Экологическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:35, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи исследования: разработка программы экологического воспитания младших школьников с целью повышения уровня их экологической культуры.
Объект исследования: методы экологического воспитания младших школьников.

Оглавление

Введение.
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников.
1.1. Содержание экологического воспитания младших школьников.
Сущность и задачи экологического воспитания младших школьников. Критерии уровня экологической воспитанности.
Психолого-педагогические основы экологического воспитания младших школьников.
Глава 2. Система работы по экологическому воспитанию.
2.1.Организация эколого-предметной среды.
2.2. Расширение «экологического пространства».
2.3. Межпредметные связи в экологическом воспитании.
2.4. Роль экскурсий в экологическом воспитании.
2.5 Внеклассная работа по экологическому воспитанию.
Вывод.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

makarova (1).doc

— 113.00 Кб (Скачать)

Макарова  Татьяна Германовна 

«Экологическое  воспитание»

                                              Содержание

 
 
 

Введение.

Глава 1. Теоретические  основы экологического воспитания младших  школьников.

            1.1. Содержание экологического воспитания младших школьников.

    1. Сущность и задачи  экологического воспитания младших            школьников. Критерии уровня экологической воспитанности.
    2. Психолого-педагогические основы экологического воспитания младших школьников.

Глава 2. Система работы по экологическому воспитанию. 

             2.1.Организация эколого-предметной  среды.

             2.2. Расширение «экологического пространства».

             2.3. Межпредметные связи в экологическом  воспитании.

             2.4. Роль экскурсий в экологическом  воспитании.

              2.5 Внеклассная работа по экологическому  воспитанию.

Вывод.

Список  литературы.

Приложение. 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 

Введение. 

   В настоящее время учёные всего  мира настойчиво предупреждают   об угрозе, нависшей над всеми  формами жизни на Земле. Всё  беднее становится растительность планеты; полностью истреблены некоторые виды животных; в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы.

   Поиски путей и средств решения  этой глобальной проблемы человечества  объединяют сегодня представителей  различных областей фундаментальных наук многих стран мира.

   Сегодня от экологического невежества  людей до преступления перед  человечеством – один шаг.  А формируются эти экологические  невежды в семье, в детском  саду, школе, институте. Вот почему  современные учёные исследуют проблему экологии комплексно, изучают разные её аспекты, в том числе и педагогический.

   Основная задача педагогики –  воспитание у детей экологической  культуры, фундамент к которой  составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы.

   Встречаются дети, которые бережно  относятся к какому-либо ограниченному  кругу предметов и явлений  природы ближайшего окружения.  Иногда дети наносят ущерб  природе из-за недостаточной осведомлённости.  Некоторые дети потребительски  относятся к природе, особенно дикой: собирая чернику, затаптывают её кустики, вырывают с корнем цветущие растения, грибы и т. д. Наконец, встречаются дети, способные жестоко относиться к животным: они могут бить собак, мучить кошек, голубей и т. д.

   Наиболее распространённая причина негативного отношения к природе у детей – отсутствие знаний о растениях, животных, их потребностях и особенностях их развития. Здесь сказывается и ограниченность непосредственного общения с природой, особенно в условиях города, недооценка некоторыми педагогами проблемы воспитания у детей познавательных интересов к окружающему миру, в том числе и природе.

   По выше изложенным причинам  мною была выбрана следующая  тема исследования: «Экологическое  воспитание младших школьников  в ходе урочной и внеклассной деятельности».

    Цели и задачи исследования: разработка  программы экологического воспитания  младших школьников с целью  повышения уровня их экологической  культуры.

    Объект исследования: методы экологического  воспитания младших школьников. 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы экологического воспитания

  младших школьников 
 
 

                 1.1. Содержание экологического воспитания  младших школьников 
 
 

               Экология – это наука об отношениях организмов и образуемых ими 

Сообществ между собой и с окружающей средой. Объектами экологии могут  быть популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера в целом. С  середины 20 века в связи с усилившимся  воздействием человека на природу экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов, а сам термин «Экология»- более широкий смысл.

           Экологи выделяют 3 группы факторов, определяющих особенности жизни  живых существ: абиотические (климат, почва, прочие), биотические (растения, животные, микроорганизмы, которые оказывают влияние на существование организма) и антропогенные (воздействие человека на природу).

            В сложной замкнутой экологической  системе, основные компоненты  ( абиотические факторы, растения, животные, микроорганизмы) тесно связаны между собой. Их жизнедеятельность создаёт кругооборот энергии, необходимой для поддержания равновесия внутри экосистемы. Выпадение или нарушение одного из звеньев цепи может привести к гибели всю экосистему.

            Взаимодействие в системе возникает  на основе питания. Их называют  пищевыми связями или цепями  питания. В каждом биоценозе  существует большое количество  невидимых для глаза цепей  питания.

