Анализ антиинфляционной политики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:35, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия.
2.Рассмотреть стратегию и тактику инфляционного регулирования.
3.Обозначить особенности борьбы с инфляцией в России.
При написании работы применялись следующие методы исследования: монографический, экономико–статистический, аналитический, логический и другие.

Оглавление

Введение
1.Теория инфляции
1.1.Сущность и причины инфляции. Виды инфляции
1.2. Монетарные и немонетарные концепции инфляции.
Последствия инфляции
2.Антиинфляционная политика государства
2.1.Цели антиинфляционной политики.
Бюджетная политика государства
2.2. Кредитно-денежная политика государства. Инструменты борьбы с инфляцией
2.3. Политика цен и доходов
2.4.«Шоковая терапия» и градуирование денежной массы
3. Анализ антиинфляционной политики в России
3.1. История развития и регулирования российской инфляции
3.2. Эффективность российской антиинфляционной политики
3.3. Статистический анализ инфляции в 2005-2006 гг
3.4. Цели и инструменты антиинфляционной политики на 2007-2009 год
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

economika2.doc

— 603.50 Кб (Скачать)

     В развивающихся странах наблюдается  более активное участие государства  в регулировании денежных отношений. Несмотря на признание России страной  с рыночной экономикой, по сути она  продолжает оставаться типичным примером экономической системы с развивающимися рынками. Характерными особенностями таких систем являются незавершенность структурных изменений, неразвитость финансовых рынков, подверженность угрозе внешних шоков. Неустойчивая внутренняя и внешняя среда способствует к накоплению системных дисбалансов, к которым относится открытая инфляция. Характерной  особенностью России является устойчивый, достаточно высокий уровень инфляции, несмотря на усилия властей. Это свидетельствует о наличии постоянно действующих факторов, влияющих на характер денежных отношений, а также об ограниченности и неэффективности действующих методов управлениями этими отношениями.

     История регулирования российской инфляции обнаруживает несамостоятельность  денежно-кредитного регулирования. Несмотря на освоение Центральным банком РФ всех  инструментов воздействия на масштабы денежного обращения и стоимость денег, инфляция не находится в полной мере под контролем центрального эмиссионного органа страны. И причина не только в немонетарных причинах инфляции. Кредитно-денежная политика жестко связана с другими видами экономической политики, в частности валютной и фискальной, и конкретным состоянием экономики.

     Анализ  использования  инструментов денежно-кредитной  политики в России показывает, что  наиболее важные их них, прежде всего, уровень процентных ставок и валютный курс за последние годы стабилизировались. Процентные ставки по кредитам до одного года (в рублях) юридическим лицам в течение 2004 г. изменялись в пределах 12,3-10,8%, в течение 2005 г. – в пределах 10,7-11,2%%. Это свидетельствует о том, что процентная политика исчерпала свои возможности по стимулированию экономики. Ставки по кредитам находятся на пределе инфляционного уровня и могут быть снижены только после сокращения инфляции. С 29 января 2007 г. ставка рефинансирования ЦБ РФ  снижена до 10,5% годовых. Несмотря на то, что новая процентная ставка  стала одной из самых низких с 1992 г., всплеска активности на российском экономическом пространстве, по мнению финансовых аналитиков, это не вызовет. "Ставка рефинансирования не регулирует денежно-кредитную политику России. Наша экономика, в отличие от экономики США, насыщается деньгами за счет валютных интервенций. Основной источник финансов для России - Центральный Банк, так что понижение ставки - это следствие снижения инфляции в стране", - прокомментировал ситуацию главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков.

     Стабилизировался  валютный курс. Официальный курс доллара  США и евро по отношению к рублю  в 2004-2006 гг. не претерпел существенных изменения. Наоборот наблюдается тенденция укрепления рубля по отношению к доллару, что должно способствовать снижению инфляции (см.  рисунок 2).

     

     Рисунок 2.  Динамика курса доллара 1998-2007 гг. 

