Особенности правового регулирования недропользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 06:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что недра «основа жизни и деятельности народов»1 и является частью базиса экспортируемого сырья, и необходимо знать какие проблемы могут повлиять на экономику и окружающую среду. В единой системе природной среды недра являются элементом, наиболее тесно связанных с землей. Связь недр с землёй проявляется в том, что они являются продуктами природы: непосредственно продолжают земельную территорию и содержат запасы полезных и необходимых полезных ископаемых, которые ограничены в своём объёме. Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Общая характеристика
Недра как объект эколого-правового режима недропользования 6
Право недропользования 11
Особенности недропользования
2.1.Государственное регулирование недропользования 18
2.2. Правовой режим земельного отвода 26
Проблемы правового регулирования недропользования 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 41

Файлы: 1 файл

Особенности правового регулирования недропользования.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

     Органы  общей компетенции – Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, исполнительные органы РФ и ее субъектов, муниципальные органы. Федеральные органы исполнительные органы и органы исполнительной власти ее субъектов РФ решают вопросы Планирования и организации разведочных работ, устанавливают порядок учета, регистрации, лицензирования, квотирования полезных ископаемых и т.д.

     На  группу органов ведомственной компетенции  возложены функции регулирования  поиска и разведки полезных ископаемых в Российской Федерации. Министерство природных ресурсов РФ (МПР РФ) координация по вопросам геологического изучения и рационального использования недр, управление государственным фондом недр. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет нормативное регулирование вопросов обеспечения промышленной безопасности, надзор за соблюдением всех технических регламентов, разработка и осуществление мер профилактике производственного травматизма и т.д.

     «Для создания условий рационального использования недр, определение платы за пользование недрами, границ участков недр, учет запасов полезных ископаемых уже разведанных месторождений и т.п. проводиться государственная экспертиза запасов полезных ископаемых»8. Экспертизе также подлежит геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений. Государственная экспертиза важная составная часть отношений недропользования, так как только после ее проведения предоставляется участок недр для добычи ископаемых или строительства сооружений. Заключение государственной экспертизы является основанием для постановки разведанных запасов на государственный учет. Данный вид деятельности осуществляется органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением. 

     Один  из основных видов деятельности МПР России ведение государственного кадастра месторождений полезных ископаемых. Он необходим для обеспечения планирования работ по геологическому изучению недр, размещение предприятий горнодобывающей промышленности, рационального использования месторождений. Государственный кадастр включает сведение о количестве и качестве основных и совместно залегающих полезных ископаемых, подготовленность их промышленного освоения, условиях разработки и геолого-экономическую оценку каждому месторождению. Сбор кадастровых данных, работ по изучению недр и учету геологических работ осуществляется Российским геологическим фондом и территориальными геологическими фондами. Вся данная деятельность подлежит утверждением специальными органами.  «Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся МПР России на основе геологической информации, предоставляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение, в федеральный и территориальный фонды геологической информации в соответствии с Законом о недрах, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, предоставляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом Правительством РФ»9.  Лицензирование необходимое вещь для отношений недропользования. Лицензия имеет вид установленного бланка с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические, и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.

     Лицензия  является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование  участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в  ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.10  Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

     Допускается предоставление лицензий на несколько  видов пользования недрами.11

     Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать:

     1) данные о пользователе недр, получившем  лицензию, и органах, предоставивших  лицензию, а также основание предоставления лицензии; 2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

       3) указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;

     4) указание границ земельного участка  или акватории, выделенных для  ведения работ, связанных с пользованием недрами; 

     5) сроки действия лицензии и  сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);

     6) условия, связанные с платежами,  взимаемыми при пользовании недрами,  земельными участками, акваториями;

       7) согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; 

     8) соглашение о праве собственности  на геологическую информацию, получаемую  в процессе пользования недрами; 

     9) условия выполнения установленных  законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ;

       10) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

     Лицензия  на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.

       В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр12.

       Лицензия на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции должна содержать соответствующие данные и условия, предусмотренные указанным соглашением.

       Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством. Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.  Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр имеет своей задачей обеспечение соблюдения всеми недропользователями установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности. Он осуществляется органами государственного геологического контроля во взаимодействии с органами осуществляющими технологический надзор, природоохранными и иными контролирующими органами. Кроме того, осуществляется ведомственный контроль за использованием и охраной недр предприятиями, организациями и учреждениями, пользующими недрами, которые находятся в ведении соответствующих органов. Задачей государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на населения, окружающую среду, здания и сооружения, а также по охране недр13. Наиболее широким и всеобъемлющим надзором за правильностью эксплуатации недр и их охраной, включающим надзором за всеми видами пользования недрами, является технологический надзор.

     Компетенция органов государственного горного надзора, их права и обязанности, а также порядок их работы определяются положением, утверждаемым Правительством РФ.

     Информация  о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, является собственностью заказчика, финансировавшего работы, в результате которых получена данная информация, если иное не предусмотрено лицензией на пользование недрами. 

     Право собственности на геологическую  и иную информацию о недрах охраняется в порядке, установленном законодательством РФ для других объектов собственности. Исполнитель имеет право использовать полученную в результате проведения работ информацию о недрах для научной и преподавательской Деятельности, если при этом не затрагиваются коммерческие интересы заказчика, обусловленные договором14. Геологическая и иная информация, полученная за счет государственных средств, предоставляется по установленной форме в федеральной и соответствующий территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию.

     Порядок и условия использования указанной  информации определяются органом управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством РФ. Организации, предприятия и граждане, получившие геологическую и иную информацию о недрах за счет собственных средств, представляют эту информацию или сведения о ней в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации и определяют условия ее использования. Должностные лица обязаны обеспечить конфиденциальность информации во время ее сбора, хранения, передачи и иного использования (ст. 27 Закона о недрах). 
 

     2.2 Правовой режим земель использованных  для разработки недр и добычи  полезных ископаемых 

     В настоящее время право пользования  участками недр не упоминается в  современном гражданском законодательстве в качестве обременения земельных участков, а права на земельные участки не упоминаются как обременения участков недр. Тем не менее, это не означает, что обозначенная выше проблема надумана. Пока она, по-видимому, неактуальна в той мере, в какой актуально, например, обременение земельных участков правом застройки или правом аренды. Пока отвод участков недр в пользование осуществляется, как правило, при сохранении за государством прав на покрывающие их земельные участки. Но приватизация земли производится, несмотря на отсутствие для этого твердых юридических оснований. Начало массовой приватизации земель может кардинально изменить ситуацию к худшему. Уже отведенные в пользование участки недр могут быть обременены правами землевладельцев настолько, что всякая их эксплуатация окажется нерентабельной. В некоторых случаях землевладельцы, не осуществляя никакой самостоятельной хозяйственной деятельности, смогут изымать у недропользователей значительную часть ренты.   Особенность земель для пользования недрами состоит в том, что они не отнесены законом к самостоятельной категории земельного фонда Российской Федерации. Они ограничиваются от других земель по непосредственному целевому значению.15

     Под правовым режимом земель для пользования недрами следует понимать особую целостную систему правового регулирования отношений по использованию и охране этих земель, которая характеризуется едиными принципами и специфическими приемами регулирования.

     На совокупность правовых норм, устанавливающих правовой режим земель для пользования недрами, распространяются два вида принципов: общие и специальные. Правовой режим данных земель базируется на таких общих для регулирования земельных отношений принципах, как принцип множественности и юридического равенства форм собственности на землю, принцип целевого назначения земель, принцип платности использования земель и др.16

     Одновременно с общими принципами на совокупность правовых норм, регулирующих правовой режим земель для пользования недрами, распространяются основные положения, которые можно обозначить как специальные, т.е. присущие регулированию отношений только или преимущественно применительно к данным землям. Здесь можно выделить такие принципы: взаимосвязи и взаимозависимости правовых режимов земле  и недропользование; приоритета геолого-съемочных, поисковых и других исследований и изысканий; особой охраны площадей значений полезных ископаемых.

       Порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Субъектов Российской Федерации. 

     Недра для добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью производства строительных материалов могут не предоставляться  при условии возможности использования  отходов горнодобывающего и иных производств, являющихся альтернативными  источниками сырья17 (ст. 18 Закона «о недрах»)

       Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях.

     Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, содержать геолого-экономическую оценку каждому месторождению, а также включать в себя по выявленным проявлениям полезных ископаемых.18

Информация о работе Особенности правового регулирования недропользования