Анализ динамики состава и структуры доходов консолидированного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2015 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление сущности государственного бюджета и анализа его исполнения, анализ перспектив реализации государственного бюджета.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения в работе следующих основных задач:
– рассмотрение методологической основы формирования государственного бюджета;
– анализ исполнения государственного бюджета Республики Беларусь;
– выявить направления улучшения развития бюджета Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
4
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ИСТОРИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ…………………
6
1.1 Исторические аспекты развития государственного бюджета Республики Беларусь…………………………………………………………..
6
1.2 Сущность, структура и функции государственного бюджета Республики Беларусь……………………………………………………………
10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………
18
2.1 Анализ динамики состава и структуры доходов консолидированного бюджета…………………………………………………
22
2.2 Анализ динамики состава и структуры расходов консолидированного бюджета………………………………………………..
25
2.3 Анализ динамики состава и структуры государственного долга..
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….
40

Файлы: 1 файл

Гос. бюджет Республики Беларусь. История и состояние.docx

— 509.02 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 42 с., 12 рис., 28 источников

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ, ДОХОДЫ, РАСХОДЫ, ДЕФИЦИТ, ПРОФИЦИТ.

Целью курсовой работы является выявление сущности государственного бюджета и анализа его исполнения, анализ перспектив реализации государственного бюджета.

Объект исследования – государственный бюджет.

Предмет – организация и исполнение государственного бюджета.

Изучены и подробно описаны понятие государственного бюджета, его структура, доходная и расходная составляющие, охарактеризованы бюджетный дефицит, изучена динамика.

Изучены особенности формирования бюджета, сбалансированности его частей, наличия бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь, предложены направления по регулированию и минимизации дефицита.

Автор подтверждает, что приведенный в работе расчетно-аналитический

материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

___________________

(подпись студента)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….

4

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ИСТОРИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ…………………

6

1.1 Исторические аспекты  развития государственного бюджета  Республики Беларусь…………………………………………………………..

6

1.2 Сущность, структура и  функции государственного бюджета  Республики Беларусь……………………………………………………………

10

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………

18

2.1 Анализ динамики состава  и структуры доходов консолидированного  бюджета…………………………………………………

22

2.2 Анализ динамики состава  и структуры расходов консолидированного  бюджета………………………………………………..

25

2.3 Анализ динамики состава  и структуры государственного  долга..

30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..

37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….

40


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях переходной экономики усиливается роль бюджета в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования – наиболее эффективными. Путем бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта формируется структура общественного производства и народнохозяйственные пропорции, адекватные рыночной системе хозяйствования. Управляя бюджетным процессом, государство выстраивает бюджетные отношения, направляет, бюджетные потоки таким образом, чтобы обеспечить выполнение макроэкономических показателей, реализацию общенациональных программ, рыночных реформ, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов.

Однако как в теории, так и в практике формирования бюджета возникает ряд проблем, решение которых позволило бы усилить его воздействие на выход страны из затянувшегося кризиса.

В современной экономической литературе и периодической печати широко обсуждаются вопросы, посвященные отдельным проблемам составления и исполнения бюджета, чаще всего связанные с налогами, как основой доходной базы бюджета.

Государственный бюджет – это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством которого государство перераспределяет более третьей части национального дохода и более половины своих денежных средств. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость социального положения страны. Он может влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальную сферу.

Центральным показателем государственного бюджета является величина его доходов. Сумма доходов определяет расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния страны. Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита. Такая роль доходов государственного бюджета в жизни общества и государства обуславливает необходимость совершенствование методологии их формирования и прогнозирования разработки новых подходов в этом направлении.

Целью курсовой работы является выявление сущности государственного бюджета и анализа его исполнения, анализ перспектив реализации государственного бюджета.

Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения в работе следующих основных задач:

– рассмотрение методологической основы формирования государственного бюджета;

– анализ исполнения государственного бюджета Республики Беларусь;

– выявить направления улучшения развития бюджета Республики Беларусь.

Объект исследования – государственный бюджет.

Предмет – организация и исполнение государственного бюджета.

 

ГЛАВА 1

СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ИСТОРИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ

 

1.1 Исторические  аспекты развития государственного  бюджета Республики Беларусь

 

Основным звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет, что обусловлено его содержанием и значимостью в экономической, политической и социальной жизни общества. Как неотъемлемая часть общегосударственных финансов, бюджет возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. В этой связи немаловажным является рассмотрение бюджета как исторической категории.

Республика Беларусь, лишенная государственной самостоятельности, не имела своего бюджета, однако участвовала в формировании доходов государственного бюджета России. Основная часть доходов поступала в виде косвенных налогов. Вообще, обложению подвергались не доходы, а имущество. Все же бюджетные поступления на территории Беларуси в 1913 году составили 85,6 млн. руб., в том числе на долю Государственного бюджета приходилось 78,8%. Расходы определились в сумме 61,2 млн. руб., из которых ассигнования по государственному бюджету составили 70,4%.

