Государственная политика занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 04:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Основой поступательного экономического развития государства являются цивилизованные трудовые отношения и современный гибкий рынок труда, обеспечивающие эффективную занятость населения.
В настоящее время чрезвычайно важным представляется решение проблемы безработицы. Занятость населения - это одна из главных задач государственной политики регулирования рынка труда в условиях растущей и изменяющейся экономики современной России.

Файлы: 1 файл

курсовая итог.doc

— 559.50 Кб (Скачать)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

____________________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИНКЛЮЗИВНОГО ВЫСШЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


 

       Факультет экономики                                      

Кафедра экономики, управления персоналом и маркетинга

                                                       

 

 

Курсовая работа

Дисциплина «Рынок труда»

Тема «Государственная политика занятости»

 

 

                            Выполнил(а): студентка 4 курса, группы ЭТ 04-11 Чумарикова И.А.

Проверил(а): к.э.н., доцент кафедры Литвиненко И.Л.

 

 

 

 

Москва, 2014 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 
 
ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Основой поступательного экономического развития государства являются цивилизованные трудовые отношения и современный гибкий рынок труда, обеспечивающие эффективную занятость населения.

В настоящее время чрезвычайно важным представляется решение проблемы безработицы. Занятость населения - это одна из главных задач государственной политики регулирования рынка труда в условиях растущей и изменяющейся экономики современной России.

Безработица - одна из самых актуальных проблем по всему миру. При переходе от командно-административной системы управления к рыночной экономике и соответствующих структурных изменениях безработица имеет форму, не типичную для стран с развитой рыночной экономикой; представляемая статистикой картина безработицы сильно искажена; проблемы и приоритеты социальной политики в целом, и особенно в области занятости, по-разному оцениваются населением и лицами, оказывающими влияние на эту политику.

Последствия безработицы (социальные и экономические) серьезно влияют на состояние национальной экономики, особенно безработица опасна в долгосрочном периоде (распад семей, рост преступности, дестабилизация процесса воспроизводства и пр.).

Государственная политика занятости населения - это часть социально-экономической политики государства, направленная на разрешение проблем занятости населения в экономике на основе повышения эффективности программ обеспечения занятости, развития системы социального партнерства, стимулирования мобильности экономически активного населения и усиления гибкости рынка труда.

В условиях современного этапа российской экономики важнейшей задачей является совершенствование экономических отношений во всех сферах общественного хозяйства, включая рынок труда. Успешное развитие цивилизованной рыночной экономики невозможно без эффективного функционирования рынка труда, с которым связаны глубинные изменения в системе социально-трудовых отношений, затрагивающие интересы ее субъектов.

Постоянное поддержание определенного уровня занятости населения – это сложная проблема для любой страны, в том числе имеющей многовековые рыночные традиции. Считается, что в сфере занятости рынок не может оказывать автоматического влияния на процесс саморегулирования. Поэтому во всех странах рыночной ориентации проводится политика регулирования занятости на основе, применения постоянных, гибких по формам и средствам мер воздействия на сферу занятости. Обеспечение более полной и эффективной занятости населения является одной из важнейших задач любого демократического общества

Степень разработанности проблемы. В отечественной экономической литературе вопросы государственной политики занятости населения и регулирования рынка труда освещены такими авторами, как Е.Г. Антосенков, Л.С. Бабынина, Б.Р. Бреев, В.А. Вайсбурд, И.В. Гуськова,, Т.И. Заславская, Р.И. Капелюшников, Е.Д. Катульский, А.В. Кашепов, А.Я. Кибанов, О.А. Колесникова, А.Э. Котляр, Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко, Г.Э. Слезингер, В.Н. Якимов.

Вопросам регулирования занятости в регионах посвящены работы А.А. Белокрылова, О.С. Белокрыловой, О.А. Биякова, Е.В. Буйной, Х.Н. Дьяконова, Н.П. Кетовой, О.А. Колесниковой, В.В. Котилко, Д.В. Орловой, Л.А. Плотицыной, М.Д. Поварич, и др. Исследованиям рынка труда России также посвящены работы М.Н. Белогубовой, Н.П. Залывского, О.В. Овчинникова.

В своих работах авторы анализируют рынок труда и занятость, основные факторы, воздействующие на их формирование и становление, выявляют тенденции развития с учетом меняющейся социально-экономической ситуации в стране. Вместе с тем, следует отметить недостаточность научных разработок, посвященных вопросам развития региональной политики в сфере труда и занятости, направленных на смягчение проблем безработицы в посткризисный период, а также преодоления негативных тенденций в динамике занятости и на рынке труда.

Цель работы - рассмотреть особенности особенности государственной политики занятости.

В развитии этой цели можно выделить следующий круг задач:

- рассмотреть  теоретические основы регулирования занятости населения на национальном и международном уровне;

- изучить международный уровень регулирования занятости населения: современные тенденции;

- проанализировать опыт зарубежных стран в области занятости населения;

- дать  оценку эффективности инструментов государственной политики занятости населения;

- выявить роль государственной службы занятости населения на современном этапе развития;

- рассмотреть  государственную политику занятости населения в области поддержки лиц с ограниченными возможностями в Москве и Московской области;

- выявить проблемы занятости населения в современной России;

   - определить пути решения проблем государственной политики занятости населения Российской Федерации.

Методы исследования:

- обработка, анализ научных источников;

- анализ  научной литературы, учебников и  пособий, а также сети Интернет по исследуемой проблеме.

Объект исследования -  государственная политика занятости.