             Эти связи очень важны, так  как через них происходит передача энергии от одного звена к другому. При нарушении связей страдает не только определённое звено, но и вся экосистема.

             Одним из глобальных факторов, влияющих на среду обитания  животных и растений, является  деятельность человека.

           Деятельность человека в природе  имеет двустороннее значение: она  влияет на условия жизни растений  и животных, изменяет состояние  экологической обстановки, в которой  живут люди. Зависимость прямая: чем больше разрушается биоценозов, тем хуже становится физическая среда для человека.

         С 70-х годов 20 века складывается  экология человека, или социальная  экология, изучающая закономерности  взаимодействия общества и окружающей  среды, а также практические  проблемы её охраны.

      Таким образом, стержнем экологической науки являются различного типа связи и зависимости, существующие в едином комплексе « природа-общество».Этот стержень становится отправным в нахождении специфики и содержания экологического воспитания детей.

      Чрезвычайно сложные связи, характеризующие сообщества в целом, делают это явление труднодоступным для ознакомления школьников, тем более что связи, существующие внутри экосистемы, не только многообразны, но и скрыты от непосредственного наблюдения. Р. Дажо указывает, что « практическом отношении изучение всех компонентов биоценоза почти невозможно и никогда не предпринималось, поскольку оно связано с почти неразрешимыми задачами определения всех входящих в него видов».

        Это же можно сказать и об  антропогенном факторе изменения состояния природы: дети школьного возраста не могут понять и осмыслить сведения о грандиозном масштабе деятельности человека в природе.

         В этом хорошо должны быть  осведомлены взрослые, их обучающие.

         Таким образом, стержнем экологического воспитания является процесс формирования у школьников отношения к природе через представления о различных взаимосвязях в ней: зависимости жизни растений и животных от факторов внешней среды, от трудовых усилий.

         Важным содержательным элементом экологического воспитания школьников является формирование у них первоначального понимания специфики живого организма.

          Знакомясь с разнообразием растений  и животных, школьники в первую  очередь замечают их внешние  параметры: характерные черты строения, размер, форму, окраску и другие признаки, по которым они в дальнейшем могут узнавать знакомые объекты и сравнивать их с новым. Знакомство с целым рядом растений и животных проводит их к суммированию и обобщению сходных признаков (например, у всех растений есть листья зелёного цвета) .

          Второй признак – это обмен  веществ в живом организме.  Как биохимический процесс в  целом обмен веществ не доступен  наблюдению школьников. Однако начальные  и конечные акты дети могут  видеть всякий раз, когда участвуют в труде по уходу за обитателями уголка (кормят животных, поливают растения и прочее). Такое неполное представление об обмене как особенности живого является достаточно убедительным для детей школьного возраста, т. к. оно воспринимается на основе их опыта поглощения пищи Знакомясь с условиями жизни живых существ, дети должны  будут на первое место поставить пищу как основной фактор их существования.

          Третья особенность живых организмов  – это их особенность к движению. Подвижность большинства животных совершенно очевидна, они ползают, плавают, бегают или летают. У растений движения гораздо более медленны и не так заметны, но они всё же происходят. Признак движения для детей школьного возраста является очень сильным. Он воздействует на эмоции ребёнка, движущие объекты оставляют яркие впечатления. В определении живого у школьников этот признак является доминирующим. Именно поэтому дети без колебаний относят к живому животных и сомневаются в случае с растениями. Такое свойство живых организмов, как раздражимость, хорошо представлена у животных, у которых имеются специальные органы-рецепторы восприятия, обеспечивающие возможность видеть, слышать, ощущать и прочее. Раздражимость животных легко обнаруживается и может быть понятна школьникам.

           Последний значимый признак живого – это приспособленность организма. Способность растения или животного приспособлятся к окружающим условиям позволяет ему выжить в мире. В этом случае в качестве признака живого выступает связь животного и растения со средой их обитания.

         Таким образом, в заключении  можно сказать, что экологическое  воспитание школьников по своему  содержанию шире, чем природоохранительная  работа. Она строится на понимании  детьми:

  1. связи между растениями , животными и неживой природой;
  2. сущности живого;
  3. многообразия растений и животных, и выделении общего в определённых группах;
  4. явления приспособленности.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                                            
 

1.2. Сущность  и задачи экологического воспитания  младших школьников.

Критерии  уровня экологической воспитанности 
 
 
 

      Экологическое воспитание (в широком смысле слова) – это

многостороннее  взаимодействие детей как активных субъектов деятельности

с окружающей природно - социальной средой, в процессе которого они

созревают как  личности – представители особой экосистемы человек – 

природа – общество, приспосабливаются к условиям не только социальной

жизни, но и к новым экологическим  условиям природной и социальной среды.

     Экологическое воспитание (в узком смысле слова) –

целенаправленное  воздействие на развитее экологической  культуры личности.

            Экологическое воспитание – познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи  со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Информация о работе Экологическое воспитание