Антиинфляционная политика, её виды и особенности осуществления в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:47, курсовая работа

Краткое описание

Сущность и происхождение инфляции по-разному трактуются представителями различных экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением. Целью данной работы является анализ антинфляционной политики государства, обозначив при этом основные цели и инструменты борьбы с инфляцией.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3

1.Антиинфляционная политика……………………………………….5

1.1 Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики…………..5

1.2 Виды антиинфляционной политики……………………………….6

2. Особенности инфляции в России………………………………….16

2. 1 Сущность, причины, формы проявления и виды инфляции......16

2. 3 Особенности инфляционных процессов в России……………...23

3. Современная антиинфляционная политика……………………….35

3.1 Антиинфляционная тактика………………………………………35

3.2 Цели и инструменты антиинфляционной политики на 2007-2009

год………………………………………………………………………38

Заключение……………………………………………………………..41

Литература……………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

АНТИИФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

      – социально-экономическая стабилизация и выход из жесточайшего и всеохватного кризиса;

      – проведение собственно рыночной экономической реформы таким образом, чтобы она не вызывала нарастания в хозяйстве страны разрушительных процессов, в первую очередь – инфляционных.

      Процессы  инфляции, охватывая непосредственно  сферы обращения и распределения, в конечном счете, сказываются на состояниях материального производства и сферы обслуживания, вызывают структурные  изменения в этих сферах, оказывают на них негативное воздействие.

      Инфляция  пост перестроечного периода определяется конкретными особенностями развития российского общества. Смена экономических  систем и хозяйственных механизмов породила разбалансированность всей социально-экономической системы России, привела к поляризации доходов различных социальных групп населения, возникновению неполной занятости, разорению фермеров и мелких кустарей.

      Либерализация цен вызвала резкое падение реальной заработной платы. Дальнейший рост этих двух компонентов экономики привёл к раскручиванию спирали «заработная плата – цены». Возникла парадоксальная картина: если темп роста денежной массы оставить постоянным, то производство начинает неуклонно снижаться; если темп роста денежной массы сократить, то производство так же, как и инфляция, будет падать ещё быстрее.

      До 1992 г. в странах бывшего СССР серьезной  антиинфляционной политики не проводилось. Сложность ситуации заключается  в том, что антиинфляционную политику в Российской Федерации, например, нельзя свести лишь к косвенным экономическим рычагам. Очевидно, что нарушение пропорций в народном хозяйстве можно постепенно устранить при помощи структурной политики государства и даже прямыми административными методами, в частности, сокращением военных расходов, рационализацией производственных капиталовложений, переходом с бюджетного финансирования части производственных капиталовложений, на использование средств предприятий, привлечением акционерного капитала и т.д., ломкой монополистического структуры экономики. Все это необходимо дополнить мерами, которые ограничивают денежную массу, устраняют дефицит госбюджета, стабилизируют курс национальной валюты, а также созданием для усиления конкуренции в экономике. [2, c.43] 

      3. СОВРЕМЕННАЯ АНТИИФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

      3.1. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ  ТАКТИКА

      Когда инфляционная обстановка нетерпима, требуется  мобилизовать тактический, быстродействующий  потенциал антиинфляционного регулирования. Эти методы не рассчитаны на устранение причин инфляции демонтаж ее механизмов, они носят чрезвычайный характер и направлены на ослабление инфляции. резервы краткосрочного регулирования не безграничны и не могут заменить антиинфляционную стратегию. Речь идет о предварительном терапевтическом воздействии на больную экономику, призванном подготовить ее к более радикальному лечению инфляционного недуга.

      Антиинфляционная  тактика даст максимальный результат, воздействуя на инфляционный разрыв между спросом и предложением, если она поможет увеличить предложение  без соответствующего повышения спроса, либо будет способствовать снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения. Любые другие противоинфляционные мероприятия принесут меньший эффект.

      Краткосрочные резервы роста предложения.

      Государственная поддержка повышения товарности экономики. Имеется в виду льготное налогообложение предприятий, продающие побочные продукты производства и услуг, банков, обрабатывающих коммерческую информацию и торгующих ею, и т.п. такая деятельность не требует значительных дополнительных затрат, в том числе на заработную плату, но способствует приросту предложения товаров и помогает временному выправлению инфляционных перекосов. Однако уровень товарности экономики можно повышать лишь до определенного предела.