Предмет исследования - анализ и механизм реализации государственной политики занятости населения в России.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных ученых, посвященные теории и практике рынка труда и занятости населения, а также процессов, способствующих формированию механизма регулирования занятости.

Информационная база исследования состоит из концепций и положений, содержащихся в работах отечественных авторов по исследуемой проблеме.

При написании работы широко использовались ряд учебных пособий, множество периодических изданий, предоставляющих аналитические материалы и данные; информационные ресурсы сети Интернет, а также информационно-аналитические материалы и статистика Росстата.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ

 

1.1 Теоретические основы регулирования занятости населения на национальном и международном уровне

 

Система регулирования занятости населения во многих научных исследованиях подразделяется на два механизма: механизм рыночной саморегуляции на основе взаимодействия спроса и предложения рабочей силы и государственное регулирование занятости населения и рынка труда.

Проблемы занятости населения и ее регулирования широко рассмотрены представителями различных экономических школ. Развитие экономики подтверждало или опровергало положения теорий занятости, внося в них коррективы. Современная экономическая мысль синтезирует достижения предыдущих лет либо вырабатывает совершенно новые методологические подходы с целью поиска наиболее эффективных путей содействия занятости населения и предотвращения негативных последствий вынужденной безработицы.

В последние годы в развитии теории занятости населения наблюдается постепенный перенос акцента с экономических факторов и макроэкономических способов регулирования занятости к социально-психологическим и правовым, что нашло отражение в теории «человеческого капитала», индустриально-социологической теории занятости, контрактной теории занятости, теории гибкого рынка труда1.

Каждая из концепций имеет рациональное зерно, и применительно к рынку труда и занятости населения необходимо использовать как возможности механизма саморегуляции, так и методы государственного регулирования. Соотношение их должно изменяться в зависимости от состояния конкретной экономической системы, в рамках которой осуществляется сбалансирование рыночных элементов.

Система регулирования занятости населения (рисунок 1) является сложной управленческой системой, включающей цель регулирования, объект регулирования занятости населения, субъектов регулирования занятости и рынка труда, вступающих в управленческие отношения по поводу приложения труда работников, механизмы и методы регулирования, инфраструктуру рынка труда и социально-экономические условия, в которых происходит процесс регулирования.

Рисунок – 1 Система регулирования занятости населения2

Необходимо различать объект регулирования занятости и объект регулирования рынка труда. Объектом регулирования занятости являются процессы формирования, распределения, перераспределения и использования рабочей силы, т.е. весь воспроизводственный цикл рабочей силы, а объектом регулирования рынка труда являются спрос и предложение рабочей силы, отношения между нанимателями и наемными работниками, отношения в сфере товарно-денежного обмена, где товаром выступает рабочая сила или услуга труда3.

Данный подход к пониманию объекта регулирования занятости, основывающийся на воспроизводственном принципе и выражающий движение рабочей силы по стадиям, позволяет определить место занятости и рынка труда в общей системе трудовых отношений, раскрыть их содержание, наметить направления устранения диспропорций и цели регулирования (таблица 1).

Таблица 1 - Цели регулирования занятости населения на различных фазах воспроизводства рабочей силы4

 

Круг субъектов регулирования занятости отличается в зависимости от того, какой механизм регулирования занятости рассматривается: саморегулирование через взаимодействие спроса и предложения на рынке труда или государственное регулирование занятости населения.

Рисунок - 2 Классификация субъекта регулирования занятости населения как системы5

Механизм саморегулирования представляет собой взаимодействие свободных рабочих мест и рабочей силы, а субъектами регулирования выступают работодатели и их объединения, наемные работники и их объединения. Работодатели, с одной стороны, являются неотъемлемой частью механизма саморегулирования рынка труда через формирование спроса на рабочую силу и предоставление рабочих мест. С другой стороны, в процессе государственного регулирования занятости населения к ним применяются различные меры прямого и косвенного воздействия государства, а субъектом регулирования в данном случае выступает государство, осуществляя механизм государственного регулирования занятости.

В соответствии с законодательством РФ работодатели призваны содействовать проведению государственной политики занятости. Это содействие осуществляется на основе: оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет средств организаций и других работодателей; создания условий для профессиональной подготовки, повышения квалификации и подготовки работающих; соблюдения условий договоров (контрактов), регулирующих трудовые отношения; реализации мер, предусмотренных законодательством РФ о труде, коллективных договоров и соглашений по защите трудящихся в случае приостановки производства или высвобождения работников. Все эти действия являются управленческими и непосредственно влияют на занятость населения, т.е. регулируют занятость населения.

В осуществлении политики занятости участвуют негосударственные органы и организации (профсоюзы, общественные организации, способствующие занятости инвалидов), образовательные учреждения и др. К таковым следует также отнести Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, состоящую из представителей общероссийских объединений работодателей, представителей общероссийских объединений профессиональных союзов и представителей Правительства РФ и способствующую обеспечению единой согласованной политики в области регулирования социально-трудовых отношений.

Однако регулирование, в котором работодатели и общественные организации выступают как субъекты регулирования, как правило, осуществляется на микроэкономическом уровне и не может рассматриваться как действенный механизм регулирования занятости населения на уровне региона в отличие от государственного регулирования. С другой стороны, если данные организации довольно велики и могут оказывать существенное влияние на социально-экономические процессы в регионе, то их тоже можно рассматривать как субъекты регулирования занятости населения региона. Например, к таковым могут относиться транснациональные корпорации, холдинги, крупные предприятия-монополисты, сильные общественные организации и профсоюзы, работающие в рамках крупных отраслей.

Информация о работе Государственная политика занятости