     Влияние монетарных методов воздействия  на инфляцию в условиях российской экономики ослабляется низким уровнем монетизации  по причине несбалансированности российской экономики в целом.  Особенностью структуры российской экономики является слабой развитие товаров народного потребления. Диспропорция между накопленными денежными средствами и товарным предложением досталась ей в наследство от планового хозяйства. Резкий рост инфляции должен был дать толчок развитию производства потребительских товаров. Однако усилия руководства страны по стимулированию роста ВВП затронули, прежде всего, экспортные отрасли, а также традиционно развитые в России предприятия: добычу полезных ископаемых, оборонные отрасли, транспортное машиностроение, авиацию и некоторые другие. В то же время, отрасли связанные с производством потребительских товаров, постоянно отстают в своем развитии как от других отраслей, так и от ускоренного роста дохода населения. Постоянный рост инфляции сказывается на качестве использования доходов населения. Наблюдается постоянный рост доли расходов населения, используемых на покупку товаров и услуг, в общем объеме доходов. Если в январе 2004 г. она составляла 71,4%, в 2005 г. – 84,3%, в январе 2006 г. – уже 87,2%. Снижение доли доходов населения, используемых на накопление, ограничивает возможности расширения производства продукции в стране, что затрудняет выход из инфляционных процессов. 

     3.3 Статистический анализ  инфляции в 2005-2006 гг. 

     Анализ  показывает неравномерность изменения  цен на различные виды товаров  и услуг в России. Наиболее быстрыми темпами росли цены на продовольственные товары и платные услуги. За 2004 г. они возросли соответственно на 12,3 и 17,7%, цены на непродовольственные товары повысились на 7,4%. Все это обусловило инфляцию за 2004 г. в размере 11,7%. В 2005 г. ее темп сохранялись почти на том же уровне. Рост цен на продовольственные товары и услуги был соответственно 9,6 и 21 %, на непродовольственные – 6,4. Денежно-финансовая политика, проводимая в нашей стране, привела к тому, что в 2006 г. годовая инфляция не уложилась в заданные пределы – 7,5-8% - и составила 9%. Тем не менее это самый низкий показатель годовой инфляции за последние три года. Иными словами, сохраняется тенденция ее плавного снижения. В 2006 г. наблюдалась различная ценовая динамика в отдельных сегментах потребительского рынка. Но по сравнению с 2005 г. по основным позициям индекса потребительских цен в 2006 г. произошло снижение. Годовой прирост цен на продовольственные и непродовольственные товары был ниже уровня годовой инфляции (соответственно 8,7 и 6,0 %). Платные услуги населению подорожали на 13,9 %. В 2005 г. более всего подорожали жилищно-коммунальные услуги - на 32,7%  против 23,5% в 2004 г. В 2006 г. рост тарифов на услуги ЖКХ составил 19 %. Тарифы на услуги пассажирского транспорта возросли на 12%. Наиболее стабильное положение было отмечено в 2006 г. на рынке непродовольственных товаров, где и предложение велико, и импорта много. Ежемесячные темпы прироста колебались в пределах 0,3 - 1,1%, что ниже, чем в 2005 г. (. Этому способствовало укрепление рубля, происходившее в течение года. Рост цен сдерживался также поступлением импортных товаров: одежды и обуви, бытовой техники, которые привлекательнее с точки зрения соотношения цены и качества.

       Ценовая картина в разных регионах  различна. В Приволжском Федеральном округе инфляция в 2006 г. оказалась ниже, чем  в среднем по стране –7,1%. В некоторых  регионах ПФО годовая инфляция была также ниже показателя по стране: минимальной она была в Республике Татарстан – 5,8%. В Ульяновской области – 7,3%. В отдельных регионах инфляция, напротив, превышала общероссийские показатели. Например, В Кировской области инфляция составила – 9,5%.. Из продовольственных товаров более всего подорожало сливочное масло – на 22,3%. Подсолнечное масло, наоборот, подешевело по сравнению с 2005 г. В Кировской области – на 5,3%; в Нижегородской области – на 7,3%. Если проанализировать индексы потребительских  цен в 2006 г. на продовольственные товары в этих двух соседних областях ПФО, то практически по всем позициям рост цен был в Кировской области выше, чем в соседней Нижегородской.