      Поддержка формирования новых рынков, особенно в тех секторах экономики, где совершается переход от натурального к товарному производству. Примером может служить мировой рынок информационных услуг, который находится в стадии становления: международные потоки информации товаров примерно на 30%, остальная информация проходит по внутренним каналам транснациональных корпораций, оставаясь в стороне от открытого рынка.

      Информация  как товар обладает уникальными  антиинфляционными достоинствами. Первоначально ее изготовление сопряжено  со значительными затратами, связанными с финансированием научных исследований и технологических разработок. Дальнейшее воспроизводство, тиражирование идет с минимальными издержками, что равнозначно приращению товарного предложения. Кроме того, от многих других товаров и услуг информация отличается тем, что на протяжении своего жизненного цикла не исчезает в сфере конечного потребления, а возвращается оттуда, вновь превращаясь в объект купли-продажи. Происходит многократное увеличение предложения без адекватного повышения спроса.

      3. Разумно организованная приватизация  государственной собственности  несет в себе антиинфляционный  заряд. Она ведет к увеличения  государственных доходов ослаблению  напряжения в расходной части  бюджета, что способствует преодолению  дефицита. Более того, эта форма разгосударствления дает эффект прямого действия: проявление на рынке акций приватизируемых предприятий отвлекает часть инфляционного спроса.

      4. Действенными средствами краткосрочной  антиинфляционной политики могут  стать массированный потребительский импорт и частичная реализация государственных стратегических запасов. В странах с нерыночной экономикой возможен и такой антиинфляционный резерв, как продажа населению части накопленных предприятиями материальных ресурсов производственного назначения.

      Краткосрочные резервы снижения текущего спроса.

      Повышение ставки процента по вкладам, если правительство  намерено повлиять на поведение владельцев денежного дохода, побудить их к  увеличению сбережений за счет текущего спроса. Процент по вкладам должен быть не меньше суммы текущего роста цен и уровня адаптивных инфляционных ожиданий. В противном случае едва ли удастся привлечь сбережения, ибо вкладчики, передавая свои деньги банку, вправе рассчитывать, что не понесут потерь. Однако возможности такого антиинфляционного маневра небеспредельны, так как повышение процента по вкладам чревато удорожанием кредита, что может отрицательно сказаться на размерах инвестиций.

      Повышение процента по государственным облигациям, распространение акционерной формы  собственности, приватизация, продажа земли могут привлечь значительные сбережения. Подобные меры дают реальный антиинфляционный эффект и позволяют приостановить разрушительный процесс гиперинфляции.

      Для понижения уровня ликвидности сбережений практикуется повышение нормы процента по срочным вкладам и иные приемы, рассчитанные на то, чтобы подольше удержать депозиты в банковской системе. Иногда вводится временное замораживание вкладов до востребования.

      Денежная  реформа конфискационного типа нацелена на экспроприацию части принадлежащих населению доходов и снижение текущего спроса. Подобный радикальный вариант не имеет отношения к причинам и механизмам инфляции и способен лишь на короткое время уменьшить величину инфляционного разрыва. Конфискационные денежные реформы осуществляются редко, как правило, после войн и других социально-политических катаклизмов. Правительство, затеявшее столь рискованное дело в мирное время, может рассчитывать на успех, если пользуется безграничным доверием граждан, готовых пожертвовать доходами ради будущего процветания.

      В качестве краткосрочного противоинфляционного средства может использоваться повышение  курса национальной валюты. Если внутренние рынки достаточно конкуренты и отсутствуют  разного вида внешнеторговые ограничения, эта мера вызывает тенденцию к снижению цен на товары и услуги, ввозимые из-за рубежа, и, следовательно, подталкивает вниз и общий уровень цен в экономике. Нельзя не указать на изрядную противоречивость такого регулирования. Когда валютный курс идет вверх, дорожает экспорт, которому становится все труднее пробиваться на внешние рынки. Поэтому ухудшается торговый, а вслед за ним и платежный баланс. Чересчур высокий курс валюты отпугивает иностранных инвесторов, негативно сказывается на зарубежных капиталовложениях в национальную экономику.

