Безработица: понятие, формы. Особенности безработицы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:37, контрольная работа

Краткое описание

Причина выбора данной темы ее актуальность. В настоящее время безработица представляет собой важную макроэкономическую проблему, так как оказывает влияние, ощущаемое в масштабах всего народного хозяйства. Она характеризует потери ограниченных ресурсов для производства товаров, следовательно, замедляются возможности экономического роста. От масштабов безработицы зависят основные микро- и макроэкономические показатели: уровень издержек, прибыли, рентабельности; уровень реального объёма ВНП, инфляции, размер налоговых поступлений в бюджет, уровень и качество жизни населения и т.д.

Оглавление

Введение 4
1. Понятие безработицы и ее причины образования 7
2. Типы безработицы 13
3. Особенности безработицы в России и ее регулирование 18
4. Заключение 21
Библиографический список 23

Файлы: 1 файл

МОЙ (вариант).docx

— 112.51 Кб (Скачать)

В результате людям, нуждающимся в  работе, приходится в массовом порядке  обращаться к неформальным формам самозанятости. Они либо организуют собственное нелегальное дело, либо эпизодически подрабатывают у официального работодателя на теневых условиях. Людям нужна работа как стабильный источник дохода. Ее режим, характер, условия трудовой деятельности часто значения не имеют. Нецивилизованное использование рабочей силы в неконтролируемой экономике ведет к профессиональной деградации граждан, ухудшению физического и морального здоровья. 

Проблема безработицы в России нашла отражение в целом комплексе  законов, указов и постановлений  высших законодательных и исполнительных органов власти. Первый закон РСФСР  «О занятости населения в РСФСР» был принят 19 апреля 1991г. Существенные изменения и дополнения в решение  проблемы были внесены Законом РФ «О занятости населения в РФ»  от 20 апреля 1996 г. Созданы Федеральная  государственная служба занятости  населения РФ и Государственный  фонд занятости населения РФ. Разработана  классификация статистических данных о составе рабочей силы, экономической  активности и статусе в занятости. Ежегодно Правительство РФ принимает  Федеральные программы содействия занятости населения. Разработана  Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 – 2000 гг8

В России государство гарантирует  безработным:

  • выплату пособия;
  • возмещение затрат в связи с переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
  • зачет в общий трудовой стаж времени получения пособия по безработице.

 

 Пособие по безработице  выплачивается в течение 12 месяцев, а для лиц предпенсионного возраста – в течение 24 календарных месяцев. Размер пособия: первые три месяца – 75% среднего заработка; с четвертого по седьмой месяцы – 60% заработка; с восьмого месяца – 45% заработка. Но во всех случаях размер пособия не должен превышать среднего заработка, сложившегося в данном регионе9.

Существенно изменилось отношение  российского общества к безработице. В 1990 –1992 гг. среди политиков и  ученых преобладало мнение, что безработица  положительно влияет на эффективность  труда тех, кто пока занят, и что  в целом безработица – это  благо. Ныне, когда миллионы российских граждан на личном опыте узнали, что такое безработица, все более  стала утверждаться мысль, что в  социально ориентированной рыночной экономике безработица не допустима, что ее рост может привести к социальному  взрыву. Предотвращение ускоренного  роста безработицы и последующее  сокращение ее становятся важнейшей  задачей социальной политики.

 

Заключение.

Наличие как макроэкономических, так и иных ограничений и препятствий  оказывает сдерживающее влияние  на сокращение безработицы и рост занятости даже в период экономического оживления. Надежды на автоматическое улучшение функционирования рынка  труда при благоприятной макроэкономической динамике выглядит излишне оптимистично. На сегодняшний день нет оснований  полагать, что проблема открытой безработицы  будет снята в ближайшие годы. Она будет либо достаточно интенсивно расширяться, либо сохранит “ползучий” характер. Не исключено, что увеличение безработицы будет происходить  параллельно с позитивными переменами в ВВП и производительности на стадии подъема. Весьма вероятно, что  российская экономика столкнется с  достаточно уникальной ситуацией –  “оживлением без рабочих мест”.

Проблема “недозанятости” также останется актуальной. Ее “накопленные” объемы, а также скорость, с которой произойдет рационализация фонда рабочего времени (рассасывание “недозанятости”), будут оказывать влияние как на темпы экономического оживления, так и на масштабы открытой безработицы. В том случае, если произойдет изменение в распределении избыточной рабочей силы между безработными и “недозанятыми”, изменятся и акценты трудовой политики в сторону мер, направленных на возвращение потерявших работу к труду.

В целом же, как представляется, вопрос состоит не в том, каких  позитивных перемен нужно ожидать  на рынке труда, а в том, каким  образом, использовать весьма ограниченные возможности для нейтрализации  потенциальных факторов риска ухудшения  занятости. Решающую роль здесь играет макроэкономическая политика. Учитывая, что состояние рынка труда, динамика безработицы будут оказывать  все возрастающее влияние на экономическое  оздоровление и его скорость, эта  политика должна быть модифицирована.

