и иностранной валюте - с 3,5% до 4%;
  6. ужесточение антимонопольных мер (по завышению цен на лекарства, бензин и продукты);
  7. регулирование (фиксация) цен на электроэнергию и бензин;
  8. снижение импортных пошлин (на национальном уровне и уровне Таможенного союза) на ряд продовольственных товаров (сахар, гречку, зерно);
  9. заимствование денежных средств на финансовом рынке - операции на открытом рынке (размещение евробондов РФ);

    10)расширение  валютного коридора (гибкость курсообразования);

     11)прекращение  экспорта бензина в мае и  июне для стабилизации ситуации  на            внутреннем рынке. Экспортная  пошлина на бензин с 1 мая  2011г. составит 408,3 долл./т, что на 34% больше по сравнению с изначально  запланированной на май пошлиной  и на 44% - по сравнению с действовавшей  в апреле. В июне пошлина увеличилась  до 415,8 долл.;

      12)повышение ставки рефинансирования;

      13)сокращение государственных расходов  на оборону и МВД;

      14) сокращение государственных инвестиций (оптимизация расходов на федеральные  целевые программы, поддержку  юридическим лицам и ипотечным программам)

   В 2011 году подавление роста потребительских цен планируется достигать в основном за счет средств денежно-кредитной политики. В первом квартале 2011 года благодаря административным мерам (фиксации цен) правительства удалось замедлить темпы инфляции до 0,2-0,5% в месяц.

   В России монетарный фактор на темпы инфляции почти не действует (вклад монетарного фактора на уровень инфляции находится в пределах 5-6%). Удельный вес денежной массы, обслуживающей российскую экономику, по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) значительно ниже, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой.

   Пути совершенствования антиинфляционной политики в РФ:

   1) снижение ставок таможенных пошлин;

   2) изменения в налоговой политике (снижение страховых взносов в ПФ);

   3) регулирование тарифов естественных монополий (в пределах инфляции предыдущего года). При инфляции ниже 7% стоит увеличивать тарифы на ту же величину, скорректированную на 1%-2% сверху. В противном случае основные отрасли будут терять инвестиционную привлекательность;

   4) ужесточение контроля над ценами;

   5) дотирование и возмещение расходов на ГСМ сельхозпроизводителей;

   6) создание финансового фонда для регулирования ценовой ситуации на продовольственном рынке в стране (рост цен на зерно - существенный фактор риска повышения инфляции в России, поэтому ценовая ситуация на рынке зерна оказывает определяющее значение на ситуацию на продовольственном рынке в целом);

   7) в планах принятие закона "О торговле" (фиксирование цен на продукты, если цены растут более чем на 30% в течение 30 календарных дней. Закон также позволит принимать отдельные законы по установлению цен или предельных наценок на любые товары);

   8) ужесточение антимонопольного законодательства (введение уголовной ответственности за сговоры, ограничивающие конкуренцию, так называемые картели);

   9) для стабилизации цен на бензин и ГСМ предлагается согласование планов нефтяных компаний по ремонту НПЗ с профильными ведомствами; сезонное резервирование топлива; закрепление нормы по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок в лицензиях на месторождения с запасами от 5 млн. тонн нефти; выравнивание пошлин на сырую нефть и темные нефтепродукты.

   10) введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов: в пределах этой нормы цены будут зафиксированы, превышение же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам;

   11) перераспределение большей части продовольственной продукции на внутренний рынок. Предлагается создание новой модели распределения продовольственной продукции:

                     а) насыщение внутреннего рынка;

                     б) создание резерва на предстоящий период;

                     в) продажа на внешние рынки.

 На момент 2011 года действовала модель, ориентированная  в основном на внешний рынок.

 

    
 
 
 
 
 
 
 
 

Эссе  на тему «Методы борьбы с инфляцией  в России. Последствия

их длительного  применения».

   Поскольку  инфляция является синтезированным  макроэкономическим показателем,  то и направлений по обеспечению  ее снижения тоже много. Это  повышение размера доходов основной массы населения; создание крупных индустриально-инновационных и интегрированных между собой аграрных и торговых комплексов, в которых процесс производства, хранения, транспортировки и реализации товаров и услуг конкурентоспособен с внешним миром; увеличение финансово-инвестиционных инструментов для использования доходов и накоплений населения в качестве инвестиций с получением адекватного дохода. При этом необходимо надлежаще регулировать внешние и внутренние денежные потоки, дабы не допустить нарушения баланса между совокупным спросом и предложением; эффективно использовать средства госбюджета с целью пресечения попыток отмывания денег в сфере потребительского рынка (приписки, коррупция и взяточничество); необходим мониторинг формирования цен на потребительском рынке с целью недопущения сговора.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства и ее основные направления