      3.2 ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА 2007-2009 ГОДА

      В настоящее время проблема инфляции в России становится особенно актуальной в связи со сменой модели экономического развития (2007–2009 гг.) в сторону усиления факторов инновационного развитии, увеличения инвестиционной активности. Сделан акцент на развитие социальной сферы, технологическую модернизацию, инновационную структуру, повышение конкурентноспособности, улучшение инвестиционного климата, повышение энергетической безопасности и модернизацию энергетики, обновление региональной политики. Одним из условий реализации этих важнейших задач является стабилизация рубля. Правительство РФ впервые утвердило комплекс антиинфляционных мер, которые выгодно отличаются от ранее применявшихся разрозненных методов воздействия на инфляционный процесс. Во-первых, предусмотрено ограничение роста регулируемых цен на продукцию (услуги) естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов. Во-вторых, намечены меры по снижению темпа роста цен на ГСМ с 16% в 2005 г. до 6–8% в 2007г. В-третьих, Правительство прогнозирует замедление роста цен на продовольственные товары (7,4%–7,6 % в 2007 г.; 4,8% в 2008 г.). Добиться этого предполагается с помощью роста предложения этих товаров и доступа крестьян и фермеров на рынки. 

      Поставлена  задача замедления роста денежного  предложения и замедления скорости обращения денег с 4,2 оборота в год в 2005 до 2.8–3 оборотов в 2009г. Для снижения темпа инфляции крайне важна предусмотренная ориентация в предстоящие три года на консервативную бюджетную политику, которая обеспечит оздоровление, укрепление бюджета. Правительством прогнозируется увеличение бюджетных расходов инвестиционного характера с 1,8% ВВП в 2005 г. до 2,34% в 2009 году.

      Важную  роль будет играть проводимая Банком России денежно-кредитная политика, направленная на снижение инфляции и  поддержание плавной динамики валютного  курса. Принимая целевые параметры  денежно-кредитной политики на предстоящий  год, Банк России принимает во внимание различные возможные условия дальнейшего социально-экономического развития страны. Однако, реальное развитие событий может отличаться от предусмотренных сценариев. На экономический рост в последние годы заметное влияние оказывал более высокий, чем предполагалось, уровень цен на нефть на мировом рынке. Превышение целевых ориентиров по инфляции было обусловлено факторами, находящимися вне сферы воздействия денежно-кредитной политики, например, существенное увеличение цен на энергоресурсы, рост цен на платные услуги населению. В качестве основной цели денежно-кредитной политики Банк России определил ограничение прироста потребительских цен в пределах 6,5–8 %. При этом прирост базовой инфляции для достижения цели составляет 5,5–7 %. Рост денежной массы прогнозируется на уровне 19–28%.

      Основным  инструментом курсовой политики в 2007 г. останутся операции по купле-продаже  Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Причем интервенции  будут проводиться как в целях предотвращения резких колебаний валютного курса, так и в целях недопущения чрезмерного укрепления рубля. Своей перспективной задачей Банк России видит переход к режиму инфляционного таргетирования. [7, c.91] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      Некоторые экономисты считают, что невысокий уровень инфляции оживляет экономическую конъюнктуру. Однако следует помнить, что пагубность даже небольшого уровня инфляции заключается в искажении ценового сигнала. Экономические решения, учитывающие искаженную ценовую информацию, пусть даже они принимаются по всем правилам рациональности, становятся все менее и менее эффективными. Цены, учитывающие искаженную информацию, углубляют диспропорции в экономике и, при прочих равных условиях, темпы инфляции могут перейти на более высокий уровень. Высокая инфляция, переходящая в гиперинфляцию, оборачивается бедствием для всей экономики. В долгосрочном периоде страдают все экономические агенты – домашние хозяйства, бизнес, государственный бюджет. Как же бороться с инфляцией? Если полностью избавиться от инфляции нельзя, то нужно снизить ее темпы до минимально возможного и предсказуемого уровня. Методы борьбы с открытой инфляцией зависят от характера инфляции, т. е. от причин ее возникновения и от темпов роста цен.

Информация о работе Антиинфляционная политика, её виды и особенности осуществления в современной России