Виды и показатели рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является изучение показателей рентабельности и видов рентабельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение;
- рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;
- выявление резервов роста рентабельности и предложения путей для её совершенствования.

Оглавление

Введение 5
1 Понятие рентабельности 7
2 Виды и показатели рентабельности 9
3 Основные направления повышения рентабельности 21
Заключение 25
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ПЕЧАТАТЬ КУРСАВИК измЯ.docx

— 86.29 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Кафедра экономики 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по экономике  организации(предприятия)

на тему: Виды и показатели рентабельности 

Студент

Экономического  факультета,

2 курса,  группы  

Руководитель                                                                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение  5
1 Понятие рентабельности 7
2 Виды и показатели рентабельности 9
3 Основные  направления повышения рентабельности 21
Заключение 25
Список  использованных источников 28
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Целью любой организации является прибыль, как важнейший показатель деятельности организации, однако сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования организацией  своих ресурсов, огромное значение также имеет, какие средства были вложены для получения этой прибыли. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы организации является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным ресурсам.

     Рентабельность  и прибыль – показатели, которые  четко отражают  эффективность  деятельности организации, рациональность использования организацией своих ресурсов, доходность направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной и т.д.).

     Организация реализует свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Но это еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и ее реализацию, т.е. с себестоимостью продукции. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость; если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции, и прибыль отсутствует; если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, т.е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключая банкротство. Для получения максимальной прибыли и избежания банкротства необходимо изучать показатели прибыли, факторы, влияющие на нее, и показатель рентабельности, который отражает эффективность текущих затрат и представляет собой своего рода синтез различных качественных и количественных  показателей.

     Всё вышесказанное обусловило актуальность темы.

     Целью написания данной работы является изучение показателей рентабельности и видов рентабельности.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

     - дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение;

     - рассмотреть систему показателей  рентабельности в соответствии  с их классификацией на показатели  рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и  показатели рентабельности продукции;

     - выявление резервов роста рентабельности  и предложения путей для её  совершенствования.

     Аналитические данные более полезны, если они выражены в виде соотношений различных  видов активов и пассивов. Динамика таких соотношений со всех сторон характеризует деятельность организаций. Данные соотношения и представляют собой относительные коэффициенты. Коэффициенты можно разбить на группы, характеризующие рентабельность, деловую  активность, финансовое положение организации, состояние организации на рынке  ценных бумаг. На основе данных бухгалтерской  отчетности могут быть рассчитаны десятки  коэффициентов. Для решения возникшего вопроса обычно достаточно бывает рассчитать несколько коэффициентов из множества  возможных, их выбор определяется целью  того или иного исследования.

     В данной курсовой работе будет более  подробно рассмотрена рентабельность, как основной показатель эффективности  работы организации. В современных рыночных условиях этот вопрос является наиболее актуальным, т.к. показывает финансовый результат деятельности организации. 
 
 
 
 

     1 ПОНЯТИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 

     В экономической литературе дается несколько  понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим  образом: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической  эффективности производства на организациях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.[46, с. 203]

     Еще одно определение рентабельность – это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг.[44, с 364]

     Рентабельность  – это относительный показатель интенсивности производства, так  как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы.[28, с. 446]

     По  мнению других авторов рентабельность – показатель, представляющий собой  отношение прибыли к сумме  затрат на производство, денежным вложениям  в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы. 

     Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным  капиталом, рентабельность позволяет  сравнить уровень доходности организации с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной организацией при сходных условиях риска.  Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности организации. При его помощи можно оценить эффективность управления организацией, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.

     По  значению уровня рентабельности можно  оценить долгосрочное благополучие организации, т.е. способность организации получать достаточную прибыль на  инвестиции. Для долгосрочных кредиторов  инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал организации, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.

     Устанавливая  связь между суммой прибыли и  величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с  фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений. Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности организации и ее результатов. [40, с. 273]

     Таким образом, можно сделать вывод, что  показатели рентабельности характеризуют  финансовые результаты и эффективность  деятельности организации. Они измеряют доходность организации с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.  
 

2. ВИДЫ И ПОКАЗАТЕЛИ  РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 

     В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности организации. Они характеризуют относительную доходность организации, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

     Показатели  рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода организаций. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния организации. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. [3]

     Первая  группа показателей, отражая уровень  рентабельности различных экономических  субъектов общества от отдельного частного предпринимателя без образования  юридического лица, организации до страны, межгосударственной организации, международного региона и мира в целом, показывает соотношение и формирование эффективности функционирования различных сфер экономики. Ее  роль заключается в обеспечении социально-экономической ориентации, выбора направлений движения и перелива капитала  из малоприбыльных и убыточных сфер (регионов, стран) в более доходные.  Реальный процесс инвестиций строится на механизме расчета средних норм рентабельности предпринимательской деятельности с учетом конкретных специфических особенностей социально-экономического развития того или иного субъекта .

     Вторая  группа представлена множеством параметров в зависимости  от разнообразия используемых ресурсов экономического субъекта.

     Третья  группа охватывает параметры рентабельности затрат или издержек производства и  реализации. Показатели могут быть исчислены применительно к отдельным  элементам затрат (потребленные основные средства, материалы, сырье и т.д.) и себестоимости в целом. Наибольшее применение получили рентабельность изделия  и продукции.

     Четвертая группа показателей формируется  в зависимости от разновидностей получаемого эффекта   - прибыли (убытка). Последняя имеет несколько  видов, в том числе: прибыль одного  изделия, прибыль выпуска изделия, прибыль товарной продукции, прибыль  реализованной продукции, прочая прибыль, прибыль года, чистая прибыль.

     Особую  роль в финансовом менеджменте играет пятая группа рентабельности, отражающая различные управленческие фазы  предпринимательской деятельности: плановую, текущую и заключительную. Наибольшие значение и сложность  представляют расчеты плановых показателей. От степени их обоснованности и достоверности  зависят  как принятие решения  о реализации инвестиционных проектов, так  и конечные результаты предпринимательской  деятельности.

     Последняя шестая группа показателей рассчитывается в зависимости от сроков функционирования экономических субъектов: день, неделя, месяц, полугодие, год. Эти параметры  необходимы при финансовом анализе  состояния и перспектив развития как отдельных  сторон, так и   предпринимательской деятельности в целом.

     Комплексное использование рассмотренных выше параметров рентабельности должно стать  неотъемлемой составной частью финансового  менеджмента всех экономических  субъектов.  Особенно велика его  роль на базовом уровне экономики – коммерческой организации. При этом неотъемлемым условием полноценного анализа рентабельности  в современных условиях является компьютерная обработка всех социально-экономических и производственных параметров информационного нормативной системы функционирования организаций.[4]

     Поскольку есть несколько видов и множество  показателей прибыли, а также  существует много видов и показателей  затрат, количественная характеристика рентабельности также нуждается в классификации.

     Исходя  из понимания видов прибыли (по видам деятельности и от операций с капиталом), можно представить следующие виды рентабельности:

Информация о работе Виды и показатели рентабельности