С точки зрения влияния  на занятость эффективность макроэкономической политики должна определяться ее позитивным влиянием на способность экономики  поддерживать баланс между повышением производительности на стадии подъема  и созданием новых рабочих  мест для безработных граждан, а  также тех, кто впервые или  повторно вступает на рынок труда. Повышение  и поддержание высокой способности  экономики к “генерации занятости” в целом составляет задачу экономической  политики.

Наличие многочисленных факторов, не связанных с макроэкономическими  возможностями для занятости, может  сделать бессмысленными попытки  стабилизации положения на рынке  труда за счет “чистых” экономических  мер. По мере завершения перевода экономики  из режима переходного периода к  ее функционированию на собственной  рыночной основе значение собственно политики на рынке труда будет  возрастать. Результаты макроэкономических усилий будут находиться в ощутимой зависимости от эффективности трудовой политики. Повышение и поддержание  “высокой способности к занятости” рабочей силы, а также поддержка  благоприятной “рабочей среды”, позволяющей  реализовать эту способность  и сохранить уже имеющуюся  занятость, в целом должно составлять ключевую задачу политики на рынке  труда.

По мере расширения открытой безработицы, в том числе в  связи с оптимизацией фонда рабочего времени, приведения численности работающих к величине “экономически заданного  спроса”, будет усиливаться значение политики преодоления открытой безработицы. Ее базовая задача – повышение  “способности к занятости” безработных  граждан. Под повышением “способности к занятости” понимается снятие объективных  препятствий (информационных, квалификационных, социальных, психологических и т.д.), мешающих безработным занять имеющиеся  вакансии или генерируемые экономикой новые рабочие места. Основная цель – скорейшее возвращение искателей  работы к активному труду, предотвращение их дрейфа в длительную безработицу.

 

Библиографический список.

  1. Анисимов Л.Н. Новое в трудовом законодательстве.Издательство – М.; "Юстицинформ", 2007. - 265с.
  2. Борисов Е.Ф.Экономическая теория в вопросах и ответах: Учебное пособие- Е.Ф. Борисов. - М.: ТК Велби: Проспект, 2008. – 256 с.
  3. Булатов А.С. Экономика–М: Учебник Изд-во: Высшее образование, 2008.- 422 с.
  4. «Вопросы экономики» 02.02.2010.- Л.И. Абалкин - Москва.
  5. Казаков А.П. - Минаева Н.В. Экономика. М„ ЦИПККАП, 1996.-512с.
  6. Под ред. Камаева В.Д. Учебник для студентов вузов 10-е изд., перераб. и доп. – Изд-во: М.: владос, 2003. — 592 с.  
  7. Липсиц И.В. Экономика: Учебник для ВУЗов М.: Юрайт, 2010.- 325 с.  
  8. Макконнелл К.Р.,Брю С.Л. «Экономикс».- ИНФРА-М.- 2003.- 983 с. 
  9. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник – 2-е изд./ под ред. А.Г.Грязновой и Н.Н.Думной. - М, 2008. – 668с. 
  10. Николаева И.П. Макроэкономика. Учебник/ - М, 2008. – 319 с. 
  11. Никифорова А.А «Рынок труда, занятость и безработица»,Изд-во: М., 2006.-251 с. 
  12. Носова С.С. Экономическая теория:Учебник для вузов.– М., 2010.- 254 с. 
  13. Саруханов Э.Р. Управление занятостью населения. -СПб: СПб. ун. экономики и финансов, 1993. - 164 с. 
  14. Указ Президента РФ от 23.05.96 N 768 "О комплексной программе мер по созданию и созранению рабочих мест на 1996 - 2000 годы" Редакция от 23.05.1996. 
  15. http://www.rosbalt.ru/business/2012/01/24/937041.html«Уровень безработицы»  
  16. http://www.investmentrussia.ru/teoriya-investirovaniya/bezrabotitsa-v-rossii.html   
  17. http://slovari.yandex.ru «Современный экономический словарь»

1 А.С.Булатов «Экономическая теория» (с.302), Москва - Экономист,2003г.-302 с.

2 Макконнелл К.Р.,Брю С.Л. «Экономикс».- ИНФРА-М.- 2003.- с.195

3 3 Макконнелл К.Р.,Брю С.Л. «Экономикс».- ИНФРА-М.- 2003.- 340 с.

4 4 Макконнелл К.Р.,Брю С.Л. «Экономикс».- ИНФРА-М.- 2003.- 342 с.

5 «Экономика» Под ред. А.С. Булатова.- Изд.: Магистр : Инфра-М.-2012.-302-303 с.

6 А.С.Булатов «Экономическая теория» (с. 303), Москва - Экономист,2003.-303 с.         

7http://www.rosbalt.ru/business/2012/01/24/937041.html«Уровень безработицы»

8 УКАЗ Президента РФ от 23.05.96 N 768 "О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ МЕР ПО СОЗДАНИЮ И СОХРАНЕНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ НА 1996 - 2000 ГОДЫ" Редакция от 23.05.1996

9 ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

 


Информация о работе Безработица: понятие, формы. Особенности безработицы в России