В состав дореволюционной Беларуси входили пять губерний – Минская, Могилевская, Виленская, Витебская и Гродненская. Основная часть доходов губерний поступала в виде косвенных налогов от казенной винной монополии, государственных имуществ, пошлин и акцизов. В этот период также существовали собственные местные бюджеты: земские, городские, мирские. Земские бюджеты, несмотря на скудность финансовых ресурсов, направляли свои средства на строительство и содержание дорог, местного транспорта, органов управления, а также учреждений здравоохранения, школ и гимназий. Небольшими были городские бюджеты, которые финансировали затраты на благоустройство городов, заработную плату городских чиновников, содержание некоторых общественных зданий и сооружений. Низшим звеном считались мирские бюджеты: волостные и сельские, в которых аккумулировались в большей части сборы с крестьян, используемые на выплату жалований волостным и сельским чиновникам, санитарию населенных пунктов, содержание общественных сооружений. Объем местных бюджетов, формируемых на территории Беларуси, был незначительным и в 1910-1917 гг. их доля в общих бюджетных ресурсах не превышала 19%.

С началом первой мировой войны в государственном бюджете резко сократились расходы на мирные нужды. Основным источником покрытия военных расходов стала эмиссия бумажных денег. Война вызвала резкое увеличение расходов земств и городов. Это потребовало усиления обложения недвижимого имущества. Но огромные размеры недоимки по земским платежам привели к небывалому росту дефицита бюджета земских и городских управ, которые все в большей мере были вынуждены обращаться за ссудами к банкам и государству. Накануне революции 1917 года земские и городские управы оказались, по существу, банкротами.

Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР) была образована в 1919 году и формально имела право на самостоятельный бюджет. Однако из-за военных действий и оккупации, натурализации хозяйства и отмены денежных налогов бюджет республики не составлялся. Первый бюджет БССР был составлен в 1921 году, но исполнен с огромным дефицитом.

С образованием в 1922 году Советского союза (СССР), государственный бюджет БССР вошел в состав бюджетной системы советского государства. В первые годы советской власти объемы местных бюджетов росли медленно, их удельный вес в государственном бюджете республики оставался низким. Некоторое оживление в период новой экономической политики расширило доходную базу местных бюджетов и их значимость в финансировании местного хозяйства и социальной сферы. Однако в результате налоговой реформы 1930 года произошла дальнейшая централизация доходов в союзном и республиканском бюджетах, в связи с чем доля местных доходов в бюджете БССР снизилась с 36,8% в 1926 году до 19% в 1930 году.

Только в 1938 году местные бюджеты были законодательно включены в единый Государственный бюджет, одновременно расширены функции местных Советов и их имущественные и финансовые права. Накануне Великой отечественной войны удельный вес местных бюджетов в бюджете БССР превысил 60%.

Вторая мировая война нанесла огромный ущерб республике: производство страны было отброшено на 30 лет назад. Послевоенный период, в котором решались особые задачи по восстановлению разрушенных хозяйств и культуры страны, потребовал централизации финансовых ресурсов в республиканском бюджете. В такой ситуации доля местных бюджетов в общем объеме государственного бюджета БССР снизилась до 35-40%. Государственный бюджет 1946 года был по финансовым параметрам намного больше довоенного 1940 года, а источников поступления денежных средств не хватало. Доходы бюджета формировались в основном за счет налогов с оборота (48%), отчислений с прибыли (15%), налогов с населения (13,5%), местных налогов, отчислений от займов. В данный период наблюдалось увеличение расходов по финансированию народного хозяйства, промышленности, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства. Местные бюджеты приобрели больше социальный характер, поскольку в них сосредотачивались ресурсы на финансирование сети дошкольных и школьных учебных заведений, а также медицинских и культурно-просветительных учреждений.

В 50–80-х гг. ХХ века основными налоговыми источниками являлись налоги, отчисления с прибыли, государственные займы и денежные лотереи. С середины 80-х гг. большая часть собранных доходов поступающих от отраслей народного хозяйства, направлялась обратно в виде финансирования расходов на народное хозяйство. Бюджетный дефицит в данный период стал характерной чертой для всего СССР.

В 1991 году начинается новый период в развитии белорусского государства. Приобретение политического и экономического суверенитета и переход Республики Беларусь к рыночным отношениям потребовали децентрализации системы управления экономикой, четкого разграничения функций и прав органов власти всех уровней. Соответственно этот период характеризуется формированием национальной бюджетной системы.

Первый Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе в Республике Беларусь» был принят в июне 1993 году, заменив действовавший с 1991 года Закон «О бюджетных правах Республики Беларусь и местных Советов народных депутатов Республики Беларусь». Он устанавливал основные понятия бюджетной системы и принципы организации бюджетного устройства в республике как самостоятельном независимом государстве. В мае 1998 года был принят Закон Республики Беларусь «О бюджетной классификации Республики Беларусь», а с середины 1998 года вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», которая обеспечивала необходимую для соответствующего анализа республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

В результате проводимой бюджетной политики происходит перераспределение бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы. В 1996–1999 гг. наблюдается увеличение доли местных бюджетов в консолидированном бюджете страны с 51,7 до 55,4 %. [12][18]

В последующие годы в структуре и содержании бюджета РБ происходили более существенные изменения в связи с созданием новой налоговой системы, принятием новых законов и законодательных актов. Также на содержании и структуре бюджетных доходов и расходов существенно отразились кризисные явления в экономике, расстройство денежного обращения, социальная напряженность в обществе.

1.2 Сущность, структура  и функции государственного бюджета  Республики Беларусь

 

Экономическое значение бюджета заключается в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздействовать на совершенствование структуры общественного производства, его развитие, оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды, материальную и производственную сферы, а также отдельные отрасли экономики и социальной сферы.

Информация о работе Анализ динамики состава и структуры доходов консолидированного бюджета