     В Кировской области рост тарифов  в сфере ЖКХ в 2006 г. составил 17,9 %, что несколько ниже, чем в  среднем по стране (19%).  Наименьший рост тарифов в 2006 г. на коммунальные услуги зафиксирован по ПФО в Удмуртской республике – 14%, наибольший – в Чувашской республике – 23%.

       Наиболее неравномерная ценовая  картина наблюдается на рынке  жилья. Однобокий упор на ипотеку  и субсидирование процентных  ставок не дает быстрого результата. Увлечение ипотечными программами в условиях медленного роста количества предложений на рынке недвижимости и такого же медленного развертывания новых строительных мощностей увеличивает разрыв между числом платежеспособных покупателей и рыночным предложением жилья, что ведет к резкому увеличению стоимости квартир и домов. Стоимость одного квадратного метра в Кировской области к концу 2006 года увеличилась на первичном рынке – на 29,9 %, на вторичном рынке – на 22,9% и составила 27,4 тыс. руб. и 25,0 тыс. руб. соответственно. Хотя динамика цен на жилье в Кировской области ниже, чем в целом по Приволжскому Федеральному округу, стоимость одного квадратного метра является одной из самых высоких в округе. Для сравнения стоимость 1 кв.м.  в Пензенской области составляет: на первичном рынке –17,9 тыс. руб.; на вторичном – 18,3 тыс. руб.; в Республике Мордовия – 18,6 тыс. руб. и 20,2 тыс. руб. соответственно. При этом в Мордовии цены на первичное жилье за год выросли на 16%; на вторичное – всего лишь на 8,9% .

     Ипотека может стать доступной только при соблюдении двух условий, а именно: при устранении дисбаланса между стоимостью квартиры и средним уровнем доходов населения и при создании эффективного канала рефинансирования предоставляющих ипотечные кредиты банков, обеспечивающего им источники долгосрочных займов. Проще говоря, при нынешнем довольно низком уровне средних зарплат и весьма высоких ценах на квартиры получить ипотечный кредит реально лишь на срок 100 - 120 лет. Доля населения, участвующего в ипотечных программах не превышает 1%. 

     3.4. Цели и инструменты  антиинфляционной  политики 

     на 2007-2009 год. 

       В настоящее время проблема  инфляции в России становится  особенно актуальной в связи  со сменой модели экономического  развития (2007-2009 гг.) в сторону усиления  факторов инновационного развитии, увеличения инвестиционной активности.  Сделан акцент на развитие социальной сферы, технологическую модернизацию, инновационную структуру, повышение конкурентноспособности, улучшение инвестиционного климата, повышение энергетической безопасности и модернизацию энергетики, обновление региональной политики. Одним из условий реализации этих важнейших задач является стабилизация рубля. Правительство РФ впервые утвердило комплекс антиинфляционных мер, которые выгодно отличаются от ранее применявшихся разрозненных методов воздействия на инфляционный процесс. Во-первых, предусмотрено ограничение роста регулируемых цен на продукцию (услуги) естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов. Во-вторых, намечены меры по снижению темпа роста цен на ГСМ с 16% в 2005 г. до 6-8% в 2007г. В-третьих, Правительство прогнозирует замедление роста цен на продовольственные товары (7,4%-7,6 % в 2007 г.; 4,8% в 2008 г.). Добиться этого предполагается с помощью роста предложения этих товаров и доступа крестьян и фермеров на рынки.

     Поставлена  задача замедления роста денежного  предложения и замедления скорости обращения денег с 4,2 оборота в  год в 2005 до 2.8-3 оборотов в 2009 г. Для  снижения темпа инфляции крайне важна предусмотренная ориентация в предстоящие три года на консервативную бюджетную политику, которая обеспечит оздоровление, укрепление бюджета. Правительством прогнозируется увеличение бюджетных расходов инвестиционного характера с 1,8% ВВП в 2005 г. до 2,34% в 2009 году.

     Важную  роль будет играть проводимая Банком России денежно-кредитная политика, направленная на снижение инфляции и  поддержание плавной динамики валютного  курса. Принимая целевые параметры  денежно-кредитной политики на предстоящий  год, Банк России принимает во внимание различные возможные условия дальнейшего социально-экономического развития страны. Однако, реальное развитие событий может отличаться от предусмотренных сценариев. На экономический рост в последние годы заметное влияние оказывал более высокий, чем предполагалось, уровень цен на нефть на мировом рынке. Превышение целевых ориентиров по инфляции было обусловлено факторами, находящимися вне сферы воздействия денежно-кредитной политики, например, существенное увеличение цен на энергоресурсы, рост цен на платные услуги населению. В качестве основной цели денежно-кредитной политики Банк России определил ограничение прироста потребительских цен в пределах 6,5-8 %.  При этом прирост базовой инфляции для достижения цели составляет 5,5-7 %. Рост денежной массы прогнозируется на уровне 19-28%. Основным инструментом курсовой политики в 2007 г. останутся операции по купле-продаже Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Причем интервенции будут проводиться как в целях предотвращения резких колебаний валютного курса, так и в целях недопущения чрезмерного укрепления рубля. Своей перспективной задачей Банк России видит переход к режиму инфляционного таргетирования.

 

       4. Практическая часть 

      Стандартной практикой является вычитание прогнозируемого уровня инфляции из суммы ваших накоплений. Почему то именно такое объяснение чаще всего встречается в интернете.

      Пример: на начало 2009 года сумма ваших накоплений составляла 100 000 рублей. Инфляция за год  составила 15%. На начало 2010 года, сумма ваших накоплений составить 85 000 рублей. Не в прямом смысле, а в стоимостном.

      Но  так считать в корне неверно. Ведь на практике получается следующим  образом:

СТОИМОСТЬ ПРОДУКТОВОЙ КОРЗИНЫ НА НАЧАЛО 2009г. ИНФЛЯЦИЯ  ЗА ГОД СОСТАВИЛА 15% СТОИМОСТЬ ПРОДУКТОВОЙ КОРЗИНЫ НА НАЧАЛО 2010г.
      
      
      100 000 руб.               115 000 РУБ.

      Рисунок 1. изменение стоимости продуктовой корзины при изменении инфляции

      Как видно из этого примера, то что  мы могли вчера купить на 100 000 рублей, завтра будет стоить уже на 15% дороже. Но количество денег то не измениться!!! А значит и не измениться тот уровень  пассивного дохода, который мы можем получить с этой суммы.

      Возьмем за основу мою цель: Заработать миллион. До окончания эксперимента осталось еще 19 месяцев. Если следовать общепринятой практике, то мне необходимо будет  вычесть примерно 12-15% из моего будущего миллиона. Так называемая поправка на инфляцию. Другими словами, для того чтобы Заработать миллион через 19 месяцев, мне нужно принять во внимание тот факт, что вычитая инфляцию, у меня будет не 1 000 000, а следующая цифра:

      1 000 000 – 15% = 850 000

      И здесь, стоит сказать про одну важную деталь. Цель наших инвестиций!

      Если  цель заработать миллион, а потом потратить его на товары и услуги первой необходимости, то тогда, действительно, через 19 месяцев я потеряю те самые 12-15%.

      А если цель иная? К примеру, получать пассивный доход? Который с миллиона, вложенного под 17% годовых (именно столько  сегодня дает один из моих депозитов  в банке), составит около 14 000 рублей – ежемесячно. А под 15% годовых (допустим, что процентные ставки по вкладам снизятся), ежемесячный доход составит – около 12 700 рублей.

Информация о работе Анализ антиинфляционной политики в России